Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2008

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Продолжение. Начало см. в № 1/2008

Читая Лесгафта

П.Ф. Лесгафт. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. – СПб., 1901.

Как и обещали, мы начинаем печатать главы из книги Петра Францевича Лесгафта. Начало книги посвящено общему анализу физического воспитания, роли игры для детей школьного возраста.
Читаешь, и невольно думаешь: неужели эти мысли были опубликованы более века назад?! Сегодня они актуальны ничуть не меньше!
А потом удивляешься: почему же идеи человека, признанные и во всем мире, и в России, так сильно (и так часто!) искажаются? Школе нужны новые идеи, новые программы – с этим никто не спорит. Но обращение к опыту прошлого бывает очень полезно…

Применение систематических упражнений в виде сложных действий

Все упражнения и действия, изученные в систематическом курсе, должны применяться в виде сложных действий, чтобы таким образом подготовить учащегося ко всякой работе, которую он мог бы производить на основании общих приемов по слову, избегая по возможности имитации, т.е. он должен приучиться к возможно большей самостоятельности в действиях и к волевым проявлениям.

Применения эти могут производиться либо исключительно с педагогической целью, либо с целью санитарной. В первом случае они назначаются для ограничения произвола в действиях, во втором случае – для развития сил и поддержки здоровья молодого человека.

Применение их с педагогической целью может быть только в виде игр, прогулок и фехтования, между тем как с санитарной целью могут применяться плавание, бег на коньках, гребля, верховая езда, езда на велосипеде и ручной труд. Следовательно, как средства, применяемые с целью физического образования, мы должны рассмотреть только игры и прогулки и лишь вкратце коснуться тех занятий, которые имеют значение для физического развития молодого организма, но по своей утилитарности непригодны для школ и вообще для применения с педагогической целью.

Игры

Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия. Первые игры ребенка всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти наблюдения по степени своей впечатлительности, развития физических сил и умения ими пользоваться. Так, например, игры в лошадки, в солдатики, в куклы, в пожарные, в воры, в музыканты, в школу, в доктора и т.д. составляют исключительно повторение того, что ребенок видит в окружающей обстановке; при этом очень важно, чтобы эта игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался. При такой форме занятий нет никакой утилитарности, материальной выгоды для ребенка, которой он пользовался бы. Нет ничего навязанного, что было бы ему не по силам; он обыкновенно всем своим существом предается такой игре и, несколько утомившись физически, рассуждает над значением того, что он делал и как делал. Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни. При этом он обычно действует с такою бойкостью, живостью, непосредственностью, что этим возвышает свою жизнедеятельность и становится все более впечатлительным ко всему окружающему.

Если при посредстве имитационных игр ребенок приучается к известным действиям, которые им усваиваются наблюдением над окружающей средой, то этим он собирает материал и приобретает навык в действиях; это происходит в продолжение всей жизни ребенка в семье. В период школьного образования являются иные цели: необходимо из имитационного периода перейти к самостоятельной деятельности, развить личные качества и приучиться к действиям по собственной инициативе. Если при посредстве школьного образования развивается отвлеченное мышление и молодой человек начинает действовать, руководствуясь выработанными им идеями, то необходимо, чтобы соответственно этому он был в состоянии действовать, работать с той напряженностью и настойчивостью, которые требуются как для выработки и проверки данных идей, так и в тех случаях, когда ему придется руководствоваться ими. Для цельности проявления личности человека необходимо, чтобы его мысли и действия были в полном соответствии; только при таких условиях у него утвердится понятие о правде, он усвоит все значение истины и научится служить ей. Следовательно, только при таких условиях установится его характер, при проявлении которого все мысли и действия человека направляются усвоенными им понятиями о правде и истине.

Соответственно намеченным задачам игры с образовательной целью должны проводиться следующими способами:

1. Форма игры должна быть всегда вполне определенной и иметь конкретную цель.

2. Производимые ребенком действия должны вполне соответствовать его умению управлять собой, а также уровню его силы и ловкости (здесь нужны быстрота и целесообразность в действиях), т.е. они должны быть связаны с возвышающим чувством удовольствия.

3. Эти действия должны быть усвоены в систематическом курсе; они должны производиться при соблюдении постепенно усложняющихся правил.

4. Распределение игры, выбор сторон, а также надзор за строгим и точным исполнением правил должны принадлежать всецело занимающимся, причем они должны приучаться относиться к правилу, как к закону.

5. В играх совершенно исключаются состязание, отличия, награды, а также какое бы то ни было преследование или наказание.

Рассмотрим теперь все эти отдельные положения в частности.

1. В отличие от домашних игр ребенка школьные игры не должны иметь имитационного характера, поэтому они не являются результатом наблюдения занимающегося над окружающей средой, а их форма зависит от общей цели, которую преследуют все участвующие и которая требует умения управлять собою, чтобы с помощью более целесообразных действий достичь выполнения общей задачи. В каждой школьной игре члены маленького общества, активно участвующие в ней, забывают о своих личных целях и заняты исключительно решением общих задач, придерживаясь при этом, однако же, всеми признанных положений и законов, направленных к ограждению прав каждого отдельного лица; поэтому форма игры должна быть определенной и иметь точно намеченную цель. При переходе от игр имитационных, в которые ребенок играет дома, к школьным играм необходимо соблюдать возможно большую постепенность и последовательность, и при этом нельзя совершать ту ошибку, которую обыкновенно совершают при применении фребелевской системы воспитания, т.е. не следует предупреждать ребенка об игре и забрасывать его частными указаниями, мешая ему таким образом действовать самостоятельно.

