Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2008

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ.  ВОКРУГ СПОРТА

Бадминтон

как средство развития интеллектуальных возможностей человека

Универсистет движения тела

Бадминтон является своеобразным университетом движения человеческого тела, средством обучения многообразным двигательным навыкам. Чем они выше по своему уровню и чем богаче их запас, тем успешнее человек справляется с незнакомыми для него двигательными задачами. Высокая культура двигательных навыков позволяет быстро довести нужные движения до автоматизма и тем самым освободить сознание для решения других задач. С совершенствованием орудий производства все большему числу профессий необходимы тонкое мышечное чувство кисти руки, едва уловимое движение пальцев, на основе которых совершенствуется качество двигательной деятельности.

Пожалуй, ни один вид спорта не обладает такой богатой палитрой движения кисти, микродвижений пальцев, как бадминтон. Надо отметить, что мелкие движения пальцев – довольно сложный вид деятельности: они требуют гораздо большей координации со стороны нервной системы, чем простые силовые движения всей руки. За изощренность мелких движений пальцев руку бадминтониста высокого класса сравнивают с рукой скрипача. Известно, что развитие тонкой моторики кисти положительно коррелирует с развитием интеллектуально­мнестических функций.

Психофизиология человека образует взаимосогласованное единство, где целенаправленное развитие одного из компонентов способно обеспечить развитие другого. Массовый характер и привлекательность физической культуры и спорта как компонентов досуга делают актуальной задачу применения их в целях развития интеллектуальных способностей. В.И. Разумов анализирует, каким образом метафизика циклов может быть использована как основа для формирования интеллектуального тренировочного комплекса подготовки единоборцев. В нашей работе сходная задача решается на примере бадминтонистов.

Что дают занятия бадминтоном

Бадминтон как спортивная игра развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное ориентирование. Он дает большую нагрузку многим группам мышц, способствует гармоничному развитию тела и эстетическому восприятию игры.

Бадминтон не только на самом высоком уровне удовлетворяет потребность организма в нагрузке через движение, но и позволяет, в силу игрового характера, достигать совершенства движений меньшими усилиями над собой.

Игра является своего рода компенсатором неблагоприятного воздействия на здоровье человека специфики некоторых профессий, для которых характерны малоподвижность, однообразная поза в течение всего рабочего дня. Бадминтон, давая основательную нагрузку всем группам мышц, всем системам организма, способствует повышению работоспособности организма человека, позволяя ему быстрее включиться в работу. Таким образом, бадминтон прививает «умение уметь», дает общую технологию выполнения движений, создает запас двигательных навыков, помогает физически и психологически подготовиться к быстрому и успешному овладению новой профессией, где требуется выполнять точные движения.

Человек изначально включен в пространство движений, но исходно (потенциально) это пространство логических возможностей, включающее вес, допустимый для опорнодвигательного аппарата, универсум движений. Каждый отдельно взятый человек осваивает только часть движений из этого универсума. Существуют виды физической культуры и спорта, способные в большей или меньшей степени помогать человеку осваивать разнообразные движения. Сопровождение процессов освоения движений рефлексией позволяет дополнять процесс кинематического развития человека совершенствованием у него интеллектуально­мнестических функций (функций памяти).

Для успеха игры в бадминтон почти каждое движение должно быть «умным» – как на соревнованиях, так и на тренировках. У бадминтонистов есть такая поговорка: «Играй сначала головой, затем – ногами и только потом – рукой». Здесь не надо бежать раньше, чем сообразит голова. Более того, она должна побольше думать, чтобы давать иногда покой ногам. Это способствует расслаблению мышц, восстановлению физических и духовных сил. Нередко спортсмены высокого класса на ответственных соревнованиях заявляют, что умственно устали больше, чем физически.

Значительное интеллектуальное начало бадминтона определяется и тем, что это игра рукой, роль которой в умственном развитии человека общеизвестна. Недаром И. Кант определял значение руки как «вышедшего наружу мозга». Для большинства антропологов очевидно, что именно освобождение рук сыграло важную роль в процессе гоминизации. Благодаря «умной» руке игрок наносит хорошо продуманные удары, которые приносят не только желанное очко, но и радость от удачного осуществления замысла. К тому же считается, что движение кисти в момент соприкосновения ее с ручкой ракетки активизирует деятельность коры больших полушарий мозга. Спортсмены все больше тяготеют к «умным» видам спорта, в которых гармонично сочетается физическое и умственное совершенствование. Особенно ценится в этом отношении бадминтон.

