Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2008

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

Удивительный мир спорта

На пути к Олимпиаде–2008

Как награждали победителей?

Древняя традиция

Традиция собирать на спортивные состязания участников из разных государств и награждать победителей особыми призами пришла к нам из Древней Греции. Современные олимпийские медали представляют собой в первую очередь почетный знак, а материальное вознаграждение обладатели первых трех мест получают на родине, так же как это было 2 500 лет тому назад. На спортивных играх в Элладе впервые появились награды, имеющие лишь почетное значение. Олимпийский оливковый венок являлся вершиной спортивной карьеры. В то же время он был знаком особого покровительства Зевса, и это покровительство олимпионик переносил на родину, посвящая свой венок местному божеству.

Венок – чемпиону

Среди множества игр, проводившихся в разных древнегреческих городах, выделялись четыре самых знаменитых и престижных: Олимпийские на Пелопоннесе в области Элида, Пифийские близ Дельф, Истмийские на Коринфском перешейке и Немейские в Арголиде. В них, как и во многих других, имел право выступить только мужчина – гражданин любого греческого государства.

На этих четырех играх победители получали только венки. Ветви для венков брали со священных растений, например, в Олимпии – с дикой оливы, росшей у храма Зевса (ветви срезал золотым ножом мальчик из знатной семьи, у которого были живы оба родителя).

На родине победителей встречали торжественно, оказывали им всевозможные почести и вручали материальное вознаграждение. Сохранился афинский закон, по которому за победу на Олимпийских играх полагалось 500 драхм, а на других общегреческих играх – по 100 драхм.

Чествование периодоников

Самым желанным для атлета было завоевание наград на всех четырех главных пан-эллинских играх. Таких чемпионов называли периодониками, то есть победителями во всем цикле игр. По литературным и эпиграфическим источникам сейчас известно 46 периодоников. Самым знаменитым среди них, ставшим надолго легендой для всех эллинов, был Милон из греческой колонии Кротон в Южной Италии. Будучи юношей, он впервые стал олимпийским чемпионом по борьбе в 536 г. до н. э., потом еще пять раз завоевывал это звание в Олимпии и несколько раз на других играх. Одна из форм почестей олимпийского чемпиона заключалась в праве поставить свою статую в священном округе Олимпии. Средства для заказа статуи выделялись либо родным городом победителя, либо богатым меценатом, а иногда и самим чемпионом, если он был из состоятельной семьи. Павсаний в «Описании Эллады» подробно рассказал о множестве таких статуй. Сейчас от них уцелели лишь несколько постаментов и римских копий с греческих оригиналов, например, изображение Киниска, уроженца города Мантинеи, с олимпийским венком в руке.

На постаментах подобных статуй нередко писали прославляющие чемпиона стихи. Вот одна такая надпись IV в. до н. э., которую цитирует Павсаний, – она находилась на пьедестале статуи периодоника Хилона из города Патры:

Дважды в Олимпии в чистой борьбе один на один я
Между мужей победил, в Дельфах столько же раз;
Три я в Немее, четыре победы взял в Истме, который
Около моря лежит, Хилон, Хилона сын,
В Патрах. Когда ж на войне я погиб, всенародно ахейцы
С славой меня погребли доблести ради моей.

Статуи, амфоры, щиты…

Статуи местных чемпионов стояли и в античных городах Северного Причерноморья. При раскопках Ольвии, находившейся при слиянии Южного Буга и Днепра, найден постамент подобной статуи III в. до н.э. Она изображала чемпиона по бегу Дионисия и находилась в ольвийском гимнасии, где проходили тренировки атлетов и проводились праздники в честь Гермеса, сопровождавшиеся состязаниями. Своей победой Дионисий завоевал право на установку статуи, а его отец, попечитель гимнасия, финансировал изготовление скульптуры.

Чемпионы панэллинских игр принимали участие и в других празднествах, где завоевывали не венки, а иные призы. Это иллюстрирует мраморная стела из Афин с именем Александра, уроженца небольшого аттического городка Рамнунт. На стеле изображены призы, завоеванные им во II в. до н. э.: наряду с истмийским и немейским венками мы видим панафинейскую амфору – награду на афинском празднике, посвященном покровительнице города, и щит, полученный на состязаниях в честь Геры в Аргосе.

