Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2008

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ

Требования ко II, I и высшей квалификационным категориям специалистов (педагогических работников) (проект)

Эти требования к квалификации учителей должны вступить в силу с февраля 2008 года.

Критерии

Уровни профессионально-педагогической квалификации

Репродуктивно-мастерский (технологический) – вторая квалификационная категория

Конструктивно-мастерский (методический) – первая квалификационная категория

Исследовательский (творческий) – высшая категория.

Педагогический работник оказывает изменяющее воздействие на всю образовательную систему

БЛОК 1. Требования, предъявляемые к аттестуемому по стажу, образованию, переподготовке

1.1. Стаж работы в должности

Не менее 1 года

Не менее 2 лет

Не менее 3 лет

1.2. Образование

Среднее профессиональное или высшее

Высшее профессиональное или в исключительных случаях (при наличии высоких результатов профессиональной деятельности) среднее профессиональное

Высшее профессиональное

1.3. Курсы повышения квалификации

Обязательны каждые 5 лет (для педработников со стажем до 10 лет – не менее 72 часов, со стажем от 10 лет и свыше – не менее 144 часов). Если педработник не имеет профильного педагогического образования, то обязательны либо годичные курсы МИОО, либо двухгодичная переподготовка МИОО. Если за межаттестационный период педработник защитил кандидатскую или докторскую диссертацию по профилю своей педагогической деятельности, то это равноценно курсам повышения квалификации

Обязательны каждые 5 лет (для педработников со стажем до 10 лет – не менее 72 часов, со стажем от 10 лет и свыше – не менее 144 часов). Если педработник не имеет профильного педагогического образования, то обязательны либо годичные курсы МИОО, либо двухгодичная переподготовка МИОО. Если за межаттестационный период педработник защитил кандидатскую или докторскую диссертацию по профилю своей педагогической деятельности, то это равноценно курсам повышения квалификации

Обязательны каждые 5 лет (для педработников со стажем до 10 лет – не менее 72 часов, со стажем от 10 лет и свыше – не менее 144 часов). Если педработник не имеет профильного педагогического образования, то обязательны либо годичные курсы МИОО, либо двухгодичная переподготовка МИОО. Если за межаттестационный период педработник защитил кандидатскую или докторскую диссертацию по профилю своей педагогической деятельности, то это равноценно курсам повышения квалификации

1.4. Участие в различных мероприятиях

Образовательного учреждения и округа

Округа, города

Города, РФ, на международном уровне

БЛОК 2. Профессиональный уровень

2.1. Знание теоретических и практических основ предмета. Специальная подготовка (теоретическое знание преподаваемого предмета, умение его преподавать), профессиональное самообразование педагога

Отвечает общим требованиям ТКХ, предъявляемым к занимаемой должности. Работает (преподает, обучает, воспитывает) по стандартизированной программе, методике, дидактической системе. Имеет глубокие знания по преподаваемому предмету. Знает свой предмет сверх программы, свободно ориентируется в современных образовательных программах, учебниках, выбор их осуществляет осознанно.

Читает дополнительную литературу по предмету, изучает методическую литературу, ведет активную работу в методическом объединении ОУ, посещает открытые уроки своих коллег в ОУ, транслирует свой опыт работы ОУ (открытые уроки, педсоветы, педагогически чтения, педагогические конференции, семинары и др.)

Отвечает требованиям, предъявляемым к учителю II квалификационной категории по ТКХ к занимаемой должности. Работает по программам и технологиям повышенной сложности (углубленное изучение предмета, коррекционно-адаптивное обучение и воспитание; новые технологии). Имеет глубокие и разносторонние знания по содержанию своего предмета и смежных дисциплин, самостоятельно изучает передовой педагогический опыт, активно знакомится с опытом работы коллег ОУ, округа, транслирует свой педагогический опыт коллегам ОУ, округа (открытые уроки, педсоветы, педагогические чтения, педагогические конференции, семинары и др.)

