Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2008

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. СПОРТЗАЛ

Нестандартное оборудование

Традиционные занятия физкультурой не компенсируют дефицит двигательной активности у основной массы учащихся. Для решения этой проблемы, а также для сохранения школьниками высокой работоспособности в течение дня, недели, учебного года необходимы дополнительные формы, приемы и методы занятий физической культурой.
За годы работы в школе мною накоплен опыт работы с использованием универсальных снарядов. Хочу поделиться методикой самостоятельного изготовления двух тренажеров (канатной подвесной дороги и навесной лестницы), которые я с успехом применяю в своей практике. Их применение в процессе круговой тренировки позволяет значительно повысить плотность урока, разнообразить физическую нагрузку, развить двигательно­координационные способности учащихся. В процессе систематических занятий на этих тренажерах дети учатся преодолевать страх высоты, укрепляют мышечную систему плечевого пояса и брюшного пресса. Кроме того, эти упражнения являются хорошей профилактикой сколиоза. Данные тренажеры можно успешно использовать при подготовке школьных команд к туристическим слетам, соревнованиям по пожарно­прикладным видам спорта, при обучении навыкам спасения людей на уроках ОБЖ.

Навесная лестница

Ее изготовление не требует особых финансовых затрат. В качестве материала можно использовать уже отслуживший свое инвентарь, например лыжные палки. Конструкция устройства состоит из нарезанных трубок, точнее, отслуживших свой срок лыжных палок длиной 300 мм.

В каждой трубке высверливаются сквозные отверстия с обоих концов диаметром 80 мм на расстоянии 10 мм от края.

Трубки укрепляются на прочной веревке узлом или зажимами на расстоянии 300 мм друг от друга.

Лестница укрепляется под потолком на крюк.

Содержание упражнений

1. Лазание перехватом кистей рук и постановкой ног на каждую последующую перемычку при подъеме вверх и то же – при опускании вниз.
2.  Различные модификации упражнения 1.
3. Лазание по лестнице с последующим переходом на канат.

Упражнения развивают координацию, силу мышц кистей, плечевого пояса, рук (сгибателей и разгибателей), воспитывают чувство высоты, смелость, решительность, настойчивость, упорство в достижении цели.

Подвесная канатная дорога

Последовательность изготовления

1. В капитальной стене спортивного зала на высоте 2 м 50 см делается сквозное отверстие. Второе отверстие делается в противоположной несущей стене спортивного зала по диагонали на высоте 2 м от пола. В отверстия устанавливаются специально изготовленные держатели.

2. Для изготовления держателя используется стальной круглый прокат диаметром 20 мм, длиной 500 мм. С одного конца при помощи термической обработки загибают кольцо (внутренним диаметром 30 мм и наружным диаметром 70 мм). На втором конце нарезают резьбу М20 под ключ 27?32. Держатели устанавливают в отверстия и фиксируют при помощи шайбы внутренним диаметром 22 мм, наружным диаметром 90 мм, толщиной 5 мм и гайки (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

3. Для изготовления подвесной канатной дороги используется стальной трос диаметром 6 мм (длина регулируется в зависимости от ширины спортивного зала). Один конец троса вводится в кольцо держателя и фиксируется с помощью двух стальных пластин на сжатие при помощи четырех болтов диаметром 10 мм. Такое крепление надежно и безопасно. На другом конце троса загибают петлю и закрепляют тем же способом. Трос фиксируется на втором держателе при помощи растяжки. На трос устанавливается тележка.

4. Для изготовления тележки используются два угольника с одинаковой длиной сторон 10 мм и величиной угла 90°. Между угольниками по вертикали на оси диаметром 10 мм вставлен ролик с желобком по центру наружного размера. Глубина и ширина желобка 10х10 мм.

Угольники крепятся к «коромыслу» на двух болтах с резьбой М10. «Коромысло» изготавливают из Побразной полосы толщиной 4 мм, шириной 40 мм, к которой приварена ручка захвата, выполненная из трубы диаметром 25 мм и длиной 50 мм (рис. 2). Блок с «коромыслом» устанавливается на трос таким образом: свободный конец троса продевается под ручку и укрепляется при помощи растяжки на другом держателе.

Рис. 2

Рис. 2

Методические рекомендации по использованию снаряда

Обучение на снаряде следует проводить поэтапно:

1. Обучить удерживаться на снаряде, сохраняя строго вертикально центр тяжести тела в положении виса.
2. При соскоках со снаряда научить детей выводить туловище с ногами вперед во избежание падения вперед.
3. В дальнейшем научить детей выводить туловище с ногами горизонтально полу.
4. Для снижения максимальной скорости при спуске научить детей упругому сгибанию ног для полной остановки.

Валерий ДЯГИЛЕВ,
учитель физкультуры, школа № 25,
г. Нижнеудинск, Иркутская обл.