Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2008

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Продолжение. Начало в №№ 1, 3, 4, 5, 6/2007 г.

Читая Лесгафта

По книге П.Ф. Лесгафта «Руководство по физическому образованию детей». – СПб., 1901.

Простые игры

Мяч с фигурами

Игра состоит в метании мяча в определенную сторону стоящими в кругу и в удерживании того положения, в котором находился участник в тот момент, когда не поймал брошенный ему мяч. Ловят по назначению: двумя руками, определенной рукой (правой или левой), один мяч, два мяча. Первоначально метают мяч соседу, а затем через одного, двух, трех человек и т.д. Требуется метать мяч в определенном направлении и в определенное место; необходимо внимание, чтобы поймать брошенный мяч.

Игра эта является одной из самых элементарных игр в мяч. Она возможна только тогда, когда играющих немного и когда они еще совсем не умеют ловить мяч. Если дети уже научились ловить один мяч двумя руками, то в качестве усложнения можно дать им задание играть сразу двумя мячами, т.е. бросать сразу правой и левой рукой два мяча и ловить их оба сразу – каждый мяч отдельной рукой.

Все играющие становятся в круг, и один из них, взяв маленький черный мячик, бросает его соседу; если тот его поймает, то снова бросает своему соседу в ту же сторону, т.е. или вправо или влево – смотря по тому, в какую сторону была начата игра. Тот же, кто не поймает мяч, должен тотчас же остановиться в той позе, в которой ловил мяч, и в ней остается до конца игры.

Следующий игрок, который должен был получить мяч, поднимает его с пола и бросает дальше. Когда мяч обойдет весь круг, мяч бросают в той же очередности только тому, кто еще не стоит ни в какой позе, т.е. тому, кто каждый раз ловил брошенный ему мяч; так что приходится бросать его в ту же сторону, но через одного, двух или даже трех играющих и т.д. В таком виде игра продолжается до тех пор, пока все не встанут в различные позы. Тогда последний поднявший мяч бросает его определенное число раз (5 или 10) кверху и ловит. Если он поймает его все 5 или 10 раз, то все снова становятся свободными, и оставшийся последним начинает новую игру. Если же он уронил мяч ранее определенного числа раз, то сам становится в ту позу, в которой ловил мяч, на всю следующую игру, все же остальные становятся свободными и начинают новую игру.

Таким же образом ведется эта игра и двумя мячами, только тут встают в позу каждый раз, как только хоть один из мячей не будет пойман, т.е. нужно обязательно поймать оба мяча сразу.

Зеваки

После игры «Мяч с фигурами» эта игра является самой простой в отношении правил и самой легкой в отношении исполнения.

Она также состоит в метании мяча определенному лицу, стоящему в кругу. Не поймавший мяча выходит из игры на определенную очередь или до окончания партии – смотря по уговору. Видоизменения могут состоять в метании и захвате мяча определенной рукой, в метании двух мячей одновременно, в отбивании в пол в определенном направлении одногодвух мячей. Игра требует внимания и ловкости.

Все играющие встают в круг; один из них берет маленький черный мячик и, назвав когонибудь по имени, бросает ему; тот, в свою очередь, проделывает то же самое и таким образом – до тех пор, пока кто­нибудь, зазевавшись, не успеет или просто не сумеет подхватить брошенный мяч. Раз мяч упал на пол, игрок, который должен был поймать его, поднимает с пола и передает стоящему от него направо, а сам выходит из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один играющий. Тогда он берет мяч, бросает его кверху и ловит определенное число раз. Если он это исполнил и ни разу не уронил мячика, то все снова встают в круг, и оставшийся последним начинает новую игру. Если же он уронит мяч раньше, то ждет до следующей игры, а все остальные встают и начинают новую игру.

Эта игра может только тогда идти хорошо, когда мячик быстро перебрасывают друг другу, т.е. когда каждый поймавший не задерживает мячик у себя, выбирая, кому его бросить, а старается тотчас перебросить комунибудь другому.

