Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2008

МЕТОДИКА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Программа по баскетболу

Для педагогов дополнительного образования групп ОФП и СФП

Новизна программы состоит в том, что она реализуется в два этапа. Первый – это начальная общефизическая подготовка (1–3й годы обучения). Второй – учебнотренировочный, или специальная физическая подготовка (4–6й годы обучения). Программа рассчитана на детей с разной степенью подготовленности в возрасте 10–17 лет без специальной подготовки. Программа утверждена в ДООЦ «Южный» г. Москвы в 2007 г.

Учебный план

Группы ОФП

Содержание занятий

Периоды

 

всего часов

осень

зима

весна

1. Теоретические занятия

8

2

4

2

Краткий обзор развития баскетбола в России и за рубежом

1

1

Оборудование и инвентарь

1

1

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм

4

1

2

1

Правила соревнований

2

1

1

2. Практические занятия

206

72

70

64

Общая физическая подготовка

86

32

28

26

Специальная физическая подготовка

62

22

22

18

Техническая и тактическая подготовка

58

18

20

20

3. Соревнования

20

4

4

12

Выполнение контрольных нормативов

6

2

4

Контрольные игры и соревнования

8

2

6

Инструкторская и судейская практика

6

2

2

2

Всего

234

78

78

78

Группы ОФП

Содержание занятий

Периоды

 

всего часов

осень

зима

весна

1. Теоретические занятия

23

7

7

9

Анализ игровых ситуаций с использованием ТСО

12

4

3

5

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм

8

2

3

3

Правила соревнований

3

1

1

1

2. Практические занятия

258

90

86

82

Общая физическая подготовка

54

20

18

16

Специальная физическая подготовка

70

28

22

20

Техническая и тактическая подготовка

134

42

46

46

3. Соревнования

70

20

24

26

Выполнение контрольных нормативов

14

4

4

6

Контрольные игры и соревнования

34

10

14

10

Судейская практика

22

6

6

10

Всего

351

117

117

117

О программе

Задачи программы:

1) ознакомить с основными правилами игры в баскетбол;
2) обучить технике игры в защите и нападении;
3) обучить тактическим приемам игры;
4) воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;
5) развивать координационные способности и силу воли.

Срок реализации программы – 6 лет.

Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.

Режим занятий: 3 раза в неделю. На первом этапе – по 2 академических часа, на втором этапе – по 3 академических часа.

Ожидаемые результаты

К концу прохождения программы дети должны:

– знать правила игры в баскетбол;
– владеть индивидуальными навыками владения мячом;
– уметь выполнять броски по кольцу различными способами;
– уметь применять в игре тактические командные взаимодействия в нападении и защите;
– уметь судить школьные соревнования.

Проверка умений и навыков проходит на каждой тренировке путем выполнения изученных элементов каждым ребенком. При необходимости проводится индивидуальная отработка элементов.

Подведение итогов реализации программы проводится в форме выполнения контрольных нормативов 2 раза в год (октябрь и апрель), участия в соревнованиях по баскетболу в Спартакиадах школьников района, округа и города, участия в других турнирах.

Базовое содержание программы

ОФП. 1–3-й годы обучения

Теоретические занятия

Тема: «Краткий обзор развития баскетбола в России и за рубежом».

История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного баскетбола.

Тема: «Оборудование и инвентарь».

Необходимое оборудование для игры в баскетбол. Стандарты баскетбольного оборудования. Разметка площадки. Назначение спортивного инвентаря и его использование в игре.

Тема: «Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм».

Соблюдение санитарно-гигиенических норм во время занятий баскетболом. Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.

Тема: «Правила соревнований».

Основные правила игры в баскетбол. Положение о соревнованиях. Формула турнира.

Практические занятия

Тема: «Общая физическая подготовка».

Строевые упражнения. Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения для мышц ног и таза. Акробатические упражнения. Легкоатлетические упражнения. Подвижные игры. Плавание. Лыжи.

Тема: «Специальная физическая подготовка».