Отвечает требованиям, предъявляемым к учителю I квалификационной категории. Имеет глубокие и всесторонние знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающие объем программы. В рамках своего предмета ведет исследование и прогнозирует интеллектуальные возможности учащихся, активно делится опытом работы с коллегами города, РФ (открытые уроки, педсоветы, педагогические чтения, педагогические конференции, семинары и др.), всерьез активно занимается профессиональным самообразованием, поисково-исследовательской работой, выходящей за рамки узко профессионального интереса. Работает по программам и технологиям высокой сложности (профилированная образовательная программа по предмету или интегрированному курсу по области знаний; по автор­ской технологии и программе)

2.2. Знание современных достижений в методике (методическая подготовка)

Работает по готовым методикам и программам обучения; умеет самостоятельно разрабатывать методику преподавания, воспитания. В опыте работы использует различные педагогические методы и приемы обучения. Владея набором методик и технологий, их отбор осуществляет применительно к имеющимся конкретным условиям: учитывает в своей работе индивидуальные особенности и интересы детей (варьирует готовые, разработанные другими программы и методики обучения, воспитания, выбирает из них те, которые больше всего подходят той или иной группе учащихся). Имеет не менее одной методической разработки, созданной за межаттестационный период

Использует в своей работе программы и методики нового поколения, направленные на развитие личности, интеллекта, физическое развитие, вносит в них при необходимости коррективы. Используя широкий набор методов, приемов и средств обучения, владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету; варьирует готовые, разработанные другими методики и программы. Умеет демонстрировать на практике высокий уровень владения избранными для работы методиками. Имеет не менее двух методических разработок, созданных за межаттестационный период

Владеет методами научно-исследовательской, экспериментальной работы; использует в работе собственные оригинальные программы и методики. Ведет самостоятельный постоянный поиск возможных (авторских) приемов и способов обучения и воспитания, умеет оптимально отбирать методы, средства, формы обучения и воспитания на основе личностно ориентированного подхода, умеет поддерживать устойчивый интерес к предмету у большинства обучающихся, воспитанников. Имеет не менее трех научно-методических разработок, созданных за межаттестационный период

2.3. Умение анализировать свою деятельность

Видит свои недостатки, пробелы в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Способен добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы

Исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находит при этом эффективные решения. Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включается в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств

Стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает ее и анализирует ее, выделяя сильные и слабые стороны. Сознательно намечает программу самосовершенствования, ее цель, задачи, пути реализации

2.4. Знание новых педагогических концепций, знание и применение новых педагогических идей, подходов, технологий

Знает современные отечественные и зарубежные технологии обучения и воспитания; владеет набором вариативных методик и педагогических технологий, осуществляет их отбор и применяет в соответствии с имеющимися условиями

Владеет одной из современных технологий развивающего обучения; творчески применяет технологии и программы. Ведет опытно-экспериментальную работу, обобщает собственный педагогический опыт (опыт может быть представлен в статьях, публикациях самого педагога и представлен кем-то, также опыт может быть представлен на семинарах, конкурсах, конференциях и т.д.)

Разрабатывает и использует в своей практической деятельности собственные оригинальные программы и методики, методические (научно-исследовательские, научно-методические и др.) разработки в виде учебных материалов, обеспечивающих индивидуально ориентированное обучение; создает условия для самообразования и развития творческих возможностей обучающихся и воспитанников. Разрабатывает новые педагогические технологии обучения и воспитания, ведет активную работу по их апробации; участвует в исследовательской, экспериментальной и инновационной работе, самостоятельно публикуется, имеет по своим разработкам внешние рецензии. Создает благоприятную среду развития ребенка на основе собственных разработок, имеет в наличии авторские пособия, игры, оригинальные средства обучения и воспитания

2.5. Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника

Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, но редко применяет их в своей практической деятельности. Способен принимать решение лишь в типичных ситуациях

Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, использует их как основу в своей педагогической деятельности. Способен быстро и подсознательно избрать оптимальное решение

Использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования. Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях

БЛОК 3. Результативность профессиональной деятельности

3.1. Владение способами индивидуализации обучения

Учитывает при взаимодействии с обучающимися и воспитанниками индивидуальные особенности их развития; осуществляет дифференцированный подход с учетом темпов развития, склонностей и интересов, состояния здоровья обучающихся и воспитанников. Знает методы диагностики уровня их интеллектуального и личностного развития. В совершенстве владеет способами фронтальной работы с обучаемыми и воспитанниками и успешно демонстрирует (лекции, комбинированные занятия, вводные занятия, уроки обобщения и закрепления образовательной информации и новых способов деятельности и т.д.)

Владеет приемами и способами дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Демонстрирует ориентированные на организацию работы в группах способы профессионально-педагогической деятельности. Владеет фронтальными и групповыми способами работы (обобщающие занятия, практические или лабораторные работы, коллоквиумы, семинары, ролевые, сюжетно-ролевые, имитационные игры, организационно-деятельностные игры и т.д.). Создает благоприятные условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся и воспитанников. Владеет средствами элементарной диагностики (распознавания) индивидуальных особенностей обучаемых, реализует их при осуществлении индивидуального подхода к обучающимся и воспитанникам

Демонстрирует индивидуально ориентированные способы профессионально-педагогической деятельности. Владеет в совершенстве и умеет оптимально применять: фронтальные способы работы, групповые способы работы, индивидуальные способы работы (диагностирование наличия способов деятельности у обучаемого или воспитанника, организация учебно-исследовательской, творческой работы обучаемых или воспитанников, индивидуальная консультация, индивидуальный тренинг (у доски на рабочем месте обучающегося или воспитанника и т.п.) с обучающимися и воспитанниками. Способствует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей. Умеет держать в поле зрения «сильных», «слабых», «средних» по уровню знаний учащихся; работает по индивидуальным учебным планам с одаренными и слабыми детьми. Использует средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей группы обучаемых или воспитанников при реализации индивидуального подхода

3.2. Умение активизировать познавательную деятельность учащихся

Создает условия, формирующие мотив деятельности. Умеет увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные методы и формы работы. Однако стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность учащихся сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения. Ведет активную коррекцию имеющейся среды развития ребенка

Обеспечивает успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом учения и воспитания. Умеет интересно преподавать учебный материал, активизировать обучаемых, возбудив у них интерес к особенностям самого предмета; умело варьирует формы и методы обучения. Прочные знания учащихся сочетаются с высокой познавательной активностью и сформированными навыками учения. Акцент в деятельности – на творческое самообразование среды развития ребенка

Обеспечивает вовлечение каждого учащегося в процесс активного учения. Стимулирует внутреннюю мыслительную активность, поисковую деятельность обучаемых и воспитанников. Умеет ясно и четко преподавать учебный материал; внимателен к уровню знаний всех учеников. Интерес к изучаемому предмету у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками. Акцент в работе – на самостоятельное создание среды развития ребенка

3.3. Работа по развитию у учащихся общеучебных умений и навыков

Стремится к формированию у учащихся навыков рациональной организации труда

Целеустремленно и профессионально формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда (самоконтроль в учении, рациональное планирование учебного труда, должный темп чтения, письма, вычислений). Соблюдает единые требования к устной и письменной речи: оформление письменных работ в тетрадях и дневниках (грамотность, аккуратность, каллиграфия)

3.4. Уровень обученности учащихся

Обеспечивает уровень подготовки обучающихся и воспитанников, соответствующий государ­ственным образовательным стандартам и заявленным образовательным программам по профилю педагогической деятельности для данного типа и вида образовательного учреждения. Обеспечивает устойчивый положительный результат, тщательно изучает критерии оценки, использует их знания на практике; объективен в оценке знаний учащихся. Учащиеся и воспитанники демонстрируют знания основ изучаемого предмета (показывают средние результаты по итогам контрольных работ, срезов, экзаменов), принимают участие в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах

Обеспечивает уровень подготовки обучающихся и воспитанников, соответствующий государственным образовательным стандартам и заявленным образовательным программам по профилю педагогической деятельности и превышающий этот уровень в соответ­ствии со спецификой муниципальной или региональной систем образования. Учащиеся и воспитанники демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета; показывают хорошие, близкие к максимально соответствующим их возможностям, результаты по итогам срезов, проверочных работ, экзаменов. Являются призерами олимпиад, конкурсов, турниров на уровне округа и города

Обеспечивает уровень подготовки обучающихся и воспитанников, соответствующий государственным образовательным стандартам и заявленным образовательным программам и превышающий этот уровень в соответствии со спецификой муниципальной или региональной систем образования. Учащиеся и воспитанники оптимально реализуют свои интеллектуальные, творческие возможности или близки к этому. Хорошо воспринимают, усваивают и воспроизводят пройденный учебный материал, демонстрируют глубокие и прочные знания в области теории и навыки решения практических заданий, способны включаться в самостоятельный познавательный поиск; показывают высокий устойчивый результат на олимпиадах, конкурсах, турнирах на уровне города, РФ, на международном уровне (за 3 года)

БЛОК 4. Коммуникативная культура

4.1. Коммуникативные и организаторские способности

Стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг знакомств; отстаивает свое мнение; планирует свою работу, однако потенциал его склонностей не отличается высокой устойчивостью

Быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомых; помогает близким, друзьям; проявляет инициативу в общении; с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий; способен принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все делает не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Настойчив в деятельности, которая его привлекает

Испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней; быстро ориентируется в трудных ситуациях; непринужденно ведет себя в новом коллективе; инициативен, предпочитает в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения; отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято. Сам ищет такие дела, которые бы удовлетворяли его потребность в коммуникации и организаторской деятельности

4.2. Способность к сотрудничеству с учащимися

Владеет известными в педагогике приемами убеждающего воздействия, но использует их без анализа ситуации

Обсуждает и анализирует ситуации с учащимися и оставляет за ними право принимать решение самим. Умеет сформировать гражданскую позицию ученика, его реальное принципиальное поведение и поступки, мировоззрение и отношение к учению, а также готовность, открытость для дальнейших воспитательных воздействий учителя

Ведет постоянный поиск новых приемов убеждающего воздействия и предвидит возможное их использование в общении. Воспитывает отношение понимания к чужим взглядам. Умеет обоснованно применять сочетание методов обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальной затрате времени и оптимальном приложении умственных, волевых, эмоциональных усилий учителя и учащихся

4.3. Готовность к сотрудничеству с коллегами

Обладает адаптивным стилем поведения, педагогического общения; старается создать вокруг себя доброжелательную обстановку сотрудничества с коллегами

Старается выбрать по отношению к каждому из коллег такой способ обращения, где наилучшим образом сочетается индивидуальный подход с утверждением коллективистских принципов нравственности

Неукоснительно соблюдает профессиональную этику общения: в любой ситуации координирует свои действия с коллегами

4.4. Готовность к сотрудничеству с родителями

Определяет педагогические задачи с учетом индивидуальных особенностей семьи, систематически сотрудничает с родителями и лицами, их заменяющими

Включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии

Налаживает контакт с семьей не только тогда, когда ему нужна помощь родителей, а постоянно, всякий раз добиваясь сердечности, откровенности, взаимопонимания, чуткости

4.5. Педагогический такт

Обладает педагогическим тактом, некоторые его нарушения не сказываются отрицательно на отношениях с учащимися

Отношения с детьми строит на доверии, уважении, требователен, справедлив

4.6. Педагогическая культура речи

Знает элементарные требования к речи, специфику интонирования речи; темп речи соблюдает всегда

Умеет ясно и логично выражать мысли в устном, письменном и графическом виде. Имеет богатый словарный запас, хорошую дикцию, правильную интонацию

В совершенстве владеет своей речью, словом, свободно владеет профессиональной терминологией