Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2008

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Продолжение. Начало в №№ 1, 3, 4, 5/2007 г.

Читая Лесгафта

По книге П.Ф. Лесгафта «Руководство по физическому образованию детей». – СПб., 1901.

Простые игры

Перебежки

Игра эта состоит в быстром перебегании по знаку из одного дома в другой, причем перебегающий старается ловко обойти пятнающего. Требуются в этой игре внимательные действия по знаку и быстрота исполнения. Игра эта допускает много видоизменений, состоящих в различных препятствиях, которые приходится преодолеть при перебежке из одного дома в другой, а также в увеличении количества пятнашек.

Простые перебежки (рис. 1)

 Рис. 1

На противоположных концах комнаты или площадки, отведенной для игры, отделяются два дома: 1й и 2й дом для перебегающих. Если игра ведется в комнате, то черты для обозначения домов (рис. 1) проводятся на расстоянии одного или двух шагов от каждой из противоположных стен комнаты во всю ее ширину; длинный же размер служит расстоянием между домами, которое играющие должны будут пробегать. Боковые черты соответствуют стенам комнаты, расположенным по ее длинному размеру.

Если же игра ведется на лугу, то эти боковые черты проводятся от одного дома до другого, соединяя границы обоих домов. В таком случае никто из играющих не имеет права забегать за эти боковые черты. Эти боковые черты проводятся для ограничения пространства, на котором ведется игра, потому что с увеличением пространства значительно осложняется игра. Вей играющие, кроме одного, устанавливаются в обоих домах, обращая внимание только на то, чтобы в каждом доме было приблизительно поровну.

Если же дети очень малы, то их можно установить всех в одном дому (им легче в таком случае будет бегать, т, к. они не сталкиваются с бегущими им навстречу и стоящему в середине легче ловить). Оставшийся в середине, обыкновенно называемый сторожем, ловит всех остальных в то время, как эти последние, по счету или по данному знаку, перебегают в противоположный дом. Все пойманные в самом простом случае выходят из игры, и игра кончается тогда, когда все будут переловлены.

В более же сложном случае пойманные делаются помощниками сторожа и становятся вдоль свободных стен комнаты или, если на площадке, то на боковой черте. Помощники обязаны помогать сторожу ловить перебегающих, причем они или, становясь на дороге перебегающих, мешают им перебегать, или же прямо останавливают, удерживая их руками.

Правила игры:

1. Пойманным считается тот, кто запятнан сторожем, т. е. тот, кого сторож ударил рукой один или несколько раз, смотря по условию.

2. Помощники могут только или мешать перебегать, не трогая перебегающих руками, или же прямо останавливать их. Остановленный будет считаться однако же только тогда пойманным, когда сторож успеет во время остановки запятнать его; если же перебегающий успел вырваться от помощников и убежать в дом, то он делается свободным и может снова встать в число перебегающих.

3. Помощники, останавливая перебегающих, не смеют хватать их за платье или за руки, а только за талию, обхватывая бегущего обеими руками.

4. Перебегающие по данному знаку или счету выбегают из обоих домов, при этом они могут бежать или все сразу, или каждый раз по несколько человек; в последнем случае судья или руководитель следит, чтобы никто из играющих очень долго не оставался в одном и том же дому.

5. При возобновлении игры сторожем делается, смотря по условию, или первый, или последний из пойманных; или же, как и в начале игры, выбирается играющими или назначается по очереди или по жребию.

6. Если кто­либо из перебегающих выбежал за черту своего дома, то, убегая от сторожа, он может или возвратиться в тот же дом, или же перебежать в противоположный дом.

Как осложнение к этому правилу можно прибавить:

7. (вместо 6го). Если кто­либо из играющих вышел за черту своего дома, то возвращаться в этот же дом он не имеет права, а обязан непременно перебежать в противоположный дом.

8. Помощники, останавливающие, могут быть назначены только в том случае, когда дети знакомы с элементами борьбы, или когда они настолько научились играть и управлять собой во время игры, что не произведут никакого насилия при борьбе одной партии с другой (помощников с перебегающими).

Если игра предлагается очень маленьким детям и в небольшом помещении, то все становятся с одной стороны и перебегают на другую по несколько в противоположный дом, пока все там не соберутся, тогда уже начинают перебегать в противоположную сторону.

