Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2008

МЕТОДИКА. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом

Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом. /Айзман Р.И., Айзман Н.И., Кабанов Ю.Н., Лебедев А.В., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. – Новосибирск, 2005. – 72 с./Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом. /Айзман Р.И., Айзман Н.И., Кабанов Ю.Н., Лебедев А.В., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. – Новосибирск, 2005. – 72 с./

Брошюра, с которой мы предлагаем познакомиться, выпущена коллективом кафедры анатомии, физиологии и валеологии Новосибирского государственного педагогического университета. Выход в свет книг по мониторингу в последнее время не новость, скорее явление времени. Что же интересного именно в этом пособии? Наряду с методикой оценки физического развития и функционального состояния организма, приведены и тестовые задания для определения психофизиологического состояния обучающихся. Выдержки из этого раздела брошюры мы и предлагаем вашему вниманию.
Учителю физкультуры часто приходится помогать ребятам в определении ведущей руки или ноги. В данной брошюре приведено несколько упражнений, позволяющих легко это сделать. Методическое пособие предназначено для обучения сотрудников детских спортивных и общеобразовательных школ (педагогов, тренеров, психологов, медицинских работников, учителей физического воспитания) методикам комплексной оценки и мониторинга состояния здоровья детей и подростков в процессе занятий физической культурой и спортом.

Тесты для определения психологического состояния

Тест для определения силы нервных процессов (теппинг-тест)

Тест основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти. Испытуемые в течение 30 сек. стараются удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 сек., и по шести получаемым результатам строится кривая работоспособности данного испытуемого.

Спонсор публикации статьи Книжный магазин Кварт Плюс. Учебники и рабочие тетради для детских садов, начальной и средней школы, преподавателей, родителей, психологов и логопедов. Просвещение, Вентана Граф, Баласс, Планета Знаний, Перспективная начальная школа. Посмотреть каталог учебников, цены и сделать заказ на класс Вы сможете на сайте: http://www.cvartplus.ru/.

Исследование осуществляется с помощью устройства типа телеграфного ключа с электросчетчиком или арифмометра. При отсутствии регистрирующей аппаратуры можно пользоваться графическим способом регистрации темпа движений. Для этого лист бумаги делят на 6 квадратов. Испытуемый должен поставить карандашом или ручкой в каждом квадрате в отведенное ему время (5 сек.) как можно больше точек. Переходить с одного квадрата на другой следует всегда в одинаковом порядке: по часовой стрелке, не прерывая работы. Перед началом работы карандаш необходимо ставить не в первом квадрате, а перед ним. Задание выполняют с максимальной частотой в течение 30 сек. на максимуме своего волевого усилия. В протокол записывают количество движений за каждые 5 сек. работы. На основании этих данных строят кривые работоспособности, на которых за исходную точку берется темп движений за первые 5 сек. Испытуемых распределяют по типам кривых работоспособности.

Выпуклый тип: максимальный темп движений отмечается в первые 10–15 сек., а затем может сократиться, став ниже исходного уровня; такой тип кривой свидетельствует о сильной нервной системе.

Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот темп свидетельствует о средней силе нервной системы.

Нисходящий тип: максимальный темп снижается начиная со второго 5секундного отрезка и далее продолжает уменьшаться; такой тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.

Промежуточный тип (между ровным и нисходящим): первые 10–15 сек. темп удерживается на одном уровне, а затем снижается (среднеслабая нервная система).

Вогнутый тип: первоначальное снижение сменяется нарастанием темпа до исходного уровня (среднеслабый тип нервной системы).

На основании кривой работоспособности могут быть даны и количественные оценки силы нервной системы.

Теппингтест в данном (30секундном) варианте определяет выносливость нервной системы, а не выносливость организма в целом. Определение силы нервной системы поможет адекватно дозировать умственные и физические нагрузки, предотвращая развитие утомления и переутомления.