Упражнения для развития быстроты передвижения. Упражнения для развития скоростных и силовых качеств. Упражнения для увеличения высоты прыжка. Упражнения для развития выносливости (кроссовая подготовка).

Тема: «Техническая и тактическая подготовка» (См. Приложение).

Тема: «Контрольные игры и соревнования».

Участие в первенствах района и округа, в Спартакиаде школьников г. Москвы.

Тема: «Инструкторская и судейская практика».

Организация и проведение соревнований. Работа судьи-секретаря на соревнованиях по баскетболу.

СФП. 4–6-й годы обучения

Теоретические занятия

Тема: «Анализ игровых ситуаций с использованием ТСО».

Просмотр учебных видеоматериалов, видеозаписей игр. Анализ технических и тактических действий, разбор ошибок.

Тема: «Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм».

Соблюдение санитарно-гигиенических норм во время занятий баскетболом. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности во время учебно-тренировочного процесса и на соревнованиях. Предупреждение травмоопасных ситуаций.

Тема: «Правила соревнований».

Правила баскетбола. Изменения в правилах баскетбола. Положение о соревнованиях.

Практические занятия

Тема: «Общая физическая подготовка».

Строевые упражнения. Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения для мышц ног и таза. Акробатические упражнения. Легкоатлетические упражнения. Подвижные игры. Плавание. Лыжи.

Тема: «Специальная физическая подготовка».

Упражнения для развития быстроты передвижения. Упражнения для развития скоростных и силовых качеств. Упражнения для увеличения высоты прыжка. Упражнения для развития выносливости (кроссовая подготовка).

Тема: «Техническая и тактическая подготовка» (См. Приложение).

Бросок в движении после ведения. Упражнение выполняется на правой стороне площадки. От средней линии обучающийся ведет мяч к щиту, входит в трехсекундную зону между первым и вторым и совершает бросок в движении. Упражнение повторяется 5 раз. Учитывается количество попаданий, а также экспертная оценка техники выполнения упражнения.

Броски с точек. Обучающийся выполняет 2 серии по 10 бросков. Точки бросков размещаются на площадке следующим образом:

точки 1 и 2 – слева от щита, на линии, параллельной лицевой линии площадки, и проходят через проекцию центра кольца;
точки 3 и 4 – слева от щита, на линии, проходящей через проекцию центра кольца под углом 45° к проекции щита;
точки 5 и 6 – на линии, проходящей через проекцию центра кольца под углом 90° к проекции щита (т.е. прямо перед щитом);
точки 7 и 8 – симметричны точкам 3 и 4 справа от щита;
точки 9 и 10 – симметричны точкам 1 и 2 справа от щита.

Расстояние до точек 1, 3, 5, 7, 9 от проекции центра кольца для групп ОФП – 3 м, для групп СФП – 3,5 м; для точек 2, 4, 6, 8, 10 – соответственно 4,5 м и 5 м.

Тема: «Контрольные игры и соревнования».

Участие в первенстве района и округа, в Спартакиаде школьников г. Москвы, других турнирах.

Тема: «Судейская практика».

Организация и проведение соревнований. Права и обязанности судьи. Работа судьи на соревнованиях по баскетболу.

Методическое обеспечение

При проведении занятий используются объяснение, показ, закрепление (отработка навыков), использование отработанных элементов в игровых ситуациях.

Техническое оснащение занятий

1) щиты с кольцами (2 комплекта);
2) дополнительные щиты с кольцами (не менее 4 комплектов);
3) мячи баскетбольные: № 5 – 15 шт., № 6 – 15 шт., № 7 – 15 шт.;
4) насос ручной, иглы;
5) стойки для обводки (8 шт.);
6) гимнастические скамейки (4 шт.);
7) мячи набивные весом 3 кг и 5 кг (10 шт.).

Контрольные нормативы

Возраст, лет

Уровень подготовленности

 

мальчики

девочки

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Бег на 20 м (сек.)

