Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2008

МЕТОДИКА. УРОК С КОММЕНТАРИЕМ

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Урок без разнарядки

Этот урок проводился на базе новосибирской общеобразовательной школы № 11 руководителем районного методического объединения Анатолием ПОДОЛЯКОМ.
Анатолий Лаврентьевич – опытный учитель с четко сложившимися взглядами на методику преподавания физической культуры в школе, особое место в своей работе он уделяет процессу оценивания учеников. Динамика работы с детьми на его уроке удивила всех присутствующих гостей.

Учитель о своей работе

– Часто говорят, что физическая культура – это специфический предмет, что освоить ее может не каждый, – объяснил перед уроком Анатолий Лаврентьевич. – А разве другие школьные предметы доступны абсолютно любому? Математика, физика, иностранные языки? Разве другие предметы не специфические?

Доказано, что с программой, предлагаемой в общеобразовательных учебных заведениях, не могут справиться 63% учащихся в обычных школах, 72% – в лицеях, 81% – в гимназиях. Дети могут освоить только часть предлагаемого для изучения материала.

На физкультуре, как и на других уроках, не каждый способен выполнить все то, что предлагается программой. Поэтому учитель должен очень осторожно подходить к оценке деятельности учеников, принимая во внимание не только их знания, но и умения и навыки, а также индивидуальные особенности.

Есть дети, которые никогда не пробегут ни 60 м, ни 100 м, не выполнят подтягивание на перекладине или отжимания из положения лежа даже на отметку «три».

Как быть учителю? Доказать, что и без выполнения нормативов ученик достоин положительной отметки, даже «четверки» или «пятерки». Для этого нужно вести систематический учет результатов каждого ученика и выставлять отметки не за сдачу нормативов, а за их изменения относительно исходного результата.

Спонсор публикации статьи интернет-магазин "Stream Market". Оптовый магазин с большим количеством товаров для Вашего дома - электрика, сантехника, цифровая техника, инструменты, оборудование, мебельная фурнитура, сезонные товары, товары для сада и огорода, мангалы оптом. Гарантия качества, низкие цены, акции и распродажи. Компания имеет собственную службу логистики для доставки заказов в любой город Украины. Посмотреть каталог товаров, цены и оформить заказ Вы сможете на сайте: stream-market.com.ua.

Отметки на уроках физической культуры должны ставиться за работу, за усилия, приложенные учеником для достижения цели. Если в начале учебного года ребенок пробежал 60 м за 11,08 сек. – по всем правилам надо поставить «два». Но если в апреле он пробежал ту же дистанцию за 11,02 сек. или за 11,00 сек., – значит, он работал, занимался, улучшил свой результат.

Чтобы я мог поставить таким ученикам заслуженные отметки, в начале каждой четверти я заполняю протокол, в котором заранее определяю, какие контрольные упражнения будут использоваться при итоговой аттестации в этой четверти. Упражнений всегда три – на развитие основных физических качеств: скорость, силу и выносливость, – и я должен в течение четверти научить детей их правильно выполнять.

В первой четверти, например, на итоговой неделе ученики выполняли следующие упражнения:

  • Сила. Мальчики – подтягивание, девочки – подъем туловища.

  • Скорость. Челночный бег.

  • Выносливость. Прыжки через скакалку.

Но, кроме этих тестов, ребята еще сдавали зачет по легкой атлетике – четыре подготовительных упражнения: бег с захлестыванием голени назад, бег с высоким подниманием бедра, многоскоки. Есть ребята, которые не могут подтянуться, но любой может правильно выполнить эти упражнения, а значит, отметку я смог поставить всем, кто занимался.

Вторая четверть – акробатика и основы гимнастики. Мы разучиваем комплексы упражнений на 32 счета, на 8 счетов на матах. Я говорю ребятам: они должны научиться этим упражнениям и уметь их выполнять, заранее объясняю, какие упражнения пойдут в зачет.

Предпоследняя неделя в конце четверти – итоговая, зачетная; последнюю неделю я всегда оставляю для игр. При этом те, кто не смог по состоянию здоровья выполнить (сдать) нормативы во время зачетной недели, имеют возможность их сдать и получить отметку. В итоге в конце четверти у каждого ученика есть полный набор отметок.

Урок в 9-м классе

Не стану описывать досконально каждую минуту урока и все упражнения, предложенные учащимся. И дело не в невнимательности: просто мое внимание постоянно отвлекали учителя, которые находились рядом и наблюдали за уроком вместе со мной. Их мнения были интересными, значимыми, поэтому попробую описать и то, что происходило в спортивном зале, и то, что удалось услышать от коллег.

На построении присутствовали все ученики, включая мальчика со сломанным пальцем. Вторая рука у него здорова, и дело ему нашлось: он протирал маты.

В самом начале разминки – измерение пульса. Учитель объясняет, как правильно сосчитать пульс за минуту, какие выводы сделать, если пульс не соответствует норме…

Бег трусцой по залу. Впереди бегут девочки, сзади – мальчики.