Перебежки с препятствиями (рис. 2)

Рис. 2

Игра ведется так же, как и предыдущая, только посереди комнаты во всю ширину протягивается ковер или проводятся две черты, ограничивающие промежуток определенной ширины. Во время игры как сторож, так и помощники (если они есть) и все перебегающие должны перепрыгивать через ковер или промежуток между обеими чертами. Тот же, кто наступит на ковер или в промежуток между чертами, выходит из игры.

Если эта участь постигнет сторожа, то первый им пойманный заменяет его, если же пойманных еще не оказалось, то прямо назначается другой сторож. Если игра ведется на лугу, то обе эти черты могут быть заменены каким­нибудь рвом или канавкой. Все остальные правила предыдущей игры имеют в этом случае полную силу.

Перебежки с пленом

В этом случае назначается два сторожа и посредине комнаты около каждой боковой стены или черты определяется место для плена, куда каждый из сторожей отводит своих пленных.

Эта игра начинается, как и простые перебежки. По знаку или по счету все перебегающие сразу или по нисколько человек перебегают из одного дома в другой, сторожа же пятнают перебегающих. Каждый сторож отводит своих пойманных к себе в плен и должен, не переставая ловить остальных перебегающих, еще сторожить своих пленных, так как они могут быть освобождены перебегающими.

Помощников здесь, следовательно, не может быть, а потому 2е и 6е правила простых перебежек исключается. Зато здесь особенно строго должно соблюдаться 7е правило, иначе при большом расстоянии бывает очень трудно переловить всех перебегающих. Кроме того, здесь необходимо еще прибавить следующие правила:

1. Пленный считается свободным, если кто­либо из перебегающих успел ударить его по руке, если только при этом тот сам не был раньше запятнан и сторож не успел еще вновь запятнать освобожденного.

2. Сторож может удержать пленных, запятнав их тотчас после освобождения.

3. Перебегающие, освобождая пленных, не имеют права пробегать через плен, даже забегать за черту, ограничивающую плен.

4. Перебегающий считается пойманными: когда он запятнан сторожем; когда случайно попадет ногой в плен; когда вместо того, чтобы перебежать в противоположный дом, вернется в тот же дом, из которого вышел.

5. Каждый сторож ставит пойманных в свой плен и стережет только тех, кого сам поймал.

Во всех видах игры в «перебежки» можно, следовательно, различить две партии, из которых одна состоит из всех перебегающих, а другая – из одного сторожа (с помощниками или без них) или двух сторожей. Основная задача в этой игре для первой партии – перебежать из одного дома в другой, не быв пойманным, для второй – переловить всех перебегающих.

Приведенные видоизменения этой игры служат для ее осложнения. Первое – перебежки с прыжками – представляет собой осложнение, требующее большого физического напряжения; второе – перебежки с пленом – требует большого внимания, расторопности и ловкости как от сторожей, так и от перебегающих, так как у тех и других является двойная работа: у первых – ловить и защищать пойманных, у вторых – перебегать и освобождать пленных.

Колдуны

Игра состоит в том, что убегающих пятнают; запятнанные считаются заколдованными и могут быть опять освобождаемы незапятнанными. Игра эта требует быстроты бега свободных участников, сообразительности и последовательности в действиях со стороны догоняющих.

Все играющие выбирают из своей среды колдунов. Число колдунов должно быть в известном соотношении с числом играющих, приблизительно на каждого колдуна должно приходиться по три или по четыре играющих. Конечно, число колдунов может изменяться и смотря по тому, какие выбраны колдуны; при более ловких колдунах число их должно быть меньше, и наоборот.

Выбранные колдуны отходят сначала в сторону. Для того чтобы их легче было отличить от других играющих, каждому из них на правую руку, повыше локтя, повязывают платок. Задача колдунов – переловить всех играющих. Эта задача является довольно сложной, потому что каждый непойманный играющий имеет право, подбежав, ударить запятнанного (в этом случае заколдованного) и таким образом освободить его. Колдуны, следовательно, должны постараться заколдовать, т. е. коснуться рукой играющего, затем сторожить его, иначе заколдованный может быть освобожден другим играющим, если колдун не успел вновь заколдовать его, и делается вновь играющим.

