Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2008

МЕТОДИКА. УРОК


Как составить план-конспект урока по лыжной подготовке?

С чего начать?

План­конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план, необходимый для оперативного управления учебновоспитательным процессом.

Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.

Занятия по лыжной подготовке обычно планируют на третью четверть. Однако в тех районах страны, где зимние месяцы бывают очень холодными, занятия на лыжах можно частично проводить и в четвертой четверти. В тех же районах, где рано выпадает снег, уроки лыжной подготовки начинают проводить во второй четверти.

Эффективность любого занятия связана, прежде всего, с четкой и правильной постановкой задач, отраженных в плане­конспекте урока. При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, место проведения занятия.

При разработке содержания урока физической культуры необходимо определить:

– средства и методы решения каждой из задач урока;
– необходимый инвентарь для урока;
– методы организации работы учащихся для решения каждой задачи;
– критерии оценки работы учащихся.

Сначала при составлении плана­конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним – материал подготовительной и заключительной частей.

Структура и содержание урока по лыжной подготовке

Подготовительная часть

Общая задача: организация занимающихся и подготовка их организма к последующей более интенсивной работе.

Частные задачи: организационные моменты; сообщение цели и задач урока, его содержания; направление внимания учащихся на предстоящее занятие; подготовка сердечнососудистой, дыхательной систем, опорнодвигательного аппарата к последующей нагрузке; регулирование эмоционального состояния учащихся.

Основные средства: подсчет пульса; строевые упражнения с лыжами и на лыжах; передвижение на лыжах или с лыжами к месту занятий; подготовка учебной или тренировочной лыжни, склона.

Основная часть

Общие задачи: изучение основ техники и ее совершенствование; развитие физических и волевых качеств; тактическая подготовка.

Частные задачи: изучение техники одного из способов передвижения на лыжах; закрепление техники и тактически грамотное ее использование в различных условиях; совершенствование технического и тактического мастерства в сочетании с повышением работоспособности организма и воспитанием волевых качеств личности.

Основные средства: общеразвивающие и специальные упражнения; передвижения на лыжах (лыжные ходы, переходы с хода на ход, преодоление подъемов и спусков; торможения, повороты, прыжки на лыжах); специальноприкладные упражнения.

Заключительная часть

Общая задача: завершение учебнотренировочной работы учащихся.

Частные задачи: постепенное снижение нагрузки; подведение итогов урока.

Основные средства: медленное передвижение на лыжах; упражнения на расслабление и растягивание мышц; упражнения для формирования правильной осанки; бег, ходьба, подсчет пульса.

Существуют различные формы составления конспекта. В качестве примера приведем одну из них.

План­конспект урока физической культуры № ___
для учащихся ___ класса по лыжной подготовке

Задачи урока: ________________________________________

Место проведения: ____________________________________________________

Дата проведения: _____________________________________________________

Необходимый инвентарь: ______________________________________________

Время проведения: ____________________________________________________

Контингент занимающихся: ____________________________________________

Части урока

Частные задачи

Содержание урока

Распределение нагрузки

Организационно-
методические указания

Подготовительная часть ___ мин.

 

 

 

 

Основная часть ___ мин.

 

 

 

 

Заключительная часть ___ мин.

 

 

 

 

Примечания

Записи в конспекте должны быть краткими, но достаточно полными по смысловому содержанию; допустимы сокращения слов, но лишь принятые в русском языке и в спортивной терминологии.

Задачи урока перечисляются в такой последовательности: образовательные задачи по формированию двигательных умений и навыков; оздоровительные (включая развитие физических качеств); воспитательные.

Время проведения указывается по расписанию учебного дня (начало и окончание). Это поможет учесть уровень работоспособности учащихся при определении содержания урока.

В графе «Части урока» указываются подготовительная, основная и заключительная части урока и их продолжительность в минутах.

В графе «Частные задачи» записываются задачи по обучению и совершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также небольшие по своему содержанию дополнительные задачи, решаемые параллельно с прохождением основного материала урока. Решение тех или иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.

Графу «Частные задачи» можно не заполнять, тогда частные задачи указываются в графе «Содержание урока».

В графе «Содержание урока» последовательно в соответствии со структурой урока указываются все намеченные для выполнения физические упражнения (от начального построения учащихся). При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на несколько счетов, обязательно надо записать исходные положения и действия на каждый счет. Если в основной части урока используется метод круговой тренировки, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются упражнения для мальчиков и для девочек, если для них предусмотрен разный учебный материал, а также действия учителя (сообщение задач урока и теоретических сведений).

В графе «Дозировка нагрузки» указывается количество повторений упражнения, необходимое для его выполнения время (мин.), преодолеваемое расстояние (м), общеразвивающие упражнения, эстафеты, целостные двигательные действия (количество раз исполнения). При этом целесообразно сочетать перечисленные показатели таким образом, чтобы в записи была наиболее полно отражена величина нагрузки по объему и интенсивности в совокупности.

В графе «Организационно­методические указания» должны быть отражены методические приемы, используемые при обучении конкретным упражнениям; выделены наиболее важные детали техники упражнений, на которые следует обратить внимание в процессе обучения; даны указания по предупреждению типичных ошибок и т.п. В этой же графе фиксируются и методы нравственного воздействия. Здесь же указываются способы организации деятельности занимающихся, порядок смены мест занятий, снарядов и видов упражнений, подготовки и уборки инвентаря и т.д.; намечаются методы проверки и оценки качества учебной работы занимающихся; записывается домашнее задание, а также делаются особые пометки, например: «Сообщить о наиболее типичных ошибках», «Обеспечить страховку», «Напомнить правила игры» и т.п. Их можно пояснить с помощью рисунка, чертежа и т.п.

Е.П. БЕРЕЗНЕНКО, П.А. ЩЕГОЛЕВА,
Красноярский ГПУ им. В.П. Астафьева
По материалам конференции «Самостоятельная работа студентов»