10

4,1

4,2–4,3

4,4–4,7

4,1

4,2–4,4

4,5–4,7

11

3,9

4,0–4,1

4,2–4,3

4,0

4,1–4,3

4,4–4,6

12

3,8

3,9–4,2

4,3–4,4

3,9

4,0–4,3

4,4–4,6

13

3,4

3,5–3,9

4,0–4,2

3,8

3,9–4,2

4,3–4,5

14

3,4

3,5–3,8

3,9–4,1

3,7

3,7–4,0

4,1–4,3

15

3,4

3,5–3,7

3,8–4,0

3,6

3,7–3,9

4,0–4,2

16

3,3

3,4–3,6

3,7–3,9

3,5

3,6–3,8

4,0–4,2

17

3,3

3,4–3,6

3,7–3,9

3,5

3,6–3,8

4,0–4,2

Высота подскока (см)

10

33

27–33

22–26

33

27–32

21–26

11

38

33–37

28–32

36

31–35

26–30

12

41

35–40

30–34

41

35–40

29–34

13

44

39–43

34–38

43

37–42

31–36

14

48

43–47

39–42

45

39–44

34–38

15

54

48–53

41–47

46

40–45

35–39

16

61

56–60

50–55

48

41–47

36–40

17

61

56–60

50–55

48

41–47

36–40

Бег на 60 м (сек.)

10

9,9

10,0–10,4

10,5–11,0

10,7

10,8–11,5

11,6–12,3

11

9,5

9,6–10,0

10,1–10,6

10,1

10,2–10,7

10,8–11,3

12

9,3

9,4–9,8

9,9–10,2

9,7

9,8–10,5

10,6–11,2

13

8,5

8,6–9,1

9,2–9,6

9,3

9,4–9,9

10,0–10,9

14

8,4

8,5–9,0

9,1–9,5

9,1

9,2–9,8

9,9–10,5

15

8,3

8,4–8,9

9,0–9,2

8,8

8,9–9,4

9,5–10,2

16

8,2

8,3–8,8

8,9–9,1

8,7

8,8–9,3

9,4–9,9

17

8,2

8,3–8,8

8,9–9,1

8,7

8,8–9,3

9,4–9,9

Примечание. Бег на 20 м и 60 м выполняется с высокого старта. Для измерения высоты подскока обучающийся не должен выходить за пределы квадрата 50ґ50 см (точка отсчета при положении стоя на всей ступне).

Возраст, лет

Уровень подготовленности

 

мальчики

девочки

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Ведение мяча на 20 м (сек.)

10

10,6

10,7–11,1

11,2–11,7

11,0

11,1–11,6

11,7–12,2

11

9,7

9,8–10,3

10,4–10,9

10,5

10,6–11,0

11,1–11,5

12

9,5

9,6–10,1

10,2–10,6

10,4

10,5–11,0

11,1–11,5

13

9,1

9,2–9,6

9,7–9,9

9,6

9,7–10,2

10,3–10,9

14

8,7

8,8–9,3

9,4–9,6

9,4

9,5–10,0

10,1–10,7

15

8,2

8,3–8,8

8,9–9,3

9,1

9,2–9,8

9,9–10,5

16

8,0

8,1–8,7

8,8–9,2

9,0

9,1–9,7

9,8–10,4

17

8,0

8,1–8,7

8,8–9,2

9,0

9,1–9,7

9,8–10,4

Штрафные броски (из 10 раз)

10

11

5

4

3

4

3

2

12

5

4

3

4

3

2

13

6

4–5

3

5

4

3

14

6

4–5

3

5

4

3

15

7

5–6

4

6

4–5

3

16

7

5–6

4

6

4–5

3

17

7

5–6

4

6

4–5

3

Броски в движении после ведения (из 5 раз)

10

11

3

2

1

3

2

1

12

4

3

2

3

2

1

13

4

3

2

4

2–3

1

14

4

4

3

4

2–3

1

15

5

4–5

3

5

3–4

2

16

5

4–5

3

5

3–4

2

17

5

4–5

3

5

3–4

2

Броски с точек (из 20 раз)

10

11

7

5

3

5

4

3

12

10

7

5

8

6

5

13

12

9–11

7–8

10

7–9

6

14

12

9–11

7–8

10

7–9

6

15

14

10–13

7–9

11

8–10

7

16

14

10–13

7–9

11

8–10

7

17

14

10–13

7–9

11

8–10

7

Примечание. Ведение мяча на 20 м. Обучающийся ведет мяч правой рукой на 20 м. Фиксируется время продвижения (в сек.), а также дается экспертная оценка техники выполнения ведения.