Необходимо здесь соблюдать следующие правила:

1. Заколдованный не имеет права сходить ни на шаг с того места, где колдуну удалось заколдовать его.

2. Заколдованный только тогда считается освобожденным, когда кто­либо из играющих ударит его, но не тогда, когда самому заколдованному удалось дотронуться до играющего, бегущего мимо.

3. Заколдованный имеет право только протягивать руки на встречу бегущим. В отличие от незаколдованных, заколдованные держат руки, подняв их в стороны, конечно по временам они могут их опускать, чтобы отдохнуть.

4. Колдун, запятнав коголибо, не имеет права сдвигать его с места, на котором тот был заколдован.

5. Сторожа заколдованного, колдун не имеет права держать его и должен стоять от него на расстоянии одного шага.

Только при строгом соблюдении этих правил игра эта может хорошо идти. Она кончается тогда, когда все играющие заколдованы. В этой игре важно, чтобы колдуны хорошо выяснили себе свое дело. Они должны ловить и в то же самое время сторожить. Если колдун увлечется в какуюлибо одну сторону, например, если он будет только ловить, то остальные играющие будут тотчас же освобождать заколдованных, и игра никогда не кончится. Если же колдун будет только стеречь, то, поймав одного, он останется только с одним пленным и дальше не пойдет.

Когда мало играющих, то довольно и одного расторопного колдуна. Когда же приходится назначить несколько колдунов, то для того, чтобы они лучше и быстрее достигли своей цели, они должны действовать сообща, т. е. ловить и сторожить в одном месте. Если бы они разделились таким образом, что один ловит, а другой сторожит, то и такое сопоставление будет не так выгодно, так как сторож будет стоять на одном месте, а колдун будет в другом месте, значит, первый колдун не будет в состоянии сторожить всех пойманных вторым колдуном.

Играющие при последовательно веденных играх сами доходят до этого, но иногда приходится навести их и обратить их внимание на эти условия. Если игра происходить на площадке, то должно быть ограничено место, далее которого играющие не имеют права забегать.

Медведь идет (рис. 3)

Игра состоит в том, что медведь пятнает участников игры, а затем спасается в дом от преследователей. Требуется быстрота бега и внимательное отношение к своим и к чужим действиям.

Обыкновенно из играющих выбирается или назначается по жребию медведь, который очерчивает место для своего дома, где­нибудь посредине или сбоку площадки или комнаты. Все остальные играющие изображают собой стадо и ходят с одного конца площадки на другой. Все играющие, кроме медведя, вооружены жгутами. Игру начинает медведь, выходя из своего дома и крича: «медведь идет», и старается затем запятнать коголибо из прохаживающихся по площадке, дотронувшись до него рукой. Пойманный тоже делается медведем.

 

Пока медведь никого не запятнал, никто из играющих не смеет его трогать жгутом, напротив, каждый должен стараться от него убежать. С того же момента, как он когонибудь запятнает, оба медведя должны поскорее убегать в дом, стараясь избавиться от жгутов преследующих игроков, которые с этой минуты получают право гнать обоих медведей в дом. То же право играющие получают и в том случае, если медведь при выходе из своего дома забудет сказать назначенные ему слова.

Затем оба медведя предпринимают уже совместную вылазку, для чего они берутся за руки и также перед выходом должны кричать «медведь идет». Каждый из них имеет право пятнать свободной рукой. Как только когонибудь запятнают, то должны тотчас же разнять руки и отдельно спасаться в дом, так как все остальные имеют право в это время их преследовать; при каждом выходе цель медведей увеличивается (поэтому эта игра, так же как и предыдущая, может идти только, когда играющих не более 10 человек) и пятнать имеют право только крайние и, после того как когонибудь запятнали, опускают руки и возвращаются домой по одному. Также медведям приходится вернуться в дом и в том случае, если кто­либо из играющих прорвет цепь, но только спереди. Последнее правило, однако же, требует большого внимания со стороны руководителя или судьи, чтобы не допустить насилия играющих, старающихся прорвать цепь.

