Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2008

МЕТОДИКА. ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Хочешь быть умным? Бегай!

В № 3/2007 в нашей газете был опубликован материал Татьяны ЗАХАРЫЧЕВОЙ «Физкультура против здоровья». Интервью с врачом-методистом, консультантом по лечебной физкультуре и спортивной медицине областного Центра медицинской профилактики Маратом ХАЕРДИНОВЫМ вызвало бурный резонанс у наших читателей. Проблемы, поставленные в этой публикации, оказались острыми и насущными. В этом номере мы публикуем одно из писем, пришедших в редакцию.

Прочитал материал в вашей газете № 3/2007 «Физкультура против здоровья» и хочу высказать свою точку зрения по этому поводу.

Я считаю, что на ученика нужно смотреть со стороны общей культуры человека и физической культуры в частности. Воспитывать или оздоравливать через спорт нельзя: и то и другое морально уродует как способных к спорту детей, так и неспособных. У первых нет настоящих заслуг: их хвалят за то, что они и так умеют делать. Нет вины вторых в том, что они не могут побеждать на соревнованиях.

Любая система, если она ставит цель воспитать личность, здоровую душой и телом, должна быть справедливой. Уроки физической культуры должны делать ученика здоровым средствами физических упражнений.

Доктор Хаердинов сказал: «Я представляю идеальные уроки физкультуры только в игровой форме. Не нужна никакая зачетная система». Я абсолютно согласен с последним высказыванием, но совершенно не согласен с первым. За время обучения в детском саду, школе, техникуме, институте мы, специалисты в области физической культуры, должны объяснить своим ученикам, что на свое здоровье нужно работать. Как говорили древние греки: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». А бег можно заменить любым другим физическим упражнением.

Ежедневных 30 мин. занятий физическими упражнениями достаточно, чтобы организм нормально развивался и имел высокую работоспособность, а упражнений существует великое множество: бег, плавание, лыжи, баскетбол, волейбол, футбол и т.п. Главное, чтобы они давали адекватную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, чтобы в работе участвовало больше мышц и суставов. Оценка должна быть не за результат, а за время оздоровления: я принимаю нормативы по продолжительности выполнения физических упражнений, а не по их результату.

Сейчас я работаю тренером по плаванию, у меня оздоравливаются (не тренируются!) средствами плавания около 200 детей. Шесть раз в неделю по 30–35 мин. работы в день на воде. Это время работы на свое здоровье.

Несмотря на то что одновременно на занятиях бывает свыше 50 детей, стараюсь убедить каждого, что в бассейне только он один и тренер – во время работы не должно быть друзей, каждый должен работать сам по себе. Двух одинаковых людей нет, поэтому каждый должен выполнять свою работу, получить свою нагрузку. Мною разработана схема на 30 мин. работы для всех учеников – начиная от новичков, которые проплывают 50 м за 2 мин., до ребят, которые имеют результат на этой дистанции менее 30 сек. Нельзя тренировку превращать в соревнование, равно как и в игру. От грамотно проведенной тренировки ребенок получает удовольствие, организм как бы благодарит за свое оздоровление.

Способность работать 30 мин. с интенсивностью в 50% от максимальной оценивается как удовлетворительная тренированность, 60% – как хорошая, 70% и выше – как отличная. Например, если результат ученика на дистанции 50 м – 55 сек., то за 30 мин. работы с интенсивностью 100% он может проплыть 1636 м, 70% – 1145 м, 60% – 981 м, 50% – 818 м, 40% – 654 м.

Почти не уделяю внимания работе над техникой. Внешний рисунок движений отрабатывается у каждого свой. Зайца никто не учил и не учит правильно бегать, а мы восхищаемся совершенством его движений. Его тренер – сама жизнь. Чтобы научиться правильно плавать, нужно больше и чаще плавать: когда проплывешь около 1000 км, вопросы по технике плавания отпадут сами собой. Вы будете образцом совершенной техники, своей индивидуальной техники исходя из ваших индивидуальных особенностей (рост, вес, конституция тела, темперамент и т.п.).

Самое парадоксальное – в том, что в результате использования такой методики наибольших успехов достигают ребята без особых способностей к плаванию, отсев же происходит в основном среди способных ребят. Почему? Способных труднее научить работать: они привыкли без труда показывать хорошие результаты, я же поощряю работу, преодоление себя, улучшение своих результатов.

Михаил ЛОГАЧЕВ,
г. Железногорск-­Илимский,
Иркутская обл.