В этой игре, как и во многих других, могут быть допущены различные усложнения, которые особенно удобно вводить в каждой игре по мере того, как определенное число играющих вышло. Остаются обыкновенно более ловкие, и если игру не усложнять постепенно, то игра будет продолжаться очень долго, и тогда всем вышедшим в начале игры придется долго бездействовать.

Постепенно вводимые усложнения могут состоять в следующем:

1. Бросать мяч нужно правой рукой и ловить обеими.

2. Бросать мяч нужно левой рукой и ловить обеими.

3. Играющим дается два или три мяча, которые их отдельно перебрасывают, притом, если случилось так, что оба или даже все три мяча брошены одновременно одному и тому же игроку, он обязан поймать только один, а остальные потом сам поднимает с полу и бросает дальше.

4. Бросать мяч нужно одной правой рукой и ловить одной правой.

5. Бросать мяч нужно одной левой рукой и ловить одной левой.

В последних двух случаях мяч, пойманный обеими руками, приравнивается к мячу, не пойманному совсем в предыдущих случаях, следовательно, поймавший мяч двумя руками выходит из игры.

6. Бросать нужно сразу два мяча обеими руками (каждый мяч отдельной рукой) и ловить один – правой, другой – левой рукой одновременно.

7. Дается сразу несколько пар мячей, причем когда остаются два игрока, то оставляют только две пары мячей, а при последнем оставшемся играющем оставляют одну пару.

Обыкновенно эта игра, как она описывается в других сборниках игр, на этом не кончается: тот, кто поймал мяч, не сразу выходит из игры, а должен поскорее поднять мяч с земли к попасть в когонибудь из играющих, и тому, в кого он попал, засчитывается 2 очка, а если он промахнется, то промахнувшемуся засчитывается 4 очка. Когда комулибо будет засчитано 20 или 24 очка, он выходит из игры, а когда половина играющих выйдет, выигравшие, т.е. оставшиеся в кругу, наказывают провинившихся, т.е. тех, которым пришлось выйти. Наказываемый становится лицом к стене и, взяв мяч, старается левой рукой отбросить его назад как можно дальше от себя. На том же месте, где мяч оказался, кто­либо из выигравших поднимает его и бьет оттуда в спину наказываемого, и таким образом поступают со всеми провинившимися.

Эта последняя часть здесь выпущена. Конечно, ничего нельзя иметь против того, чтобы играющие выходили из игры не тотчас после того, как они первый раз уронили мяч, а после нескольких ошибок (что даже удобнее для не умеющих еще хорошо ловить); также можно допустить, чтобы уронившему, успевшему запятнать когонибудь мячом, прощали его ошибку, но никак нельзя допустить, чтобы в игре наказывали провинившихся за то, что они уронили мяч. Того, что играющий должен выйти из игры, совершенно достаточно. Позволить же товарищам наказывать других ударами мяча в игре ни в коем случае нельзя. Это противоречит всякому педагогическому значению и смыслу игры, тем более что наказывающий старается бросить мяч изо всех сил, чтобы ударить побольнее. В играх никогда не может быть допущено никакое насилие, никакая (в особенности намеренная) возможность причинить другому какую бы то ни было боль.

Перехват или перебрасывание мяча через стоящего в середине

Игра производится обыкновенно в кругу с одним участником посредине. Мяч перебрасывается определенному лицу, а стоящий посредине старается перехватить его. Если ему это удается, то он меняется своим местом с участником, которому мяч был направлен. Требуется внимание, в особенности со стороны стоящего в середине.