Тесты для определения скорости сенсомоторных реакций

Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) на световой раздражитель проводится в режиме определения реакции правой руки на каждый раздражитель. Выбирают вид раздражителя и количество сигналов (обычно 30). Испытуемому необходимо при появлении на экране монитора светового сигнала как можно быстрее правой рукой нажимать и отпускать правую кнопку мыши. Установка регистрирует и отображает на экране монитора среднее значение латентного периода ПЗМР при предъявлении 30 однородных раздражителей.

Простая слухо-моторная реакция (ПСМР). Аналогичным образом определяется время звуковой реакции, при которой раздражителем служит звуковой сигнал.

На основе исследования зрительно-моторных реакций предложен так называемый показатель качества регулирования (ПКР), достаточно информативный для оценки функционального состояния ЦНС:

ПКР = 0,01М х 0,1А х 0,1,

где М – средняя латентного периода реакции по 5 измерениям; А – разница между минимальной и максимальной величинами реакции; s – сигма ряда, вариант латентного периода на весь стереотип раздражителей. На основании репрезентативной выборки установлено, что нормальное регулирование лежит в пределах 100–200 условных единиц, напряженное составляет до 250, чрезмерное – более 250, ослабленное – менее 100 и слабое – менее 50.

Тест для определения РДО (реакции на движущийся объект)

Соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга можно определить с помощью реакции на движущийся объект. Испытуемому дается инструкция: остановить движущуюся по циферблату стрелку в положении «9 часов» путем снятия пальца с кнопки пульта. Экспериментатор нажатием кнопки «Пуск» приводит стрелку в движение. Исследование проводят 10 раз. После 2–3 предварительных проб отмечают количество совпадений, опережений, отставаний (стрелка останавливается раньше или позже указанной точки). Если число опережений (отставаний) составляет более 6, можно говорить о преобладании возбудительных процессов (тормозных); если количество опережений и отставаний примерно равно и имеется 4–5 совпадений, следует заключить, что нервные процессы уравновешены.

Результаты записать в таблицу:

Количество

совпадений

опережений

отставаний

Тесты для исследования индивидуальных особенностей памяти

Определение краткосрочной механической памяти с помощью цифровых рядов

1. Испытуемому дается инструкция: «Сейчас я буду называть несколько цифр. Постарайтесь запомнить эти цифры и повторить их в том же порядке. Внимательно слушайте и старайтесь запомнить».

2. Зачитываются ряды цифр, каждый из которых содержит на одну цифру больше, чем предыдущий. Наименьший ряд состоит из трех, наибольший – из девяти цифр (каждый основной ряд имеет свой дубль с аналогичным набором цифр). Цифры читаются по одной, с равными (1 сек.) интервалами между ними. Группировка цифр по 2 или 3 не допускается.

3. После прочтения каждого ряда экспериментатор просит повторить его. Если ряд не был повторен правильно, зачитывается соответствующая строка дубль-ряда.

4. Если испытуемый не повторяет дубль-ряд, тест заканчивается.

5. Показатель объема кратковременной механической памяти равен максимальному количеству правильно воспроизведенных цифр (например, 5713 – 4 балла).

Основной ряд

Дубльряд

973

629

1406

5713

39418

75941

067285

306253

3516927

5839120

76458012

01729584

910371625

950183753

6. Оценка результатов: объем механической кратковременной памяти составляет в среднем для детей 6–7 лет – 4–5 баллов, для взрослого человека – 6–7 баллов.

Определение краткосрочной смысловой (словесной логической) памяти

Экспериментатор сначала зачитывает пары логически связанных слов (например: замок – дверь; день – сутки; пруд – плотина; зверь – лиса; глаз – ухо; ночь – звезда; путь – дорога; сад – цветы; пуля – война; дождь – зонтик), а затем испытуемый в ответ на первые слова из пар называет вторые.

Количество правильно воспроизведенных пар является показателем уровня краткосрочной словесной логической памяти в баллах, который оценивается так же, как при определении механической памяти.

Определение переключения внимания

Исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации (по таблице Шульте).

Определить время (в сек.) выбора испытуемым по порядке цифр от 1 до 25 в 5 квадратах.

Испытуемому дается инструкция – работать максимально быстро и внимательно. Затем исследователь отмечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя их вслух. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во втором, третьем, четвертом и пятом квадратах. Исследователь отмечает время для каждого квадрата, затем вычисляет среднее время поиска цифр в одном квадрате.