Приложение

Техника нападения

Приемы игры

Начальная подготовка

Учебно­тренировочный этап

 

год обучения

 

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

Броски по кольцу

Бросок двумя руками снизу

+

 

 

 

 

 

Бросок одной рукой снизу

+

+

+

+

+

+

Бросок двумя руками с места

+

+

 

 

 

 

Бросок одной рукой с места

+

+

+

+

+

+

Бросок в прыжке

 

 

+

+

+

+

Бросок крюком

 

 

 

+

+

+

Бросок с поворотом

 

 

 

+

+

+

Добивание

 

 

+

+

+

+

Передачи мяча

Передача двумя руками от груди

+

+

+

 

 

 

Передача двумя руками с отскоком от пола

+

+

+

 

 

 

Передача двумя руками от плеча

+

+

+

 

 

 

Передача двумя руками сверху

+

+

+

 

 

 

Передача двумя руками снизу

+

+

+

 

 

 

Передача одной рукой от плеча

+

+

+

+

+

+

Передача крюком

 

+

+

+

+

 

Передача одной рукой снизу

 

+

+

+

 

 

Передача толчком

 

 

+

+

+

+

Передача одной рукой с отскоком от пола

 

+

+

+

 

 

Передача одной рукой за спиной

 

 

+

+

+

+

Откидка

+

+

+

+

 

 

Ведение мяча

Высокое (скоростное) ведение

+

+

+

 

 

 

Низкое ведение с укрыванием мяча

 

+

+

+

+

 

Ведение с изменением темпа

 

+

+

+

 

 

Ведение с изменением направления

+

+

+

 

 

 

Ведение с поворотом кругом

 

+

+

+

 

 

Перевод мяча перед собой с шагом в сторону

+

+

+

 

 

 

Перевод мяча за спиной

 

+

+

+

 

 

Работа ног и другие навыки игры в нападении

Старты

+

+

 

 

 

 

Остановки

+

+

 

 

 

 

Повороты

+

+

+

 

 

 

Обманные движения или финты

+

+

+

+

 

 

Техника специальных финтов (вблизи корзины)

 

 

+

+

+

+

Прыжки

+

+

+

 

 

 

Рывки

+

+

+

 

 

 

Индивидуальное нападение без мяча

 

+

+

+

+

 

Согласование индивидуальных приемов нападения в групповых взаимодействиях

Передача и рывок

+

+

+

 

 

 

Изменение направления движения

+

+

+

 

 

 

Обман

 

 

+

+

+

 

Внутренний заслон

 

 

+

+

+

 

Наружный заслон

 

 

+

+

+

 

Боковой заслон

 

 

+

+

+

 

Обратный заслон

 

 

+

+

+

 

Задний заслон

 

 

+

+

+

 

Двойной заслон

 

 

+

+

+

 

Поворот кругом с выходом после остановки

 

 

+

+

+

 

Техника защиты

Приемы игры

Год обучения

 

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

Защитная стойка

Стойка с выставленной вперед ногой

+

+

+

 

 

 

Параллельная стойка

+

+

+

 

 

 

Работа ног и передвижение в защите

Передвижение приставными шагами

+

+

+

 

 

 

Бег спиной вперед

+

+

+

 

 

 

Поворот кругом для восстановления защитной позиции

 

+

+

+

 

 

Противодействие игроку с мячом

+

+

+

 

 

 

Противодействие игроку без мяча

 

+

+

+

+

 

Защитное блокирование при борьбе за отскочивший от щита мяч

 

 

+

+

+

+

Подбор мяча в защите при неудачном броске

 

 

+

+

+

 

Перехваты

 