Комментарии учителей:

– Странно, почему девочки бегут первые? Конечно, они при этом не отстают, но ведь при этом мальчики не получают должной нагрузки?! У меня на уроках мальчики всегда бегут первыми… Ой! Он поменял их местами!

По команде учителя ученики изменили направление бега, и мальчики стали лидировать. Потом – бег по диагонали. После каждого круга лидер должен смениться, а прежний – встать в конец цепочки.

Идет разминка голеностопа в движении…

Комментарии учителей:

– Это спорно. Я тоже так делала, а ученик, который давно занимается в спортивной секции, сказал, что лучше сначала размять все суставы на месте – так безопаснее. Но ведь во время медленного бега голеностоп тоже разминается, так что нельзя сказать, что разминка в движении начата с нуля…

Бег с ускорением. Бег с различными подскоками. Проверка пульса. Учитель тихо поясняет (скорее, напоминает), на какие результаты измерения нужно обратить внимание и почему.

Начинается разминка на месте. Ее ведет не учитель, а ученик и ученица.

Комментарии учителей:

– Ничего особенного, обычная разминка.

Ничего особенного? Что может быть более непривычным, чем урок, на котором учитель находится как бы на втором плане и ребята все делают самостоятельно?

Учитель начинает счет вслух до 32. Все выполняют довольно сложную акробатическую связку, немного поглядывая друг на друга, но довольно уверенно. Это упражнение ученики будут выполнять на итоговой аттестации в четверти.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

Предложенные комплексы являются подготовительными для выполнения учебной программы по предмету «физическая культура» в разделе «Основы гимнастики и акробатики».

Комплекс общеразвивающих упражнений на 32 счета

И.п. – о.с.
1 – руки в стороны, ладони вниз;
2 – руки вверх, ладони внутрь;
3 – руки в стороны, ладони вниз;
4 – и.п.;
5 – правую ногу отвести назад, руки в стороны вверх, ладони внутрь;
6 – и.п.;
7 – левую ногу отвести назад, руки в стороны­вверх, ладони внутрь;
8 – и.п.;
9 – поднять согнутую в колене правую ногу, носок вниз, обхватить ладонями колено;
10 – и.п.;
11 – поднять согнутую в колене левую ногу, носок вниз, обхватить ладонями колено;
12 – и.п.;
13 – поднять вперед прямую правую ногу до угла 90°, носок оттянуть, руки вперед, ладони вниз;
14 – и.п.;
15 – поднять вперед прямую левую ногу до угла 90°, носок оттянуть, руки вперед, ладони вниз;
16 – и.п.;
17 – упор присев (спина прямая, смотреть вперед);
18 – упор лежа (голова, туловище, ноги – прямая линия);
19 – мальчики, юноши: согнуть руки, сохраняя прямую линию голова – туловище – ноги, отвести правую ногу назад, носок оттянуть; девочки, девушки: держать упор лежа (голова, туловище, ноги – прямая линия), отвести прямую правую ногу, носок оттянуть;
20 – упор лежа (голова, туловище, ноги – прямая линия);
21 –мальчики, юноши: согнуть руки, отвести левую ногу назад, носок оттянуть; девочки, девушки: держать упор лежа (голова, туловище, ноги – прямая линия), отвести левую прямую ногу назад, носок оттянуть;
22 – упор лежа (голова, туловище, ноги – прямая линия);
23 – упор присев (спина прямая, смотреть вперед);
24 – и.п.;
25 – упор присев на левой (правой) ноге, прямую правую (левую) ногу отвести в сторону;
26 – круг прямой левой (правой) ногой в упоре лежа (голова, туловище, ноги – прямая линия);
27 – согнуть руки, прямую правую ногу отвести назад, носок оттянуть;
28 – упор лежа (голова, туловище, ноги – прямая линия);
29 – согнуть руки, прямую левую ногу отвести назад, носок оттянуть;
30 – упор лежа (голова, туловище, ноги – прямая линия);
31 – упор присев (спина прямая, смотреть вперед);
32 – и.п.

Комплексы упражнений на 8 счетов с элементами акробатики

Комплекс 1

Выполняется на гимнастических матах (по 2–3 человека на мате).

И.п. – сидя на краю мата, ноги прямые, носки оттянуты, спина прямая, руки вдоль туловища, ладони на краю мата.
1 – лечь на спину, руки вдоль туловища, прямые;
2 – поднять прямую правую ногу до угла 30–35° от пола;
3 – поднять прямую левую ногу к правой. Держать угол: 3–5е кл. – до 3 сек., 6–8е кл. – до 5 сек., 9–11е кл. – до 7 сек.;
4 – группировка в положении лежа на спине;
5 – перекатом вперед сесть в группировке;
6 – упор двумя руками сзади; выпрямить правую ногу под углом 30–35° от пола;
7 – выпрямить левую ногу, соединить с правой. Ноги вместе, носки оттянуты. Держать угол: 3–5е кл. – до 3 сек., 6–8е кл. – до 5 сек., 9–11е кл. – до 7 сек.;
8 – медленно опустить прямые ноги. Принять и.п.

