Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2008

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. НАУКА – УЧИТЕЛЮ

Развитие координационных способностей у детей 7–9 лет

Цель исследования

Одной из главных задач физического воспитания детей является развитие у них двигательных функций и умения управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи играют упражнения на координацию движений – двигательной способности, которая развивается посредством самих движений. Чем большим запасом двигательных умений обладает ученик, тем богаче его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности.

Известно, что наиболее эффективно двигательные способности ребенка развиваются к 8–9 годам. Следовательно, возраст от 7 до 9 лет нужно рассматривать как период активного развития координационных способностей (КС).

Основным средством, совершенствующим координационные двигательные способности, являются специально направленные упражнения.

К сожалению, в практике учителей физической культуры отсутствуют научно обоснованные программы совершенствования координационных способностей, что приводит к снижению эффекта обучения новым упражнениям.

Целью нашей работы являлась разработка программы, направленной на развитие базовых координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

В связи с поставленной целью было проведено тестирование, которое включало в себя:

1) тест «Ловля линейки»;
2) пробу Ромберга (поза «пяточно­носочная»);
3) тест «Разность между бегом и слаломом» (20 м);
4) тест «Разность между прыжком в полную силу и вполсилы».

Тестирование проводилось с учениками третьих классов. Анализ результатов тестирования, проведенного до начала педагогического эксперимента, показал, что занимающиеся экспериментальной и контрольной групп по уровню развития координационных способностей достоверно между собой не различались (p < 0,05).

После предварительного тестирования были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная группа стала заниматься по нашей заранее разработанной программе, а контрольная группа занималась по обычной учебной программе.

Об эксперименте

Разработанная нами программа состоит из двух частей: тестирующей и обучающей. Тестирующая часть предусматривает оценку уровня развития базовых видов КС. Обучающая часть включает практические занятия по совершенствованию КС.

При разработке учебной программы, прежде всего, был рассмотрен вопрос о продолжительности целенаправленного педагогического воздействия. В результате анализа научнометодической литературы выявлено, что в процессе развития КС исследователи использовали различные по продолжительности программы.

Принимая это во внимание, мы разработали учебнотренировочную программу, рассчитанную 25 занятий. Занятия по данной программе проводились 2 раза в неделю в подготовительной и в начале основной части урока и продолжались 20 мин.

Программа состоит из комплексов упражнений, сгруппированных по направленности развития способности к ориентации в пространстве, дифференцированной способности, способности к равновесию, реагирующей способности и ритмической способности. В одном занятии для совершенствования отдельной координационной способности использовалось не менее 5 упражнений и одной игры. Разучивание и выполнение упражнений проводилось по степени их координационной сложности – по принципу «от простого к сложному».

Для развития способности к ориентации в пространстве применялись специальные задания: смена направления движений по сигналу, ходьба в обход препятствий, бег из различных исходных положений, метание мяча из различных исходных положений и др.

При совершенствовании пространственной ориентировки мы руководствовались рекомендациями М.И. Судата, который отмечает, что в работе с детьми более эффективны такие методические приемы, как:

– смежные задания (например, одновременное ведение баскетбольного мяча руками и футбольного мяча ногами);
– контрольные задания (например, броски мяча в цель с резко различающегося расстояния – с 5 и 10 м);
– временное выключение зрительного контроля.

Для развития способности к сохранению равновесия использовались следующие упражнения:

– сохранение равновесия после резкого изменения направления движения;
– чередование ходьбы с поворотами;
– ходьба по гимнастической скамейке;
– уменьшение площади опоры;

а также повторение упражнения с закрытыми глазами, которое рекомендуют многие авторы.

Для развития чувства времени использовались упражнения при недостатке времени.

Для развития силовой дифференцировки использовались различные по тяжести предметы (мячи, пояса и т.д.).

Для развития ритмической способности использовалось следующее упражнение: повтор ритма движения после предварительной демонстрации этого ритма с помощью зрительного или слухового средства.

Блочная система построения программ предполагает возможность гибкой замены различных комплексов в зависимости от показателей предварительного и текущего тестирования. Программа с гибкой системой варьирования упражнений позволяет дифференцировать величину нагрузки и дозировку упражнений, комплексы упражнений, учитывая особенности детей. Наша программа практически не меняет структуры урока.

Результаты исследования

В конце эксперимента мы провели контрольное тестирование, которое показало, что базовые координационные способности в экспериментальной группе стали значительно выше, чем в контрольной.

По тесту «Ловля линейки» до проведения педагогического эксперимента результат в экспериментальной группе в среднем был 21,2 см, а после эксперимента составил 14,7 см, т.е. улучшился на 6,5 см. В контрольной группе этот прогресс составил лишь 2,9 см, что в 2 раза меньше, чем в экспериментальной. Примерно такие же показатели наблюдались по всем тестам. По тесту Ромберга результаты в экспериментальной группе в среднем в 3 раза лучше, чем в контрольной. По тесту «Разность между бегом и слаломом» (20 м) результат улучшился в 6,6 раза, а тест «Разность между прыжком в полную силу и вполсилы» результат в экспериментальной группе в 4,8 раза лучше, чем в контрольной.

Анализ и обобщение результатов работы показали, что базовые координационные способности в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Следовательно, разработанная нами программа более эффективна для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста, чем ныне применяемая.

От редакции. Программа Андрея Маслюкова будет издана в виде брошюры во втором полугодии 2008 года.

Андрей МАСЛЮКОВ,
к.п.н.,
доцент Сургутского государственного университета