Эта игра, как и предыдущая, удобна тем, что она может состояться даже в том случае, если есть только два человека, и в том случае, если их около 20. Обыкновенно если играющих более двух, то они становятся друг против друга или в круг, а один становится в середине круга. Все стоящие в кругу перебрасывают мяч друг другу, называя предварительно по имени того, кому бросают. Стоящий же в середине должен постараться перехватить мяч. Как только он перехватит мяч, тот, кому был брошен мяч, должен идти в середину, а стоявший в середине идет на его место. Если мяч не был перехвачен и пойман тем, кому он был брошен, то все стоящие близко к тому месту, где мяч упал, а также стоящий в середине имеют право за ним бежать, и кто скорее поднимет мяч, тот и продолжает игру. Если его поднял стоявший в середине, то он меняется местом с тем, кому мяч был брошен, и продолжает игру.

В этой игре, как правило, ставится требование, чтобы мяч был брошен не выше поднятых рук стоящего в середине и мимо него, отчего мяч не может быть брошен рядом стоящему, а всегда через одного или несколько играющих, исключая, конечно, того случая, когда играющих не более четырех.

Когда собрались играть только двое, один из них, который бросает мяч, встает перед стеной, а другой, который перехватывает, встает между ним и стеной и, смотря по условию, или может стоять лицом, куда хочет, т.е. имеет право поворачиваться во все стороны, или же должен стоять спиной к стене. Как только он перехватит мяч, играющие меняются местами.

В виде усложнения к этой игре можно дать задание перебрасывать не один мяч, а сразу два мяча двумя руками, но сначала постановить следующее правило: стоящий в середине меняет свое место или тогда, когда поймает три раза по одному мячу, или тогда, когда раньше других поднимет с пола сразу два мяча, или, наконец, тогда, когда сразу поймает оба мяча. Впоследствии же стоящий в середине в этом случае меняет место только тогда, когда оба мяча сразу были пойманы.

Лунки

Участники берут мячик или деревянный шар диаметром от 4–5 дюймов; кроме того, каждый берет по палке длиной несколько более аршина*.

На площадке выкапывают одну большую центральную лунку и вокруг – другие, немного поменьше, по количеству на одну меньше числа участников. Маленькие лунки выкапывают на таком расстоянии, чтобы играющие, сделав шаг от своей лунки, могли достать среднюю лунку палкой. Свободным концом палки игроки отмечают свои лунки. Оставшийся без лунки участник, который называется вожаком, берет большой мяч (шар), отбрасывает его на некоторое расстояние от лунок и затем оттуда старается палкой прокатить так, чтобы он, пройдя между лунками, попал в середину.

Играющие, стоя у лунок, держат палки в руках, причем нижний конец палки находится в лунке. Как только шар подкатывается близко к ним и может прокатиться к средней лунке, они, вынимая палки, стараются отогнать шар, но вместе с тем в это же время сторожат и свои лунки, так как если вожаку удастся занять своей палкой чьюнибудь лунку, то тот играющий становится вожаком, а вожак занимает его место.

Если вожаку удалось попасть мячом в среднюю лунку, то все стараются скорее коснуться своими палками средней лунки и опять вернуться к своим лункам, потому что вожак в это время может занять чьюнибудь лунку, причем опять оба играющие меняются. Если же вожак не успел занять ничью лунку, то продолжает водить мяч.

Игра требует ловкости и внимания, а также чуткости со стороны вожака. Если играющие хорошо дисциплинированы, то она проходит очень живо.

Ее можно проводить и в несколько измененном виде. Лунки выкапывают так же, как и в первом случае: одна посредине, а все остальные – на значительном расстоянии от средней. Вожак берет мяч и палкой отбивает его куданибудь в сторону. Все играющие бегут за мячом, и тот, кто скорее добежит, старается палкой вбить мяч в среднюю лунку. Между тем вожак в это время торопится обежать все лунки и палкой дотронуться до каждой из них. Если вожак успел обежать все лунки и поставит свою палку в среднюю лунку раньше, чем мяч попадет в нее, то он считается выигравшим, а игрок, кативший мяч, идет на его место. Если же, наоборот, катившийся мяч раньше попал в среднюю лунку, то вожак остается прежний.

Игру можно проводить и в комнате, если помещение достаточно большое, только в этом случае вместо лунок на полу чертят кружки и берут большой серый мяч, причем он может не останавливаться в среднем кружке, а только через него прокатиться.