Путь к пьедесталу

Прежде чем принять участие в общегреческих играх, атлеты состязались на местных празднествах, сопровождавшихся спортивными соревнованиями. В античных городах Северного Причерноморья это были праздники в честь Гермеса, покровителя гимнасиев, в которых с юных лет тренировались атлеты; Аполлона, согласно мифам побеждавшего в метании диска и в борьбе; Ахилла, особо отличавшегося в беге, и других богов и героев. Об этом мы знаем в первую очередь по спискам победителей, вырезанных на каменных стелах, некогда стоявших в гимнасиях и около стадионов. Увековечивание имен призеров было одной из форм античных почестей победителей.

Самый большой из уцелевших каталогов в Северном Причерноморье написан на беломраморной стеле из Горгиппии (современная Анапа), входившей в состав Боспорского царства. В списке содержится более 200 имен победителей, выступавших на ежегодных праздниках в честь Гермеса в III в. до н. э. Там выделялись четыре возрастные группы: мальчики 12–15 лет, юноши 16–17 и 18–19 лет, взрослые старше 20 лет. В Горгиппии, как и в других греческих городах, существовали целые династии атлетов-победителей. Вероятно, победители происходили из состоятельных семей, члены которых могли уделять тренировкам продолжительное время.

Граждане античных городов Северного Причерноморья получали награды за все основные виды античной атлетики: бег на короткие и длинные дистанции, прыжки в длину, борьбу, кулачный бой, метание копья и диска, а также пентатлон, включавший все перечисленные виды, за исключением кулачного боя. Кроме того, устраивались конные состязания и соревнования в стрельбе из лука. В надписи IV в. до н. э. из Ольвии сказано, что Анаксагор пустил стрелу на 282 оргии, т.е. около 540 м. Это значительно превышает современный рекорд, составляющий 440 м. Наверное, конструкция античного ольвийского лука позволяла достичь большей дальнобойности, чем у современных спортивных снарядов.

Греки очень ценили упражнения в борьбе, потому что в ней приводились в действие все мышцы и одновременно проявлялись сила, ловкость, находчивость. Копье метали и правой, и левой рукой, иногда бросали два копья обеими руками. Диски различных диаметров также бросали обеими руками двумя способами: либо, как в наше время, на дальность полета, либо вверх, заставляя его вращаться и стараясь его поймать падающим плашмя.

Чемпионы – высшие лица государства

Победа на главных местных состязаниях была столь почетна, что о ней упоминали даже тогда, когда речь шла отнюдь не о спорте. Например, в Ольвии сохранилось несколько надписей первых веков нашей эры, в которых сообщается о поднесении даров богам и героям от военачальниковстратегов и архонтов – высших должностных лиц государства. Перечислены только их имена и должности, но в конце добавлено, что такие-то из них были чемпионами. Например, стратег Леонид был победителем в метании копья, архонт Еврисивий одержал победу в прыжках и в беге, а другой архонт Пурфей лучше всех бросил копье и диск.

Эти надписи говорят о том, что в Ольвии продолжал культивироваться сложившийся еще в VI–V вв. до н. э. идеал гармонично развитого гражданина, хорошо образованного и физически тренированного, способного принести пользу отечеству на гражданском и военном поприщах.

Прекрасные античные статуи атлетов, а также богов и героев, моделями для которых служили реальные люди, показывают, какая гармоничная красота человеческого тела ценилась у эллинов.

Панафинеи Великие и Малые

С древнейших времен афиняне отмечали всенародным праздником день рождения покровительницы их города богини Афины. По преданию, она родилась 28го гекатомбеона, первого месяца аттического календаря, начинавшегося летом в новолуние после солнцестояния. Праздник назывался Панафинеями и справлялся ежегодно; с середины VI в. до н. э. его стали проводить особенно торжественно раз в четыре года, назвав Великими Панафинеями, в отличие от ежегодных Малых Панафиней.

Важнейшую часть праздника составляла торжественная процессия, двигавшаяся через весь город к храму богини на Акрополе. В празднике принимали участие посольства от многих греческих государств. В V в. до н. э., когда при Перикле существовал Афинский морской союз, каждое союзное государство доставляло жертвенных животных для грандиозного жертвоприношения олимпийским богам, которые, как считалось, незримо присутствовали на Панафинеях. В числе союзников были Ольвия, Нимфей и другие города, находившиеся на северных берегах Черного моря.

