Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2008

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ

Башкортостан:
День учителя физической культуры

В январе 2008 г. в Уфе (Республика Башкортостан) прошел День учителя физической культуры. В нем приняли участие 250 педагогов, приехавших из всех районов Республики. Работа проходила в двух спортивных залах благоустроенной уфимской гимназии № 158; в то же время в фойе школы была организована выставкапродажа методической литературы, что очень порадовало педагогов: не всегда те, кто работает в отдаленных районах, могут достать необходимые для работы книги. На заключительное пленарное заседание приехали министр образования Башкортостана Зиннат АЛЛАЯРОВ, министр физической культуры и спорта Башкортостана Владимир САМОРОДОВ, начальник управления народного образования г. Уфа Азамат САЙФУЛЛИН, другие официальные лица. Они не только выступили с докладами и вручили награды учителям, но и ответили на их вопросы. А это значит – услышали, что сегодня действительно волнует преподавателей физической культуры.

Кто проводил мастерклассы?

Идея проведения такого мероприятия появилась не случайно. Организаторы, Рифад ВАЛИАХМЕТОВ и Виктор ЩЕМЕЛИНИН, примерно год назад принимали участие в Дне учителя физической культуры, проходившем в рамках Московского педагогического марафона учебных предметов. Приехав домой, подумали: почему бы у себя не провести подобный праздник? И занялись его организацией.

Первоначальный замысел был таков: провести мастерклассы лучших учителей, дать возможность всем желающим поучиться, найти для себя нечто новое и обогатить собственный опыт. А какие учителя лучшие? Наверное, те, кто получил Президентские гранты, – ведь они выделяются именно для поощрения лучших педагогов.

За два года премии получили 12 учителей физкультуры Башкортостана. Ни один из них не захотел проводить мастерклассы. «Учителя, получившие гранты, так устали от отчетов, что готовы сами заплатить, только бы их не трогали!» – говорили мне по секрету некоторые их них. Действительно, документов им пришлось оформлять много. Но… Вопрос, почему никто из них не смог поделиться опытом с коллегами, остается открытым. Больше всего удивило, что даже на уровне региона – Республики Башкортостан, выдвинувшей кандидатуры учителей на получение премии, некоторых из них почти не знают.

С работой одного из лауреатов хорошо знакомы читатели нашей газеты: авторская программа Валерия КРЮЧКОВА «Гражданин России» была опубликована в № 12/2007. От редакции газеты «Спорт в школе», от лица наших коллег из всех регионов России мы поздравляем Валерия Александровича с премией!

Но не будем слишком строги: хорошо работать и уметь рассказать о том, что ты делаешь, – далеко не одно и то же. Еще сложнее бывает продемонстрировать результаты обучения и используемые педагогические приемы, методы. В результате мастерклассы провели один учитель, один тренер и три преподавателя Башкирского педагогического университета…

Мне удалось посетить три мастеркласса. Везде было интересно, везде можно было найти что­то новое, оригинальное.

Баскетбол

Работа в парах – это весело!

Работа в парах – это весело!

Мастер­класс заслуженного работника Республики Башкортостан и Российской Федерации, профессора БГПУ Рифада Валиахметова назывался «Методика проведения урока баскетбола в младших классах». Эта работа ведется учителем с начала учебного года (Рифад Валиахметов в настоящий момент по совместительству ведет уроки в первых классах этой школы, и именно уроки с баскетбольным уклоном). Закупили баскетбольные мячи для малышей, договорились с родителями. Зал оборудовали баскетбольными щитами (высоту расположения можно изменять – это дает возможность заниматься с детьми разного возраста).

Публикация статьи произведена при поддержке Школы Молодости Галины Дубининой. Школа проводит занятия по фейсформингу - гимнастика для лица. Базовый курс для начинающих "Работа над собой", углубленный курс "Практиум" и курс "Тренерский", для тех, кто хочет обучать гимнастике лица, а также онлайн обучение! Читайте подробную информацию на сайте школы http://faceforming.ru и выбирайте удобный для Вас вариант обучения.

Начало: как бы мяч не потерять...

Начало: как бы мяч не потерять...