Сторож

Игра проводится обыкновенно на площадке. Участники по очереди стараются палками выбить деревянный шар и коснуться кола, на котором стоит шар. Этому старается воспрепятствовать сторож, устанавливая сбитый шар на место, после чего прикасаться к колу уже нельзя, а также нельзя повторить выбивание шара. Требуется меткость и ловкость. В комнате деревянный шар заменяется большим серым мячом, а палки – черными мячами.

Из среды играющих выбирается один сторож, а остальные берут по палке.

На краю площадки проводится черта, обозначающая дом. На определенном расстоянии от дома (смотря по тому, на каком расстоянии играющие могут попадать в цель) вбивают в уровень с землей толстый деревянный кол, на котором устанавливают деревянный шар диаметром от 4 до 6 дюймов**.

От этого кола в обе стороны проводят равные прямые линии, концы которых соединяют полукругом (рис. 1). Правильно выбитый шар должен выкатиться за черту этого полукруга. Сторож встает на боковой черте площадки, как раз против шара.

Рис. 1

Рис. 1

Все играющие по очереди стараются палкой сбить шар. Если это им удается, то сбивший бежит за палкой, а сторож – за шаром, и каждый стремится скорее прибежать к колу, на котором располагается шар. Тот, кто прибежит к колу раньше, ударяет по нему палкой и возвращается обратно; второй же устанавливает шар на колу и, таким образом, не дает ударить по нему палкой и, следовательно, лишает первого игрока возможности вернуться обратно. При этом возможны следующие случаи и должны соблюдаться следующие правила:

1. Если шар сбит, а бросивший палку прибежал к колу и тронул его палкой прежде, чем сторож установил шар, то сбивший шар возвращается в дом с палкой и имеет право прежде других снова сбивать шар. Эти действия можно повторять 2 или 3 раза, смотря по условию.

2. Если сбивший шар опоздал и сторож раньше тронул кол и установил шар, то как только он вернул его на место, поднявший палку должен или тотчас бросить ее на том месте, где в этот момент находится, или подбросить несколько ближе к дому. Последнее он, однако же, имеет право сделать только раньше того момента, когда сторож тронул шаром кол. Бросив палку, он возвращается в дом и ждет того момента, когда кто­нибудь другой собьет шар.

3. Если шар совсем не сбит, т.е. если играющий промахнулся, то он остается в доме и так же, как и в правиле 2, ждет, когда кто­нибудь другой собьет шар.

4. Как только шар будет сбит вторым, третьим или четвертым играющим, все бросившие палки раньше, у которых они остались в поле, имеют право вместе с игроком, сбившим шар, бежать за ними. Но так же, как в правиле 1, все поднявшие палки имеют право вернуться в дом только в том случае, если успели тронуть кол раньше, чем сторож положил шар; если же не успели, то поступают так же, как в правиле 2.

5. Как только один или несколько играющих выбежали из дома за палками, следующий имеет право бросать палку только тогда, когда все играющие и сторож находятся на местах.

6. Если палка играющего ударила по шару, но шар не выкатился за черту, то играющему засчитывается ошибка, и он меняется со сторожем местами, т.е. сам становится сторожем, а сторож берет его палку и занимает его место.

7. Таким же образом сторож меняется местами с играющим, если тот, подняв палку, не успеет бросить ее в поле в тот момент, когда сторож, прибежавший к колу раньше, установил шар.

8. Игра считается оконченной, когда палки всех играющих остались в поле и некому их бросать.

9. По окончании игры сторож берет шар и старается попасть им в какуюнибудь из палок. Тот, чью палку сторож запятнал, становится сторожем, а сторож в этом случае считается выигравшим игру, берет себе палку и идет в дом к играющим.

10. Для того чтобы иметь возможность пятнать палки, близко и далеко лежащие, ставится условие: или не делать ни одного шага, т.е. пятнать палку прямо от кола, или делать только определенное число шагов – 3 или 4.