+

+

+

+

 

Выбивание мяча у нападающего во время ведения

+

+

+

 

 

 

Согласование индивидуальных приемов в групповых взаимодействиях

 

 

+

+

+

+

Тактика нападения

Приемы игры

Год обучения

 

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

Быстрый прорыв

 

 

+

+

+

+

Нападение против личной защиты

 

 

+

+

+

 

Нападение перегрузкой

 

 

 

+

+

+

Нападение в расстановке пирамидой

 

 

 

+

+

+

Нападение против зонной защиты

Нападение в расстановке 3–2

 

 

 

 

+

+

Нападение в расстановке 2–3

 

 

 

 

+

+

Нападение в расстановке 1–3–1

 

 

 

 

+

+

Свободное нападение против зонной защиты

 

 

 

+

+

+

Нападение против подстраивающейся защиты

Нападение в расстановке 3–2

 

 

 

+

+

+

Нападение в расстановке 2–3

 

 

 

+

+

+

Нападение в расстановке 1–3–1

 

 

 

+

+

+

Нападение против смешанной защиты

 

 

+

+

+

 

Нападение против прессинга

Нападение против личного прессинга

 

+

+

+

+

 

Нападение против зонного прессинга

 

 

+

+

+

+

Тактика защиты

Приемы игры

Год обучения

 

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

Согласование индивидуальных приемов игры в защите

при групповых взаимодействиях нападающих

Защита против заслонов

 

 

+

+

+

 

Защита при численном превосходстве нападающих

Двое против одного

 

 

+

+

+

 

Трое против одного

 

 

+

+

+

 

Трое против двоих

 

 

+

+

+

 

Четверо против двоих

 

 

+

+

+

 

Четверо против троих

 

 

+

+

+

 

Пятеро против четверых

 

 

+

+

+

+

Защита при численном превосходстве защитников

Групповой отбор

 

 

+

+

+

 

Защита против первой передачи при быстром прорыве

 

 

+

+

+

+

Защита против вбрасывающего игрока при введении мяча в игру изза пределов площадки

 

 

+

+

+

 

Командная защита

Личная защита

+

+

+

 

 

 

Плотная личная защита

 

+

+

+

 

 

Оттянутая личная защита

 

+

+

+

 

 

Личная защита с групповым отбором мяча

 

 

+

+

+

 

Личная защита с переключениями

 

 

+

+

+

 

Зонная защита

Зонная защита в расстановке 1–2–2

 

 

 

+

+

+

Зонная защита в расстановке 1–3–1

 

 

 

+

+

+

Зонная защита в расстановке 3–2

 

 

 

+

+

+

Зонная защита в расстановке 2–1–2

 

 

 

+

+

+

Зонная защита в расстановке 2–2–1

 

 

 

+

+

+

Зонная защита в расстановке 2–3

 

 

 

+

+

+

Зонная защита в расстановке 2–3 с групповым отбором мяча

 

 

 

 

+

+

Комбинированная защита

Подстраивающаяся защита

 

 

 

+

+

+

Зонное начало

 

 

 

+

+

 

Личное начало

 

 

 

+

+

+

Смешанная защита «треугольник и двое»

 

 

 

+

+

+

Смешанная защита «квадрат и один»

 

 

 

+

+

+

Смешанная защита «ромб и один»

 

 

 

+

+

+

Смешанная защита «Т и один»

 

 

 

+

+

+

Защита прессингом

Защита личным прессингом

+

+

+

+

 

 

Защита зонным прессингом

Расстановка 1–2–1–1 на 3/4 или по всей площадке

 

 

+

+

+

+

Смена системы защиты при зонном прессинге 1–2–1–1 по всей площадке

 

 

+

+

+

+

Зонный прессинг 1–2–1–1 на половине площадки

 

 

+

+

+

+

Зонный прессинг в расстановке 2–2–1

 

 

+

+

+

 

Расстановка 1–3–1

 

 

+

+

 

 

Николай ГОРДЕЕВ,
учитель физической культуры ГОУ СОШ № 639,
Москва