Разминка на месте, разминка в движении, разминка с мячами… Дети постоянно радостно улыбаются. «Ты молодец, как здорово выполняешь упражнение! Умница, покажика другим, как у тебя получается!» В течение урока такие фразы были сказаны каждому ребенку – ведь каждый в чем­то лучший. Рифад Миниахметович поясняет: «Детей, особенно маленьких, надо хвалить. Это им и силы дает, и желание заниматься». Важное правило, о котором мы так часто забываем. К сожалению...

Покажите, как у вас хорошо получается!

Покажите, как у вас хорошо получается!

Передача мячей в парах, по кругу. Передача двух мячей по кругу… Ошибаются, смеются. Ни одного замечания, только похвала – тем, кто справляется с заданием.

Ура, можно побросать по кольцу!

Ура, можно побросать по кольцу!

А потом – игра, дающая всем возможность расслабиться, но отнюдь не замедляющая темп урока. Она простая: учитель высыпает на пол спортзала много (триста? пятьсот?) пластмассовых крышек от бутылок. Задача детей – собрать как можно больше. Учителя комментируют: «Классная штука! После того как я первый раз увидела этот прием, стала тоже собирать крышки, целый год собирала. Здесь класс маленький, а у меня на уроке больше тридцати человек. Я их теперь на четыре команды делю, по две вызываю, и они наперегонки собирают крышки. Детям нравится, мне тоже!»

Тренажеры

В спортивном зале на мастерклассе заслуженного учителя Республики Башкортостан Владимира БАРАНОВА собралось слишком много народу: скамейки стояли и по периметру, и в середине зала, но мест все равно не хватало. Владимир Федорович демонстрировал нестандартное спортивное оборудование, разработанное и изготовленное им самим. Все оборудование компактно: его можно быстро сложить, освободив пространство для игровых видов спорта. Такими же тренажерами он оснастил больше десяти спортзалов в Башкортостане.

В. Баранов: «Такие тренажеры нужны в каждой школе»

В. Баранов: «Такие тренажеры нужны в каждой школе»

Фактически данное оборудование – разновидность полосы препятствий, в которой каждый ученик может выбирать собственный уровень.

Пролезть…

Пролезть…

«Прямо готовый спецназ!» – с восторгом поделился со мной оператор, ведущий съемку. Ребята преодолевали препятствия с удовольствием: им не было трудно, каждый делал только то, что мог, чего не боялся. Даже тренажер для подтягивания сделан так, что на нем любой может подтянуться несколько раз, потому что на тренажере есть специальный противовес (см. фото), который облегчает выполнение этого упражнения.

Подняться…

Подняться…

Не испугаться высоты…

Не испугаться высоты…

Спуститься

Спуститься
Пройти по бревну…
Пройти по бревну…

Перепрыгнуть через коня…

Перепрыгнуть через коня…

Перебраться по рукоходу…

Перебраться по рукоходу…

Подтянуться…

Подтянуться…

Ритмика

Этот мастеркласс проводился не с учениками школы, а со студентами педуниверситета. Шла демонстрация постепенно усложняющихся упражнений на координацию движений, сочетающихся с простым заданием на внимание. Молодые люди выполняли упражнения, стоя в три шеренги по четыре человека. В любой момент преподаватель Римма ИМАМОВА называла порядковый номер от одного до четырех – сигнал к бегу этих номеров до конца спортзала и обратно. Этот простой прием не только вносил оживление и веселье: после пробежки подсчитывались баллы (чья команда победила) и продолжались упражнения на координацию. Часто после этого молодым людям было сложно войти в ритм команд преподавателя – простые задания становились сложными.

Показательные выступления

Показательные выступления

А я за всеми не успеваю…

А я за всеми не успеваю…

Лапта и волейбол

Мастер­классы старшего преподавателя БГПУ Льва ГУСЕВА и тренера, Лучшего работника физической культуры Республики Башкортостан Вячеслава СЕДОВА мне посетить не удалось. Но наши читатели могут ознакомиться с ними, прочитав конспекты этих занятий, любезно предоставленные авторами редакции газеты.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
Уфа – Москва