11. Сторож, не попавший в палку, считается проигравшим и остается в этой роли в следующей игре.

12. Каждый должен знать, где лежит его палка; если же играющий случайно взял чужую палку, то сам лишается права бить шар и отдает палку тому, кому она принадлежит, к которому также переходит право сбивать шар.

Данная игра может быть проведена и в комнате, но только в этом случае заменяют деревянный шар большим мячом для отбивания, а палки – маленькими черными мячиками, каким­нибудь образом отмеченными, чтобы не перепутать их. Кол заменяется скамейкой или табуреткой, на которую кладется большой мяч. Во всем остальном игра проводится так же и применяются те же правила. Только сбивший большой мяч и желающий возвратиться в дом с мячом должен ударять по скамейке мячом с руки, а не бросая его.

Хозяин и помощник

Игра эта относится к наиболее простым; она соб­ственно может служить подготовительной игрой, как бы элементом лапты, и состоит в перебрасывании мяча между хозяином и всеми остальными участниками игры, которые располагаются рядами. Помощник подбрасывает мяч, хозяин отбивает его, а остальные участники ловят. Игрок, поймавший мяч на лету, становится хозяином, а поднявший мяч с почвы и перебросивший его помощнику становится на место помощника.

Это упражнение в метании на различные расстояния, причем можно установить, должен ли мяч быть пойман обеими руками, одной правой рукой или одной левой. При этом требуются внимание и ловкость.

Обыкновенно для этой игры на одной стороне площадки или комнаты проводят черту, ограничивающую дом, в который встают двое играющих. Один из них называется хозяином, другой – помощником. По всей же остальной части площадки встают остальные играющие в ряд один за другим.

Если игра проводится в комнате и играющих более 10, то удобнее всего остальную часть комнаты разделить, в свою очередь, на две неравные части: находящуюся ближе к дому – несколько больше и находящуюся дальше – несколько меньше. Причем участники распределяются по ним таким образом, чтобы в большем отделении было меньшее число играющих, а в меньшем – большее число играющих. Такого, казалось бы, неравномерного расположения следует придерживаться потому, что в комнате обыкновенно расстояние очень ограничено и мяч бывает большей частью отбит в ту часть комнаты, которая находится дальше, следовательно, чем ближе стоят игроки, тем реже они получают мяч.

Помощник подбрасывает мяч, а хозяин рукой или лаптой должен постараться отбить его. Играющие, стоящие в поле, стараются поймать мяч на лету. Если комната разделена на два отделения, то мяч могут ловить каждый раз только играющие того отделения, в котором мяч летит или падает. Перешедший в это время за черту выходит из игры.

Играющие одного отделения могут поднять или поймать мяч в другом отделении только в том случае, если они могут достать его, не заходя за черту. Тот, кто поймал мяч на лету, становится хозяином, а хозяин уходит назад или вперед и становится позади или впереди всех (смотря по условию). Все же остальные передвигаются, чтобы опять встать везде равномерно: так, если хозяин встал позади всех, а поймавший стоял в первом отделении, то один из стоящих во втором отделении должен перейти черту, чтобы в первом и во втором отделениях было всегда определенное число играющих. И наоборот: если было решено, что хозяин встает впереди всех, а поймавший стоял во втором отделении, то один играющий из первого отделения переходит черту и встает во второе. Если же хозяин встал позади всех и поймавший мяч стоял тоже во втором отделении, то они только поровнее распределяются.

Если же мяч не был пойман, а был поднят на полу, то тот, кто поднял его, с того места, где он его поднял, перебрасывает помощнику. Если мяч был хорошо переброшен и помощник его поймал, то хозяин встает среди играющих, помощник делается хозяином, а поднявший мяч – помощником.

В этой игре нужно соблюдать следующие правила:

1. Если хозяин промахнулся или отбил мяч так плохо, что он не вылетел за черту дома, то он перебивает до трех раз. Если же он и в третий раз промахнулся, то идет в число играющих, помощник становится хозяином, а крайний играющий с противоположного конца от того, где встал бывший хозяин, делается помощником.