Игры с метанием

В предыдущей группе были описаны игры с бегом с постепенно осложняющимися препятствиями, требующими постоянно усиливающегося внимания, ловкости и точности исполнения. Первые игры были легче, последние – труднее. Теперь познакомимся с рядом игр, состоящих, главным образом, в метании. Это опять же по преимуществу ряд упражнений верхних конечностей, связанных с ловкостью, вниманием, сообразительностью и умением владеть своими действиями.

Отбивание мяча

Упражнения в отбивании мяча, не захватывая его, могут производиться группами, рядами, в кругу, причем кверху и в поле. Видоизменения эти могут быть очень разнообразны.

Под этим названием существует несколько игр. Сюда относятся: отбивание мяча в пол в кругу, кверху в кругу, отбивание мяча в поле партиями, отбивание мяча кверху партиями, отбивание мяча в стену и т. д.

Во всех этих случаях для игры берется мяч большой (дюймов 8–10), легкий и соблюдается одно общее правило: мяч не может быть пойман, он может быть или захвачен слегка и тотчас же снова отброшен (главным образом для начинающих), или же прямо отбит. Видоизменения же все зависят или от того направления, которое придают мячу при отбивании, или от группировки играющих.

Во всех играх этого рода требуется, главным образом, умение отбить мяч на известное расстояние и иногда в определенном направлении, причем требуется не столько силы, сколько ловкости. Оттого и отбивать мяч должно не всей рукой, а только кистью и даже, главным образом, кончиками пальцев. Подобно тому, как для начинающего из школы мяча наиболее легким будет класс, где мяч бросается прямо в пол, так и в этом случае самая легкая игра будет отбивание мяча в кругу в поле.

Отбивание мяча в поле в кругу

Все играющие становятся в круг и на том месте, где стоят, на полу очерчивается круг. Один из играющих берет мяч и бросает его в поле в середину круга, направляя его таким образом, чтобы он, отскочив от пола, долетел до стоящих напротив. Тот, против кого окажется мяч, снова отбивает его в середину круга, направляя в какуюнибудь сторону, и т. д. Продолжают до тех пор, пока мяч не вылетит из круга, т. е. не упадет за чертой вне круга, или же не покатится по полу в кругу. Выбивший мяч из круга или отбивший его так, что он покатился по полу, выходить из игры.

Обыкновенно для более быстрого окончания игры, чтобы вышедшим из игры не приходилось долго оставаться без дела, назначается определенное число отбиваний мяча (10–15–20 и т. д.), смотря по искусству играющих. Как только играющие отбили положенное число раз, не сделав ни одной ошибки, то все считаются выигравшими, и игра начинается снова. Все вышедшие из игры вновь возвращаются в круг.

Если же оказалось, что остался только один играющий, не сделавший ошибки, а все остальные вышли из игры, то оставшийся должен отбить мяч около себя в пол положенное число раз. Если он это исполнит, то считается выигравшим и начинает следующую игру. Если же и он сделал ошибку, то игра оказывается проигранной для всех, и играющие могут снова встать в круг, чтобы возобновить игру. Судья в этой игре должен следить за соблюдением следующих правил:

1. Выходит из игры тот, кто отбил мяч прямо за черту, через весь круг или назад от себя.

2. Выходит из игры тот, кто отобьет так, что мячик или остановится в кругу, или покатится по полу.

3. Выходит из игры тот, кто отобьет мяч так высоко, что его нельзя будет достать вытянутой рукой.

4. Мяч может падать на пол в кругу, прежде чем долетит до противоположной стороны, или несколько раз (для начинающих), или ограниченное число раз (2, 3, 4), или, наконец, (для умеющих играть) только один раз.

5. Мяч может быть отбит, смотря по условно, или какой угодно рукой, или определенной рукой, т. е. или только правой, или только левой.

NB! В этих двух последних случаях выходит из игры также и тот, у кого мячик упал в кругу большее число раз, чем это назначено, и тот, кто отбил не назначенной рукой.

6. Начинает игру кто­нибудь по назначению судьи, затем, после того как мячик упал, подымает его и снова начинает игру в следующем ряду, с правой или с левой стороны (смотря по определению судьи) от первого, начавшего игру, и потом каждый раз берет мяч следующий по очереди.

7. Если вышло более половины играющих, то следует осложнить игру; иначе вследствие того, что остаются более ловкие, игра очень затягивается и вышедшим приходится очень долго бездействовать. Осложнения состоят в том, чтобы мяч меньшее число раз падал на пол в кругу, или вместо того, чтобы отбивать какой угодно рукой, отбивать только левой или правой.