Стимульный материал (таблица Шульте)

«Покажите числа от 1 до 25, называя их по порядку вслух (с максимальной скоростью)».

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

 

22

25

7

21

11

6

2

10

3

23

17

12

16

5

18

1

15

20

9

24

19

13

4

14

8

 

14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

2

25

3

15

19

13

17

12

4

 

5

14

12

23

2

18

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

1

21

15

9

17

6

 

9

5

11

23

20

14

25

17

1

6

3

21

7

19

13

18

12

24

16

4

8

15

2

10

22

Тесты для определения функциональной асимметрии мозга

Определение моторной асимметрии

Моторная асимметрия присуща всем людям. В циклических видах физических упражнений одинаково задействованы обе стороны тела, обе руки, обе ноги спортсмена. А в ациклических видах физических упражнений обычно более активными являются ведущая рука и ведущая нога спортсмена, что важно учитывать при двигательном обучении и спортивной тренировке.

Упражнения для определения ведущей руки

1. Упражнение «Самооценка»

Инструкция: «Какая рука, по вашему мнению, является у вас ведущей, т.е. более активной? Отметьте в протоколе занятия».

2. Упражнение «Аплодисменты»

Инструкция: «Давайте представим, что мы на концерте и аплодируем выступающим. Ведущей является рука, которая более активна, т.е. ударяет по ладони другой. Если вы держите ладони параллельно, то доминирования не выявлено, и по данному тесту вы амбидекстр».

3. Упражнение «Поза Наполеона»

Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».

4. Упражнение «Переплетение пальцев»

Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По команде сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».

5. Упражнение «Поднимите упавшую ручку»

Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука – это рука, в которой вы держите поднятую ручку».

6. Упражнение «Динамометрия»

Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».

Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжмите усилие, а затем ? от данного усилия. Аналогичную процедуру выполните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему отклонению от идеального ? усилия. Например, вы правой рукой показали 32, а ? усилия – 22: ошибка составила (+5), а левой рукой – 30 и 13: ошибка – (–2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».

7. Упражнение «Рисунок»

Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По команде одновременно рисуйте правой рукой квадрат, левой – круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуйте левой рукой круг, а правой – квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой руками. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено, и по точности движений вы являетесь амбидекстром».

8. Упражнение «Поймать мяч»

Инструкция: «Встаньте в парах на расстоянии 3–5 шагов друг напротив друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его должен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы поймали мяч, является ведущей».

9. Упражнение «Бросок»

Инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой руками, стараясь попасть шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии 2 м от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попаданию».

Упражнения для определения ведущей ноги

1. Упражнение «Самооценка»

Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч; какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».

2. Упражнение «Нога на ногу»

Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху – ведущая».

3. Упражнение «Шаг вперед»

Инструкция: Задание выполняется из и.п. стоя. По команде – подъем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, которой вы сделали шаг, является ведущей.

4. Упражнение «Ступенька»

Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде поднимитесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали движение, является ведущей (маховой)».

5. Упражнение «Длина шага»

Инструкция: «Задание выполняют одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу, по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по сантиметровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же – левой. Ведущая нога определяется по лучшему результату».

6. Упражнение «Прыжок в длину толчком одной ноги»

Инструкция: «Вам следует, не наступая на линию, выполнить прыжок в длину толчком одной ноги. Партнер измеряет длину прыжка по сантиметровой шкале. Для каждой ноги дается по две попытки. Ведущая нога определяется по большему среднему значению».

7. Упражнение «Проба на равновесие»

Инструкция: «Задание выполняется поочередно в парах. Один принимает и.п. стоя руки вперед с закрытыми глазами. По команде следует поднять правую ногу вперед и сохранить это положение как можно дольше. Отсчет времени ведется мною вслух. Партнер фиксирует время (в сек.) по постановке ноги на пол. Наименьшее время удержания определяет ведущую ногу».

8. Упражнение «Удар по мячу»

Инструкция: «Представьте себя футболистом. Перед вами ворота, вы бьете пенальти… разбегаетесь, удар! Какой ногой вы ударили по мячу? Она ведущая при ударе ногой».