Комплекс 2

1 – упор присев (спина прямая, смотреть вперед);
2 – сед (спина прямая, носки оттянуты);
3 – сед под углом 30–35° от пола (ноги прямые, носки оттянуты);
4 – стойка на лопатках (ноги прямые, носки оттянуты);
5 – стойка на лопатках, ноги врозь;
6 – стойка на лопатках;
7 – сед под углом (30–35°);
8 – согнуть ноги, принять группировку. Без помощи рук перекатом принять и.п.

Комментарии учителей:

– Отличная связка! Жаль, что сразу не запомнишь…

Учитель предлагает немного отдохнуть, лечь на спину, разгрузить руки и ноги, предлагает в таком исходном положении выполнить команду «Руки вверх – руки вперед». Ребята путаются, смеются. Анатолий Лаврентьевич объясняет причину ошибок.

Комментарии учителей:

– Интересно… И отдыхают, и учатся. Надо запомнить…

Мальчики отправляются к перекладине, девочки – качать пресс. У каждой ученицы за головой специальное приспособление, не позволяющее локтям соединяться.

Комментарии учителей:

– С этой палкой за головой опасно делать упражнение!

– Ничего опасного! Зато они его выполняют правильно, работают те группы мышц, для которых упражнение и предназначено!

Спор продолжался и после урока, на обсуждении. К единому мнению так и не пришли.

Челночный бег на половину зала (чтобы не очень сильно разгонялись и могли затормозить). Бегают в парах на время. Для того чтобы каждый обязательно добегал до границы, там лежат деревянные бруски, которые нужно перенести по одному на линию старта.

Комментарии учителей:

– Почему челночный бег после силовых упражнений? Они же устали! У меня обычно делают наоборот!

Во время обсуждения Анатолий Лаврентьевич пояснил, что, если сделать наоборот, ребята вообще откажутся от выполнения силовых упражнений – им трудно.

Начинаются прыжки через скакалку – ребята делятся на пары. Один прыгает 1,5 мин., другой считает, потом наоборот.

Комментарии учителей:

– Я пыталась проводить похожий урок, но никогда не укладывалась по времени. Очень много разных упражнений!

Моторная плотность урока – результат длительной работы учителя. Для того чтобы ребята могли так четко выполнять то, что предлагает учитель, нужно полное взаимопонимание и доверие. Предварительная работа не видна гостям, скрыта от посторонних глаз. Возможно, один из факторов, влияющий на отношение учеников к учителю, – система оценивания, выбранная педагогом. На этом уроке никто не боялся выполнить упражнение неправильно или не сдать норматив. Все ребята учились делать то, что предлагал учитель, без напряжения, но с упорством. Перед каждым стоит вполне достижимая цель: улучшить собственные результаты. Разве этого мало?

Бег по бревну.

Отжимания (мальчики). Упражнения на гибкость (девочки).

Метание гранаты. В зале снизу вверх закреплен металлический трос, уходящий под потолок. На нем граната, которую можно бросать прямо в зале и следить за тем, как высоко по тросу она взлетит. Ребята выполняют упражнение с удовольствием.

Прыжки в длину.

Обсуждение достигнутых за день результатов.

Проверка пульса. Учитель снова поясняет, как нужно анализировать изменения пульса после физической нагрузки.

 

После урока

Обсуждение урока проходило за круглым столом, накрытым гостеприимным коллективом школы. Вопросы к учителю, высказывание собственных позиций проходили на фоне традиционного чаепития и поедания школьных (вкусных!) пирожков. Работа шла серьезно и дружелюбно.

Обсуждение урока закончилось, и учителя перешли к информационной части: где и когда ближайшие соревнования, какие команды в них будут участвовать…

– В нашем городе проводится очень много соревнований, причем разными ведомствами: и спорткомитетом, и департаментом образования. На каждые нужно посылать команду, потому что приходит разнарядка: столько­то человек – туда, столько – сюда, как в советские времена. Действия различных ведомств часто не согласованы друг с другом, успеть на все соревнования практически невозможно.

Проблема, о которой говорят новосибирские учителя, – отнюдь не местного характера: с ней сталкиваются почти все педагоги России. Прокомментировать этот вопрос я попросила Александра СОЛОДКИНА, руководителя спорткомитета Новосибирской области.

Мы хотим, чтобы участие в спортивных мероприятиях не было «обязаловкой», чтобы оно стало актом доброй воли. Когда детей загоняют на праздник спорта, они не ценят его, часто вызывающе себя ведут. Рассылка разнарядок – плохая традиция, доставшаяся нам от прошлых времен. Чтобы этого не было, мало от нее отказаться. Нужно каждое мероприятие проводить ярко, интересно, зрелищно, чтобы о нем шла добрая молва, чтобы молодые люди хотели туда попасть. Грамоты участникам, возможность тренироваться в бесплатных секциях, различные призы – об этом нужно думать в первую очередь. Пока не все удается, но мы стараемся для каждого спортивного мероприятия создать уникальную программу, включая оригинальную художественную самодеятельность.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
Новосибирск – Москва
Фото автора