Отбивание мяча кверху в кругу

Эта игра совершенно аналогична предыдущей. Различие состоит только в том, что мяч отбивают кверху, и из этого различия, конечно, вытекает и некоторое различие в правилах, здесь применяемых. Там мяч, отбитый вниз (в пол), мог и еще несколько раз упасть на пол, пока его не отобьют второй раз, здесь же мяч совсем не должен касаться пола. Раз он упал – уронивший его должен выходить из игры.

Устанавливаются и проводят черту так же, как и в первом случае. Начало игры и порядок ее возобновления после каждого падения мяча те же, что и там. Здесь применяются следующие правила:

1. Выходит из игры тот, кто отбил мяч так высоко, что он летит выше уровня головы или что его нельзя достать вытянутой рукой.

2. Выходит из игры тот, кто отобьет мячик так, что он упадет на пол в середине круга, больше чем на расстоянии шага от круговой черты.

3. Выходят оба пропустившие мяч за черту, если он летел между ними не выше голов или их вытянутых рук.

Если играющие не совсем еще ознакомились с игрой, то они могут выходить не после первой ошибки, а после второй или третьей, смотря по условию. В этом случае, так же как и в предыдущем, назначается число раз для отбивания мяча, и все играющие, оставшиеся после определенного числа ударов, считаются выигравшими и начинают игру снова. Если же остался один, то он должен положенное число раз отбить мяч кверху и тогда считается выигравшим, если же никто не остался, то игра проиграна, и тогда все проигравшие становятся снова и возобновляют игру.

Отбивание мяча в пол партиями (рис. 4)

Эта игра представляет собой дальнейшее осложнение отбивания мяча в пол.

В этом случае отбивают в определенную сторону, только вперед себя (мяч отбитый в сторону считается за ошибку, и отбивший должен выйти из игры); мяч может падать на пол между домами партии только один раз.

Вся игра ведется следующим образом. На расстоянии 10–15 шагов очерчиваются два дома, перед каждым домом на расстоянии шага проводят линии, параллельные линиям, ограничивающим дом. Обе партии устанавливаются на линиях домов, и один из играющих (из той партии, которой по жребию или по назначению судьи пришлось начать), бросает мяч об пол вперед так, чтобы он долетел до противоположной партии, коснувшись один раз пола. При этом:

 Рис. 4

1. Коснуться пола мяч должен между чертами ab и ef для игрока дома партии А и между чертами cd и gh для игрока партии В.

2. Если он коснется пола на самых линиях, то снова тот же играющий перебивает.

3. Если, положим, бросают мяч из партии А, и он не долетит до линии gh, (т. е. коснется второй раз пола до линии gh), то мяч считается не доброшенным и выходит из игры тот, кто бросил мяч.

4. Если же мяч, брошенный из партии А, второй раз коснется пола за линией gh, прежде чем его кто­либо из партии В успеет отбить, то ошибка считается за партией В, именно за тем, перед кем упал мяч, ему и приходится оставить игру.

5. Каждый раз, как одна партия делает ошибку, мяч переходит в руки противоположной партии.

6. Если мяч был брошен хорошо, но противоположная партия не успела отбить и пропустила его в свой дом, то этой партии записывается ошибка.

7. Если какаялибо из партий, прежде чем все выйдут, сделает пять или десять таких ошибок (смотря по определенно), то она считается проигравшею.

8. Партия проигрывает также и в том случае, если все ее игроки вышли из игры.

9. В каждой партии предводитель следит, чтобы все бросали по очереди.

10. Как бы низко мяч ни был брошен, противоположная партия должна постараться отбить; разве только в случае, когда мяч бросается с намерением не дать возможности отбить – предлагается перебить.

11. Пока не вполне приноровились к игре, позволяется для облегчения мяч, отбитый из противоположного дома, отбить сначала определенное число раз около себя, а потом уже отбить вперед.

12. Также и в этом случае по мере того, как играющие выходят из игры, игру следует осложнять. Если первый раз было допущено, чтобы мяч был отбит около себя три раза, то после определенного числа вышедших отбивают его по два раза, а затем и один раз.