Степень выраженности моторной асимметрии определяется по количеству «плюсов» в каждой графе. При равенстве «плюсов» в графах «Левая рука», «Правая рука» можно сделать вывод о недостаточной сформированности функциональной асимметрии у детей или о состоянии «разбалансировки» у взрослого человека, находящегося в состоянии адаптационного синдрома.

Для характеристики функциональной асимметрии мозга используют параметры двигательной и сенсорной сфер с учетом доминирования левого или правого признака. Все показатели измеряются по единой шкале: левый признак = –1 балл; нечетко выраженный левый признак = –0,5 балла; неопределенный = 0 баллов; нечетко выраженный правый признак = +0,5 балла; правый признак = +1 балл.

Тест

Руки, ноги

левая

обе

правая

Моторная асимметрия: определение ведущей руки (АР)

1. «Самооценка»

     

2. «Аплодисменты»

     

3. «Поза Наполеона»

     

4. «Переплетение пальцев»

     

5. «Поднимите упавшую ручку»

     

6. «Динамометрия»

     

7. «Рисунок»

     

8. «Поймать мяч»

     

9. «Бросок»

     

Моторная асимметрия: определение ведущей ноги (АН)

1. «Самооценка»

     

2. «Нога на ногу»

     

3. «Шаг вперед»

     

4. «Ступенька»

     

5. «Длина шага»

     

6. «Прыжок в длину толчком одной ноги»

     

7. «Проба на равновесие»

     

8. «Удар по мячу»

     

Определение сенсорной асимметрии (СА)

Асимметрия зрения (АЗ)

а) Тест «Память». Предлагается вспомнить любимую книгу, фильм или сказку (в зависимости от возраста и пристрастий обследуемого). При этом экспериментатор смотрит прямо в глаза обследуемому. Доминирующей является сторона, в которую уходят глаза при воспоминании.

б) Тест «Прицеливание». Предлагается взять карандаш (ручку) и поместить его вертикально на вытянутой руке. Затем прицелиться двумя глазами через него на любой маленький объект не ближе 2 м. Далее экспериментатор по очереди закрывает глаза обследуемому (рукой, карточкой и т.д.). Глаз, при закрытии которого объект сдвигается максимально, – ведущий.

Второй вариант – прицеливание через отверстие диаметром 2 см в листе бумаги. Остальное – так же.

Асимметрия слуха (АС)

а) Тест «Часы». Перед обследуемым на стол кладутся механические часы. Предлагается поднести их к каждому уху и определить, в каком из них звук громче. Это ухо – ведущее.

б) Тест «Телефон». Ведущим является ухо, к которому чаще подносят телефонную трубку при разговоре.

Асимметрия тактильная (АТ)

а) Тест «Кисть». Предлагается развернуть перед собой кисти рук ладонями вверх и ощутить их вес. Кисть, которая ощущается тяжелее (больше), – ведущая.

б) Тест «Щека». Необходима акварельная или косметическая кисточка. Этой кисточкой производят легкие касательные движения обеих щек обследуемого (по очереди несколько раз). Щека, которая ощущает касания сильнее, – ведущая.

Критерии оценки функциональной асимметрии (ФА)

ФА каждого анализатора подсчитывается по формуле:

А = суммарное количество баллов / число тестов

В таком виде оценка находится в интервале от –1 (полная левизна) до +1 (полная правизна). Возможна оценка в процентах.

Функциональная асимметрия моторики (ДА) и сенсорики (СА) оценивается по формуле:

ДА = (АР + АН) : 2; СА = (АЗ + АС + АТ) : 3.

Общая функциональная асимметрия оценивается так же:

ОА = (ДА + СА) : 2

– или в процентах.

Можно выделить условные (в процентах) границы основных типов асимметрии:

1) от –100% до –50% – полное или почти полное левшество;
2) от –50% до –10% – сильное левшество;
3) от –10% до +10% – амбидекстр (неопределенный);
4) от 10% до 50% – выраженное правшество;
5) от 50% до 100% – сильное (полное) правшество.