Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2008

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ

Учимся у профессиональных тренеров

19 января в Универсальном спортивном комплексе ЦСКА прошел практический семинар для детских тренеров Москвы и Московской области, посвященный 80летию со дня рождения Александра ГОМЕЛЬСКОГО.
В работе семинара приняли участие тренеры и из других регионов России и Украины. Практическая часть семинара представляла интерес не только для специалистов по баскетболу, но и для учителей физкультуры, ведущих баскетбольные секции в своих школах.
Открывая семинар, Евгений ГОМЕЛЬСКИЙ сказал, что в последнее время стало модным приглашать в нашу страну тренеров изза рубежа, а значит, целесообразно, чтобы иностранные специалисты поделились опытом с нашими коллегами.
Обращаясь к тренерам, он также подчеркнул: «Не стоит забывать школьных учителей физкультуры, особенно тех из них, которые ведут секции по баскетболу, и отсутствия контакта с ними у вас не должно быть».

К вершинам мастерства

В программе семинара прошло четыре мастеркласса.

Тренер молодежной команды ПБК ЦСКА профессор Ратко ЙОКСИЧ (Сербия) провел занятие по обучению групповым взаимодействиям команды в нападении. Большое внимание он уделил передачам мяча, особенно последней (голевой): «Важно выполнить ее в тот момент, когда игрок твоей команды получил хорошую позицию для совершения броска», – а также рассказал, как занять наиболее выгодные позиции, избавиться от опеки, взаимодействовать друг с другом.

Главный тренер молодежной команды ПБК ЦСКА Андрей МАЛЬЦЕВ рассказал и показал, как должны действовать игроки в защите: «Баскетбол, пожалуй, единственная игра с мячом, в которой все игроки на площадке являются и нападающими, и защитниками. И если играть в нападении любят все, то в защите – наоборот». О том, как правильно опекать своего игрока, как правильно расположиться относительно своего соперника с целью максимально усложнить ему действия в нападении, и рассказывал Андрей Мальцев. Он показал несколько наиболее эффективных вариантов отбора мяча, рассказал о том, как располагаться защитнику при игре в меньшинстве (один против двух), и о многом другом.

В работе семинара принял участие и главный тренер ПБК ЦСКА Этторе МЕССИНА (Италия). Он также уделил большое внимание передачам мяча как самому главному компоненту игры, и подчеркнул, что по тому, как ученик выполняет передачу, можно судить, насколько он умен.

Важно учитывать, что передача должна быть точной, своевременной, а главное – нужно всегда понимать разницу в том, кому она адресована и что за ней последует. Так, при финальной передаче (после которой выполняется бросок) нужно направлять ее на ведущую руку партнера, а при передаче опекаемому игроку – на «дальнюю».

При обучении передачам мяча учителя и тренеры чаще всего показывают, как выполнять их двумя руками (от груди, изза головы и т.д.), в то время как на практике эти способы применяются лишь в том случае, когда партнер совершенно открыт и не опекаем защитником. Современный баскетбол становится все более агрессивным, поэтому выполнение подобного рода передач не представляется возможным.

В последнее время часто используют передачу, которую Этторе Мессина назвал «в полторы руки». Мяч ловится двумя руками, начальное движение передачи также выполняется двумя руками, а заканчивается одной. При этом кисть руки в финальном движении делает такое же направляющее движение в сторону партнера, как при броске мяча в кольцо.

Еще он показал, в каких случаях обязательно нужно использовать передачу с отскоком от пола. Во­первых, когда ваш партнер выбегает непосредственно на бросок изпод щита (бросок в движении), – в этот момент он весь сконцентрирован на броске, а передача, которую он принимает снизу, позволяет ему сразу вынести руки вверх и поразить кольцо. Во­вторых, передачу с отскоком следует отдавать игроку, опекаемому более рослым партнером, – это не даст ему преимущества в борьбе за мяч. Этторе Мессина подчеркнул, что передача с отскоком в таком случае заставляет ловящего мяч игрока согнуть ноги, следовательно, сразу же после того, как он поймает мяч, баскетболист сможет легко начать движение ногами (поворот, перемещение с мячом или ведение мяча). В то время как передача без отскока заставляет, наоборот, поднять руки вверх и слегка выпрямить ноги, что будет выгодно высокому защитнику.

В работе этого мастеркласса приняли участие игроки баскетбольного клуба ЦСКА Никита КУРБАНОВ, Алексей ШВЕД, Анатолий КАШИРОВ и др.

Более подробно хотелось бы рассказать о мастерклассе, проведенном тренером юношеской команды ЦСКА Евгением БУРИНЫМ. В ходе этого занятия не было использовано ни одного баскетбольного мяча, потому что его темой было развитие физических качеств игроков.

Данная тема вызвала интерес не только у тренеров по баскетболу, но и у учителей физической культуры, поскольку на школьных занятиях этому уделяется не так много времени.