Отбивание мяча кверху партиями

Дома проводятся так же, как и при отбивании мяча в поле партиями, и правила применяются почти те же самые. Как там для облегчения начинающих позволяется мяч отбивать около себя, чтобы иметь возможность лучше отбить, так и тут начинающим позволяется немного захватить мяч, но не держать, а тотчас же подбросить около себя кверху, при чем подбрасывать кверху можно также только определенное число раз.

В этом случае мяч, отбитый как и в игре «Отбивание мяча кверху в кругу», не должен совсем касаться пола. Выходит из игры:

– тот, кто отобьет мяч так, что он упадет до черты, проведенной перед противоположным домом; т. е. если, например, бросает партия А, и мяч не долетит до линии gh;

– тот, кто даст упасть мячу позади черты, находящейся перед его домом, так: из партии А выходят, если мяч, отброшенный из партии В, упадет за линию ab;

– кто бросит так высоко, что нельзя достать мяч вытянутой рукой. Если мяч пропускаюсь в дом в тех случаях, когда его можно отбить, то считается ошибка пропустившей партии, и если какаялибо партия сделает определенное число ошибок, то считается проигравшей, если даже не все вышли с ее стороны из игры.

Отбивание мяча от стены (рис. 5)

Все играющие делятся на две партии, города очерчивают где­нибудь около стены, притом прежде всего проводят горизонтальную черту (АВ) на самой стене аршина на 1/2 от пола, более или менее длинную, смотря по числу играющих (рис. 5). Затем ее концы с обеих сторон соединяются вертикальными линиями, которые продолжают и на полу в продольном или поперечном направлении по отношение к полу или площадке, на которой приходится играть.

Таким образом на полу являются линии КЕ и JF. Между ними на расстоянии сажени от стены проводится черта CD, параллельная горизонтальной на стене, а потом на расстоянии 2 сажен от стены еще другая (ЕF). Партия, имеющая право начинать, считается первой (А) и становится на первую черту от стены – CD, а вторая (В) становится на второй линии – Еа. Дом СDFE считается домом второй партии (B), а дом KJDC считается домом первой партии (A).

Рис. 5

Рис. 5

Первая партия берет мяч и бросает его прямо в стену выше проведенной черты так, чтобы он потом упал на пол в каком­либо из домов, лучше если в доме противоположной партии. Та партия, в дом которой упал мяч, должна снова его отбить и снова, чтобы он попал в стену выше черты и т. д. до тех пор, пока он от стены не отскочит за боковую черту или не упадет два раза на пол, после того, как был отбит. Каждый раз, как мяч упадет два раза или будет отбит в сторону, он переходит в руки другой партии, а партия, уронившая его, считает себе ошибку. Ошибки партии записываются:

– когда мяч отбит в стену ниже черты, на ней проведенной;
– когда мяч отскакивает от стены за боковые черты дома КЕ и JF или за черту ЕF;
– когда мяч, попав в дом, не был отбит, а упал второй раз на пол, где бы это ни пришлось;
– когда мяч брошен первой партией, так что он летит в дом второй партии, то играющие первой партии должны следить за мячом и должны постараться, чтобы мяч, ударившись об стоящих, не отскочил в сторону. В противном случае, т. е. когда мяч коснется коголибо из стоящих на первой черте, прежде чем упадет на пол, то или перебивают снова, или записывают ошибку той партии, которая помешала упасть мячу, смотря по ловкости играющих.
– если мяч падает на самой черте СD и в это время ни одна из партий его не тронула, то его перебивают, если же кто­либо дотронулся, то продолжают играть и ошибкой будет считаться следующее падение мяча.

В этом случае тоже можно сделать маленькое осложнение, касающееся отбивания мяча. Ктолибо из играющих берет мяч, подбрасывает его и отбивает его в стену выше черты. Затем, когда мяч отскочит от стены, его вновь отбивает прямо в стену та или другая партия, смотря потому, кому удобно. Ошибка считается в том случае, если мяч падает в дом и притом той партии, в доме которой он коснулся пола. Остальные правила здесь все так же применяются, как и в первом случае. Первый случай легче, второй труднее, потому что требует большей быстроты действия, а следовательно и большей ловкости.

Продолжение следует