Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2008

МЕТОДИКА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Спортивный город

Сегодня почти во всех регионах России власти пытаются привлечь к массовому спорту как можно больше жителей: детей, подростков, взрослых и даже пожилых людей. Каждый делает это посвоему, поиск оптимального пути продолжается.
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Спортивный город» существует всего второй год, оно является структурным подразделением Управления физической культуры и спорта мэрии Новосибирска. Рассказ руководителей этого учреждения, анализ работы и проблем, с которыми им пришлось столкнуться, интересен для всех, кто стремится вывести физическую культуру за границы общеобразовательных и спортивных школ.
Об организации и работе «Спортивного города» рассказали заслуженный учитель РФ, инструктор Владимир ШАТАЛОВ, заместитель директора Игорь БОГОМОЛОВ и директор «Спортивного города» Владимир БОЧКАРЕВ.

Территориальные органы самоуправления

В Новосибирске, как и во многих других городах России, работают территориальные органы самоуправления (ТОС), и именно по их инициативе был создан «Спортивный город». В 2004 г. группа энтузиастов обратилась к мэру Новосибирска с обращением, в котором указывалось, что силами территориальных органов самоуправления невозможно решить проблему оздоровления населения: для этого необходима структура, созданная на городском уровне, которая бы координировала общую работу и финансировала ее. Просьба ТОС была удовлетворена, в Новосибирске открыты ставки организаторов физкультурномассовой работы при органах ТОС; создано муниципальное учреждение дополнительного образования «Спортивный город», координирующее их работу.

Однако в 2005 г. работа шла плохо. Было открыто 80 ставок инструкторов по 1200 рублей в месяц, но желающих выполнять требуемую работу за такие деньги нашлось мало – только 30 человек, но и они, естественно, работали без особого энтузиазма.

В 2006 г. к данным муниципальным ставкам постановлением мэра была прибавлена сумма 2500 рублей; 40 инструкторов прошли бесплатное обучение в Новосибирском университете по специальности «Организация физкультурномассовой работы». Работа стала налаживаться.

Устав

Естественно, был написан и принят Устав. В нем указывалось, что данное учреждение дополнительного образования создано для работы с детьми и школьниками. Однако через некоторое время этот пункт пришлось изменить, добавив слова: «…молодежью и людьми старшего возраста». Такое дополнение не только позволило расширить охват населения спортивно­массовой работой, но и сделало спортивные мероприятия, проводимые в городе, более интересными, действительно массовыми.

Согласно Уставу, в соревнованиях, проводимых «Спортивным городом», имеют право принимать участие не все школьники, а только те, кто не входит в сборные команды общеобразовательных школ (ни в первую, ни во вторую сборную). Такое правило было введено после анализа первых проведенных в городе Спартакиад. Дело в том, что на первых же соревнованиях между ТОС, организованных «Спортивным городом», выяснилось, что на них выступают те же самые ребята, которые принимают участие и во всех других город­ских и областных соревнованиях: один район выставил ДЮСШ по лыжам, другой – по баскетболу и т.д.

Целью организаторов «Спортивного города» было привлечение к занятиям спортом и соревнованиям как можно большего числа горожан, а не проведение еще одного состязания между школьниками, которые давно занимаются спортом и участвуют во всех соревнованиях. Чтобы дать возможность попробовать свои силы тем детям, которые обычно оказываются «за бортом» спортивных состязаний, и взрослым людям, давно не занимавшимся спортом, в Устав и ввели такое условие.

Совет трудных подростков

Одна из задач учреждений, подобных «Спортивному городу», – привлечение трудных подростков к занятиям физической культурой и спортом. Но как заинтересовать ребят, далеких от спорта и привыкших никому не подчиняться?

В Новосибирске эту проблему решили следующим образом. Планированием всех соревнований и их организацией занимаются специальные молодежные советы, в которые входят не только взрослые, но и дети. Привлечение трудных подростков к этой деятельности оказалось очень эффективным: равноправное общение со взрослыми, ответственность за интересное общее дело могут в корне изменить поведение молодого человека.

Ребята с удовольствием не только планируют соревнования, но и участвуют в них. Часто в одной команде оказываются подростки, стоящие на учете в детской комнате милиции, и инспекторы по работе с несовершеннолетними. Такое сотрудничество ломает у ребят ставший привычным стереотип «взрослого, которому нельзя доверять, с которым нужно бороться». После спортивного сотрудничества, сотворчества помочь молодым людям гораздо легче.

Количество жителей г. Новсибирска, принявших участие в мероприятиях МУДО «Спортивный город» в 2005–2007 гг.

Взаимодействие с общеобразовательными школами

Часть мероприятий и тренировок по первоначальной задумке должна была проходить в общеобразовательных школах. Однако оказалось, что это сделать гораздо сложнее, чем виделось ранее. Самая распространенная причина вполне банальна: спортивные залы многих школ не приспособлены для занятий спортом. Во многих школах в спортзалах плохие полы, нет сеток на окнах, нет официального разрешения для работы по нормам противопожарной безопасности. Сами учителя физической культуры как­то с этим справляются – например, ведут занятия на части спортзала. Но кто же пустит туда чужих людей на тренировки или для проведения соревнований?!

Есть и еще одна проблема, возникшая при взаимодействии «Спортивного города» с общеобразовательными школами: работа ведется с одними и теми же детьми, иногда возникает конкуренция.

Но гораздо чаще взаимодействие оказывается выгодным для обеих сторон. Летом, после окончания учебного года, ребята не оказываются «на улице» – с ними занимаются инструкторы ТОС. В результате уровень их физической подготовки в начале учебного года оказывается не хуже, чем в конце, а иногда даже лучше.

Школы принимают все более активное участие в работе «Спортивного города». Так, во многих районах программа художественной самодеятельности, которая в большин­стве случаев является обязательной частью каждого спортивного праздника, организуется силами учеников и учителей общеобразовательных школ микрорайона.

Результаты

Центром массовой работы стали спортивные площадки дворов, микрорайонов. Там занимаются дети, не посещающие секции и спортивные школы, проводятся спортивные праздники для жителей микрорайонов. На каждом празднике – не только спортивная программа, но и красочные выступления, концерты. И количество людей, с удоволь­ствием принимающих участие в этих праздниках, постоянно растет.

Записала Ольга ЛЕОНТЬЕВА