Не только для спортсменов

Разминка

Мы привыкли, что урок физкультуры начинается с бега. Дети монотонно отмеряют круги по залу или бегают заданное количество времени. Бурин предложил заменить беговую разминку комплексом упражнений, выполняемых в движении. Его подопечные (юноши 16–17 лет) выполняли упражнения от лицевой линии до лицевой и обратно. При этом до средней линии зала им предлагалось выполнить одно задание, а после – другое. Использовались такие упражнения: бег лицом и спиной вперед, приставные шаги правым и левым боком, подскоки, перемещения в защитной стойке, выпрыгивания из приседа, рывки и ускорения, бег с вращением рук вперед, назад и т.п. Таким образом, дети выполняли упражнения не более 3 мин., но такое многообразие заданий позволило сделать разминку нескучной и очень насыщенной.

Затем был комплекс общеразвивающих упражнений. В глаза бросилось то, что во время наклонов вперед и в стороны дети не делают пружинистых, раскачивающих движений, а фиксируют свое положение в наклоне (стретчинг).

Основная часть

Упражнения на равновесие

Основную часть урока начали с упражнений на развитие равновесия (баланса). Этому компоненту в последнее время уделяется все большее внимание. Если баскетболист устойчиво стоит на ногах (держит баланс), его сложнее обыграть. Ведь большинство финтов основано на том, чтобы хоть на мгновение вывести своего соперника из равновесия, получить преимущество и оставить его за спиной.

Упражнения, предлагаемые Евгением Буриным, ребята также выполняли от одной лицевой линии до другой, медленно, тщательно фиксируя равновесие.

1. Сделать шаг, поднять ногу, согнутую в колене. Держать равновесие 5 сек. Сделать шаг другой ногой, зафиксировать равновесие.

2. То же – спиной вперед.

3. Сделать прыжок на одну ногу, удержать равновесие в течение 5 сек. и так далее на каждый шаг.

4. То же, выполняя прыжок из стороны в сторону.

5. Упражнение в парах. Ученики встают одной ногой на линию баскетбольной площадки друг напротив друга и берутся за руки; удерживая равновесие, нужно попытаться лишить такой возможности противника. Если тот хотя бы немного сдвинул ногу, он проиграл.

6. То же – на другой ноге.

7. То же задание, но ученики упираются стопами маховых ног и пытаются вывести друг друга из равновесия.

8. То же – на другой ноге.

9. Попробовать удержать равновесие, стоя на одной ноге на мягком поролоновом мате.

10. То же – другой ногой.

Сила и равновесие

Можно ли одновременно развивать силу и равновесие? Можно. Евгений Бурин предложил упражнения с эспандером в парах. Ученик, стоя на одной ноге, выполняет растягивание эспандера и при этом старается удержать равновесие. Его партнер стоит на двух ногах, фиксируя натяжение резины. Затем ученики меняются ролями. Упражнения выполняются стоя лицом, спиной и боком к партнеру. Можно выполнять это упражнение, стоя на поролоновом мате.

«Для развития силовых качеств, – сообщил ведущий мастеркласса, – лучше использовать большее количество упражнений, которые нужно выполнять за определенное время. Это значительно лучше, чем качать пресс в сумме 200–300 раз. В качестве отягощения лучше использовать собственный вес, эспандеры, в крайнем случае – гантели, чем штангу. Занятия со штангой вообще не следует начинать раньше 15–16летнего возраста».

Развитие скоростных качеств

Для развития частоты движений ведущий предложил использовать обычную веревочную лестницу. При ее отсутствии можно самостоятельно нанести разметку мелом в зале или на улице, обозначив квадраты шириной 40–45 см.

Во время бега ученик должен последовательно наступать в каждый квадрат. Упражнения выполняются лицом, спиной или боком вперед. Можно также забегать в квадрат с одной стороны, а выбегать в другую.

По окончании этого упражнения детям сразу же предлагается выполнить еще какое­либо, например, перемещение в защитной стойке, ускорение и т.п.

Развитие быстроты

Бурин также предложил два упражнения для развития двигательной реакции.

1. Ученики делятся на пары и встают друг напротив друга на расстоянии 3–4 м. Игрок держит в вытянутых руках по баскетбольному мячу. По команде он отпускает один из мячей (или с правой, или с левой руки). Его партнер должен успеть поймать мяч до его второго отскока от пола. Упражнение усложняется тем, что он не знает, ни в какой момент первый игрок отпустит мяч, ни с какой руки он его выпустит.

Для учеников с хорошей реакцией предлагается то же упражнение, но с теннисными мячами.

2. Упражнение также выполняется в парах. Один из партнеров стоит на лицевой линии, другой садится на пол впереди него на расстоянии 3–4 м. По команде учителя сидящие на полу пытаются быстро встать и убежать за среднюю (или другую) линию зала, а цель стоящих догнать их и осалить. Затем партнеры меняются ролями.

В заключение Евгений Бурин подчеркнул, что нужно уделять как можно больше внимания развитию физических качеств учащихся, и делать это нужно не эпизодически, а регулярно (не реже трех раз в неделю), иначе никого развития не произойдет.

Алексей МАШКОВЦЕВ

Фото автора