Основателями российского бадминтона были в основном люди умственного труда, да и сейчас в среде игроков они составляют большинство. Игра прельщает их тем, что в ней они видят хорошую возможность переключиться с одной «умственной» деятельности на другую – спортивную. Игровой характер бадминтона способствует снятию отрицательного воздействия монотонности некоторых профессий на человека. Он является своеобразным средством перемены рода деятельности по закону перемены труда, плодотворной для жизнедеятельности человека.

Отличия бадминтона от других видов спорта

Спортивный бадминтон по статистическим данным является одним из сложных тактических и техничных игр, он входит в тройку самых тяжелых по физическим нагрузкам на организм спортсмена среди игровых видов спорта. С его исключительно высокими требованиями к функциональной подготовке становится все более очевидно, что необходим научно обоснованный подход к управлению процессом спортивной тренировки. Интерес к вопросам подготовки спортсменов­бадминтонистов различных квалификаций со стороны тренеров, ученых и спортивных руководителей закономерен, так как спортивный бадминтон отличается от других видов спорта тем, что здесь игроки готовятся к трем видам соревнований: одиночным, парным и смешанным. Каждая категория определяет особый вид физической и психологической нагрузки на организм.

Подготовка бадминтонистов

В настоящее время накоплен фактический материал, который поможет принимать решения в процессе подготовки бадминтонистов. Нужно отметить, что российский бадминтон в его современном виде крайне нуждается в глубоких научных исследованиях, особенно в аспекте, связанном с умственной деятельностью. Главным направлением в подготовке спортсменов высокого класса является интенсификация тренировочного процесса. На практике она достигается избирательной направленностью нагрузки, которая позволяет сконцентрировать в определенном направлении средства и методы педагогического воздействия. Следует отметить, что большие нагрузки различной направленности дадут желаемый эффект только в том случае, если они будут использоваться в тренировочном процессе в определенной последовательности и непременно чередоваться с периодами отдыха.

Возрастающие нагрузки на тренировках и соревнованиях бадминтонистов высокого класса обусловливают необходимость своевременного отдыха. Исходя из этого при планировании восстановительных мероприятий недостаточно учитывать только функциональное состояние спортсменов и влияние предшествующей нагрузки – немаловажное значение при планировании физических средств восстановления имеет направленность их действия (тонизирующая или релаксирующая), которая способна обеспечить эффект «срочного» или «отставленного» восстановления. При планировании использования как отдельных физических средств восстановления, так и их сочетаний в подготовке спортсменов следует учитывать, что между тренировками необходим отдых в тонизирующем режиме, который будет способствовать подготовке организма спортсмена к следующему занятию за счет мобилизации резервов. Так, можно предположить, что в центральной нервной системе происходит преобладание процессов возбуждения, которые мобилизуют наличные ресурсы, обеспечивая, по всей видимости, процессы распада веществ, при этом улучшая функциональное состояние нервномышечного аппарата и повышая скоростно­силовые возможности спортсменов.

Средства восстановления, технологические параметры которых вызывают релаксирующую направленность действия на организм спортсмена, целесообразнее всего использовать в конце тренировочного или соревновательного дня, когда продолжительность отдыха до следующей нагрузки составляет 12 ч и более. Технологические режимы средств восстановления в релаксирующей направленности запускают механизмы, характерные преимущественно для «отставленного» восстановления организма спортсмена, ускоряя таким образом переход организма от состояния активности во время тренировок или соревнований к состоянию покоя. Отличительными признаками «отставленного» восстановления является преобладание процессов торможения в центральной нервной системе. Вероятно, происходит накопление энергетических и пластических веществ, процесс синтеза преобладает над процессом распада, что способствует временному снижению функционального состояния нервномышечного аппарата и тем самым снижению скоростно­силовых возможностей спортсмена с последующим выходом организма на качественно новый уровень функционирования. И чем быстрее произойдет этот переход, тем быстрее организм восполнит затраченные ресурсы и достигнет фазы суперкомпенсации.

Такое сочетание физических средств восстановления различной направленности (тонизирующей и релаксирующей) создает предпосылки для взаимодействия «срочного» и «отставленного» восстановления, благодаря которому имеется возможность вывести организм спортсмена на качественно более высокий уровень функционирования, создавая оптимальные предпосылки для повышения его умственного развития и решения сложных тактических задач во время тренировок или соревнований.

Разработанная методика использования физических средств восстановления в подготовке высококвалифицированных бадминтонистов позволяет целенаправленно управлять восстановительными процессами, повышая функциональные и интеллектуальные возможности спортсменов.

Валерий ТУРМАНИДЗЕ, к.п.н.,
доцент кафедры физического воспитания
Омского государственного университета
им. Ф.М. Достоевского