Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2008

МЕТОДИКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕЛОЧИ

Повышение моторной плотности урока баскетбола

Обучая ребят приемам игры в баскетбол, можно использовать простейшие приспособления, которые позволяют упражняться одновременно всему классу. Например, чтобы направление передачи мяча двумя руками от груди было точным по высоте, вначале нужно задать ориентир. Им служит лента (шнур), натянутая вдоль зала примерно на уровне роста учеников. Дети выстраиваются по обеим сторонам ленты в две шеренги, одна против другой, и передают друг другу мяч под лентой.

При обучении передаче одной рукой от плеча лента натягивается значительно выше, и ученики должны передавать мяч над лентой.

Когда разучивается бросок в корзину, ориентиром служит шнур, протянутый вдоль зала на высоте баскетбольного кольца. Дети получают задание перебросить через шнур мяч так, чтобы он упал рядом с линией, проведенной вдоль зала посредине.

Затем задание усложняется: выполняются броски в коридор, ограниченный двумя лентами на высоте колец, ширина которого равна диаметру кольца. Это несложное приспособление дает возможность организовать обучение броскам фронтальным способом. Забросить мяч в коридор труднее, чем перебросить через ленту, но легче, чем попасть в кольцо. Таким образом, ученики выполняют задания, составленные по принципу «от простого к сложному».

Чтобы протянуть шнуры (ленты), в баскетбольных щитах просверлены два отверстия диаметром 10 мм. Шнур легко проходит в них, если на его конец надеть полиэтиленовую или резиновую трубку.

Для закрепления навыка передачи и ловли мяча применяют щитки из линолеума размером 60х70 см с отверстиями в верхних углах. В отверстия продевают шнур, который натягивают вдоль гимнастической стенки. Щитки можно передвигать по шнуру, а натянув его туго, закреплять их на нужном расстоянии один от другого.

В 5-м классе перед учениками ставится задача точно выполнить передачу в щиток и правильно принять мяч после отскока. От щитка мяч далеко не отскакивает, удар смягчается, поэтому упражнения выполняют сначала с близкого расстояния. Затем задание усложняют путем увеличения расстояния от места броска до щитка: чтобы поймать отскочивший мяч, нужно сделать точную и сильную передачу.

В 6-м классе ученики выполняют передачи в туго натянутые щитки­мишени с последующей ловлей мяча. Мяч хорошо отскакивает, если попасть в середину мишени. С близкого расстояния это сделать нетрудно, но когда оно увеличивается, задание становится сложным: передача должна быть более сильной и более точной. При малейшем отклонении от середины мяч отскакивает или вверх (тогда приходится принимать его в прыжке) или вниз (в этом случае надо резко выходить вперед). В результате вырабатываются сила и точность передачи, быстрота реакции в приеме мяча.

В 7-м классе подобные упражнения выполняют в движении – с ведением мяча, постепенно увеличивая скорость движения.

При обучении броску в корзину, кроме двух основных баскетбольных щитов, вдоль длинных сторон зала можно установить 18 дополнительных щитов размером 90х90 см. Тогда упражняться в бросках смогут одновременно 20 человек, а если ученики будут работать в парах, то и весь класс.

Олег БАЛЫБЕРДИН