2. Если мяч был пойман прямо в руки, то поймавший становится прямо хозяином, а помощник остается прежний.

3. Если мяч упал на пол, то поднявший его с того места, где поднял, перебрасывает помощнику. Если мяч залетел очень далеко и играющий не решается бросить его помощнику прямо из боязни не добросить, то он называет коголибо из стоящих в ряду по имени и перебрасывает ему мяч с просьбой о передаче. Тот, в свою очередь, либо прямо бросает мяч помощнику, либо тоже может передать его через когонибудь. Если мяч был везде пойман, то поднявший становится помощником, а помощник – хозяином.

4. Если при передаче мяча помощник или кто­либо из передающих уронит его на пол, то поднявший мяч и все остальные остаются на своих местах, а прежний хозяин вновь отбивает мяч.

Чтобы использовать эту игру как упражнение, очень важно приучить детей отбивать мяч как правой, так и левой рукой, а в виде усложнения можно прибавить следующее правило:

5. Только поймавший мяч правой рукой имеет право занять место хозяина; если же мяч пойман обеими руками, это приравнивается к тому случаю, где он поднят с пола, а потому поймавший его игрок может занять только место помощника, если мяч при передаче был везде пойман. Как помощник, так и все те, через кого был передан мяч, должны так же ловить мяч только правой рукой.

6. То же самое – только для левой руки.

Гонка мячей

Игра состоит в одновременном перебрасывании двух мячей двумя командами, располагающимися по кругу. Каждая команда старается, чтобы ее мяч поскорее обошел полный круг, после чего игра заканчивается.

Участники встают по кругу и пересчитываются по два. Таким образом, все первые номера составляют одну команду, а все вторые – другую. Каждая команда берет по большому мячу, и каждый играющий одной команды старается как можно скорее перебросить свой мяч следующему игроку из своей команда, чтобы мяч мог скорее достигнуть начавшего игру, т.е. обошел полный круг раньше, чем это получится у другой команды. То же самое делают и участники второй команды до тех пор, пока один из мячей не станет первым.

В начале игры мячи обыкновенно дают не в одном месте круга, а на двух противоположных его концах, для того чтобы команды не мешала друг другу. Перебрасывать мяч полагается каждому следующему игроку из своей команды, причем не позволяется никого пропускать, иначе мяч возвращается снова к тому играющему, который сделал ошибку, а это будет очень нежелательная задержка. Если кто­нибудь из играющих не успеет поймать брошенный ему мяч, он должен поднять его, а потом продолжать игру тем же порядком.

Эта игра удобна тем, что в ней может одновременно принимать участие довольно большое число играющих.

Мяч на ловле

Игра состоит в пятнании мячом свободных игроков. Она требует большой меткости и живости.

Один из играющих выбирается охотником, все же остальные называются зверями; у зверей одна рука повязана платком.

Охотник выходит на середину комнаты, три раза подбрасывает вверх маленький красный мяч и ловит его каждый раз. Звери в это время разбегаются в разные стороны подальше от охотника.

Поймав в третий раз мяч, охотник, не сходя с места, старается запятнать когонибудь из зверей. Если он промахнется, то идет поднимать мяч и снова с того места, где он его поднял, старается запятнать зверей, которые все время убегают.

Если охотник запятнает одного зверя, то последний сбрасывает с руки платок и становится собакой охотника и помогает ему поднимать мяч. Собака может находиться и далеко от охотника – так, чтобы он мог перебросить ей мяч, и тогда она тоже сможет пятнать зверей.

Пока у охотника не появится две собаки, звери не могут прикасаться к мячу, иначе тот, кто прикоснется к нему, делается собакой. Когда же у охотника уже есть две собаки, звери в том случае, когда мяч будет на полу, смогут гонять его ногами по комнате, в то время как охотник и собаки будут стараться его поднять.