Программа праздника

В программу празднества, длившегося несколько дней, входили атлетические, конные и музыкальные состязания. В большинстве из них имели право выступать, наряду с афинянами, граждане любого греческого государства. Соперники делились на три возрастные группы: дети, юноши и взрослые.

С середины VI в. до н. э. победители на Панафинеях получали в награду амфоры, наполненные оливковым маслом из плодов деревьев, произраставших в священной роще Афины. Роспись этих амфор, со сделанной до обжига надписью «Приз из Афин», исполнялась по одной веками сохранявшейся схеме: на одной стороне – сцена состязания, за которое получена награда, на другой – фигура шагающей Афины в нарядном одеянии, со щитом и копьем в руках и шлемом на голове. Вероятно, богиня исполняет воинственный танец пиррихий в честь своей победы над гигантами. В программу Панафиней входило соревнование на лучшее исполнение этого танца. На вазах VI–V вв. до н. э. фигуру Афины обрамляли высокие колонны со стоящими на них петухами. Для греков, увлекавшихся петушиными боями, эти птицы символизировали неукротимый дух борьбы до победы.

Амфоры – чемпионам Панафиней

На каждые Великие Панафинеи лучшие художники по государственному заказу расписывали более 1000 амфор. По традиции, идущей с VI в. до н. э., роспись делали в чернофигурном стиле даже тогда, когда она давно уже вышла из моды. Однако кое-какие изменения все же проникали в манеру и композицию рисунка. В IV в. до н. э. вместо петухов на колоннах появились иные фигуры, а в надписи стали указывать архонта, при котором получена амфора; поэтому вазы, на которых полностью сохранились надписи можно датировать с точностью до года. Например, найденный в Керчи на горе Митридат фрагмент амфоры с именем архонта Неайхма относится к 320 г. до н. э.

Победители получали не по одной амфоре. В одной афинской надписи сказано, что за первое место в беге среди юношей полагалось 60, а за второе – 12 амфор; взрослые получали еще больше. Призерам разрешалось продавать свои амфоры, которые пользовались спросом во всей греческой ойкумене. Недаром большинство панафинейских амфор обнаружено при раскопках за пределами Афин. В Северном Причерноморье их найдено более десятка, от многих уцелели лишь небольшие обломки. Часть этих амфор была приобретена эллинизированными варварами и попала в их могилы.

Сюжеты и надписи

Такова ваза с изображением кулачного боя из Елизаветинского кургана на Кубани. Она изготовлена в конце V в. до н. э. Художник нарисовал победителя, замахивающегося на упавшего противника, который, подняв руку, просит о пощаде. По античной традиции соперники встречались обнаженными, только кисти их рук обмотаны ремнями, игравшими роль современных боксерских перчаток. Справа стоит судья в нарядном плаще, в руке у него судейский жезл, а на голове венок. Слева за соревнованием наблюдает эфедр, очередной борец, который будет сражаться с победителем. В поднятой руке он держит еще не завязанные на кистях ремни. У всех мужчин есть небольшие бороды – таким образом показано, что это состязание взрослой возрастной группы.

В Херсонесе найдена бронзовая гидрия IV в. до н. э. с надписью «Приз из Анакий». Эта дорогая ваза служила наградой на афинском празднике, посвященном божественным близнецам Кастору и Поллуксу. Они славились как покровители коней, поэтому можно предположить, что херсонесит победил в каком-то виде конных состязаний.

О чем «рассказала» надпись?

Из одной ольвийской надписи II в. до н. э. известно, что подобные состязания проводились в Северном Причерноморье. На Тендровской косе, называвшейся в древности Ахилловым Дромом, устраивались под патронатом Ольвии праздники в честь Ахилла, главного героя гомеровской «Илиады». Сюда съезжались эллины из многих греческих городов. Судя по находкам монет на Тендре, туда прибывали атлеты главным образом из городов, лежавших по берегам Черного моря. Найденная в ольвийском некрополе амфора IV в. до н. э., возможно, была призом на этих играх. На вазе изображен возница, правящий четверкой лошадей, а гирлянды из лавра, украшающие амфору, указывают на то, что она служила наградой на каких-то состязаниях. Победа в беге колесниц оценивалась на всех соревнованиях как самая главная.

Марина СКРЖИНСКАЯ,
докт.истор. н., вед. научн. сотр.
Института археологии АН Украины