Звери не имеют права трогать мяч ногами только тогда, когда охотник или собака уже нагнулись, чтобы поднять его. Запятнанному зверю дозволяется отыграться, т.е. воротить себе право быть зверем. Это возможно в том случае, если он после того, как его запятнают, тотчас поднимет мяч и запятнает того игрока, которым он сам только что был запятнан.

Игра заканчивается, когда все звери будут запятнаны.

Здесь нужно соблюдать следующие правила:

1. Охотник не может пятнать зверя, пока не подбросит мяч три раза.

2. Охотник может передавать мяч собаке.

3. Собака, подняв мяч с пола, передает его охотнику; получив же мяч от охотника, имеет право пятнать зверей.

4. Звери могут гонять мяч и прикасаться к нему только после того, как у охотника появится две собаки; нарушивший это правило зверь становится собакой.

5. Играющие не имеют права задерживать друг друга.

6. Зверь имеет право отыграться в том случае, если он, будучи запятнан охотником или собакой, поднимет попавший в него мяч и с места постарается попасть в запятнавшего его игрока. Если попадет, то снова станет зверем.

7. Игра заканчивается, когда все звери сделаются собаками охотника.

Статья подготовлена при поддержке «7 Корзин». Если вы решили преподнести поздравление другу или начальнику, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «7 Корзин». Перейдя по ссылке: «Воздушные шары Москва», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать подарочные корзины и воздушные шары по выгодным ценам. В компании «7 Корзин» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Живая цель

Эта игра относится к наиболее элементарным и может хорошо идти, в особенности когда играющих не очень много (10–12 человек). Если приходится проводить ее в поле при количестве 25–30 человек, то удобнее разделить их на группы, объяснить правила каждой группе отдельно и для каждой назначить судью.

Игра состоит в стремлении запятнать мячом участ­ника, находящегося на середине круга. Кому это не удалось, тот выходит в середину круга, а находящийся в середине занимает его место. Игра требует ловкости и внимания.

Все играющие становятся в круг, а один выходит на середину. У коголибо из стоящих в кругу находится мяч, которым он старается запятнать стоящего в середине, Как только мяч был брошен, остальные игроки, около которых мяч пролетел, должны стараться поскорее его поймать, а если он упал на пол, то все находящиеся вблизи бегут поднимать его, с тем чтобы поскорее снова бросить в игрока, стоящего посредине, которому приходится увертываться от мяча, отклоняться в сторону или перебегать с одного места на другое.

Что касается правил, то здесь может быть несколько видоизменений, причем в зависимости от настроения и ловкости участников игра в одном случае может идти оживленнее с одним правилом, а в другой раз – с другим.

В том случае, когда дети хорошо попадают в цель, а стоящий в середине плохо увертывается, конечно, удобнее следовать такому правилу:

Каждый промахнувшийся идет в середину круга, а стоявший в середине встает на его место, причем он может поднимать мяч только после того, как встанет на свое место.

1. Если же стоящий в середине увертывается хорошо, а бросающие мяч плохо попадают в цель, то удобнее применять следующее правило:

2. В середину идет каждый играющий, попавший в цель, а стоявший в середине занимает его место.

Для игрока, стоящего в середине, всегда действует только одно правило: он может, увертываясь от мяча, передвигаться сколько угодно в кругу, не выходя из него. Ловить брошенный в него мяч он не имеет права. Мяч, случайно им пойманный, не может считаться попавшим в цель.

Стой!

Игра состоит в перебрасывании мяча в кругу определенному лицу, причем стоящий в середине оказывает в этом препятствие. Как только мяч упадет в круг, все бегут врассыпную и останавливаются на месте по определенному слову или знаку. Поднявший мяч пятнает когонибудь из стоящих, и запятнанный идет на середину круга. Игра обычно проходит очень живо; она требует внимания, ловкости и быстроты действий с ориентацией на слух.

Все играющие, кроме одного, становятся в круг на расстоянии двух шагов друг от друга и перебрасывают друг другу мяч в различных направлениях, называя по имени того, кому он брошен. Оставшийся игрок встает внутри круга и старается отбить мяч рукой, чтобы таким образом помешать ему долететь до своей цели.

Как только отбитый таким образом мяч упадет на землю, игроки в кругу разбегаются в разные стороны, а стоящий внутри круга поднимает мяч и кричит: «Стой!» В этот момент разбежавшиеся игроки должны остановиться на том месте, где их застал этот крик. Поднявший мяч, не сходя со своего места, старается попасть им в когонибудь. Если он попадет в цель, то встает в круг вместе с остальными играющими, а запятнанный занимает его место в середине круга, а если не попадет, то снова идет в круг, а остальные встают на свои места и продолжают игру.

При перебрасывании мяча может быть еще другой случай, когда игрок круга, которому брошен мяч, не поймает или уронит его. В таком случае этот игрок, не поднимая мяч, должен поменяться местом с тем, который стоял внутри круга. Пока не поймавший мяч идет в середину круга (для чего в данном случае на середине круга должен быть дополнительно отмечен еще маленький кружок), его может запятнать любой игрок, стоящий в кругу, который успел в это время поднять мяч. Если его действительно запятнают, то он может еще отыграться, для чего должен поднять мяч (если только он не выкатится из круга) и, не выходя из круга, постараться попасть в запятнавшего его игрока, который имеет право в это время выбежать за черту. Если он попадет в цель, то может вернуться на свое место, а запятнанный идет внутрь круга; если же промахнется, то остается внутри круга.

В том же случае, если игрок, поднявший мяч и желавший запятнать идущего в середину, промахнется или не успеет попасть в него, он становится внутри круга, а игрок, которого он хотел запятнать, присоединяется к стоящим в кругу и занимает место играющего, ушедшего в середину круга.

В этой игре следует также придерживаться следующих правил:

1. Стоящий в кругу, отбивая мяч, должен стараться, чтобы он при этом не отлетел очень далеко, иначе можно не успеть его быстро поднять, и тогда остальные игроки воспользуются этим и успеют разбежаться на большое расстояние, так что ему трудно будет их запятнать.

2. Стоящий внутри круга не имеет права подходить к играющим ближе, чем на два шага.

3. Разбежавшиеся игроки после крика: «Стой!» обязаны остановиться на том месте, где их застал этот крик, причем каждый раз определяется, можно ли убежавшему игроку увертываться от мяча, которым пятнает стоящий внутри круга, или нельзя.

4. Игрок, поднявший мяч, не имеет права сходить с того места, где он поднял его.

5. Ловить мяч может только тот игрок, которому он брошен. Чтобы поймать мяч, он может даже делать шаг вперед или назад.

Блуждающий мяч

Игра состоит в метании большого мяча в кругу по очереди. Один играющий, который находится снаружи или внутри круга, старается выбить мяч в сторону; с тем игроком, у которого он его выбьет, он должен поменяться местами. Игра обычно проводится очень живо, требует внимания и ловкости.

Все играющие, кроме одного, становятся в круг и берут большой мяч, который могут перебрасывать каждому рядом стоящему в каком угодно направлении. Оставшийся игрок находится внутри или вне круга (смотря по уговору) и старается отбить мяч на лету в сторону или выбить его из рук бросающего или ловящего его. Каждый раз, когда ему это удается, он должен поменяться местами с тем, у кого ему удалось выбить мяч.

Играющие должны соблюдать следующие правила:

Стоящие в кругу:

1. Бросать мяч можно только рядом стоящему, направо или налево, по его усмотрению.

2. Как бросать, так и ловить мяч следует, не сходя с места.

Бегающий за мячом вне круга:

3. Перехватывать или отбивать мяч нужно, не входя в круг.

4. Нельзя хватать бросающего мяч за руки, но можно выбивать мяч из рук держащего его.

Игра заканчивается по желанию.

Окончание следует