Выше было сказано, что во время жизни в семье (до 7–8летнего возраста) ребенок приучается при помощи игры к привычным и обычным действиям, причем он сам устраивает эти игры, повторяя в них то, что подмечает в окружающей среде. По фребелевской системе в процесс воспитания вводятся имитационные игры, которые организуют не сами дети, а няня. Следовательно, по этой системе дети лишены возможности непосредственно наблюдать окружающий мир, и их действия являются грубыми внешними приемами, не связанными с каким­либо проявлением инициативы. Если ребенок сам наблюдает дождь, игру музыканта, визит доктора и т.д. и повторяет в виде игры главные черты, подмеченные им, в особенности то, что соответствует его силам и умению, то эта игра резко отличается от повторения детьми искусственного и шаблонного воспроизведения всего этого няней. Кроме того, незабитый и живой ребенок всегда рассуждает и старается выяснить для себя значение повторяемых им действий. Этого явления при «стадных играх» Фребеля совершенно не замечается; между тем такие рассуждения имеют большое образовательное значение и являются единственным способом перехода ребенка из «стадного», имитационного состояния к проявлениям самостоятельности. Только при помощи рассуждения, при развитии мысли ребенок становится человеком, только таким образом он будет способен индивидуально развиться; все это совершенно невозможно при применении системы Фребеля, которая вся состоит из одних шаблонных форм и в основании которой нет теории, нет мысли.

Если поэтому ребенок в семье приучился к ряду действий, усвоенных им из наблюдений за окружающим, развил этим силу и ловкость, то когда он поступает в школу, необходимо начинать с таких игр, которые ему уже знакомы; затем переходить к играм одиночным, в которых применяется то, что пройдено в систематическом курсе, как, например, различные виды пятнашек, перебежки, догонялки, метание рядами, в кругу и т.д. Во всех этих играх упражнения состоят, главным образом, в беге и метании; цель каждого занимающегося – исполнить с возможно большей быстротой и целесообразностью те требования, которые предъявляются при выполнении данного вида упражнений. В этих играх еще нет общей цели, поэтому нет и команд. Цель, непосредственная для каждого отдельного лица, достигается им по мере возможности независимо от действий других играющих.

После некоторого знакомства и умения справляться с одиночными играми, которые являются следующим этапом после освоения имитационных игр, переходят к командным, или сложным, играм, которые применяются главным образом в школьном возрасте. В этих играх преследуется точно намеченная цель; эти игры постепенно усложняются; в них применяются все те движения, которые пройдены в систематическом курсе.

2. Упражнения, применяемые во время игры, должны всегда соответствовать степени физического развития ребенка и его умению управлять собою; сама по себе игра должна доставлять ему удовольствие. Когда во время жизни в семье ребенок в игре повторяет то, что видит вокруг, то он при этом производит только то, что ему более доступно, поэтому все эти действия доставляют ему удовольствие. В школе в играх применяется то, что уже усвоено ребенком, причем участие товарищей подстрекает его и доставляет ему удовольствие. Чувство удовольствия является во всех тех случаях, когда трата, связанная с производимым действием, вполне соответствует накопившемуся материалу; в этом случае появляется так называемое положительное удовольствие, которое отличается от отрицательного удовольствия: последнее появляется при восстановлении сил после напряженной работы и связано с отдыхом. Принимая во внимание условия, при которых появляется чувство удовольствия, необходимо при назначении игр ограничиваться всегда такими требованиями, которые могут быть легко исполнены ребенком, на что необходимо всегда обращать особенное внимание, так как только при исполнении этих условий игры получают свое настоящее значение.

3. При играх, как уже говорилось, применяется все то, что усвоено при систематическом знакомстве с физическими упражнениями. Для постепенного и последовательного осложнения применяемых игр, а также для большего их разнообразия в каждой игре применяются правила, которые изменяются по мере того, как игра усвоена участвующими. Правила эти имеют значение общих положений, руководствуясь которыми, каждый занимающийся приучается производить требуемые от него действия. Образовательное значение приведенных условий игры очень существенно: в начале каждой игры занимающимся объясняют ее главную задачу игры, способ и точно формулируют правила, которые в этой игре следует соблюдать. Следовательно, сама игра производится не по показанному, по слову, а по заранее составленному умственному образу. Этим школьные игры резко отличаются от домашних: занимающиеся приучаются действовать не по показанному, а на основании общих положений, которые будут для них иметь значение закона, не допускающего никакого исключения. С этой целью правила осложняются постепенно и последовательно, что требует от занимающихся усиления внимания при совершении действий и совершенствования в приемах, требующих большей целесообразности, быстроты и разнообразия. Одна из самых сложных игр, существующих в настоящее время, – английская лапта, или крикет, – требует исполнения наибольшего числа правил, которые только применяются в играх; существует целый комитет или клуб, который видоизменяет эти правила. Создаваемое этими правилами разнообразие поддерживает бодрость участников и дальнейшее желание играть. При правильном проведении занятий играющие часто предлагают свои усложнения и видоизменения правил; эти предложения никогда не нужно отвергать, а следует применять их, если только они соответствуют смыслу игры. Такое участие занимающихся в постановке дела показывает их понимание этого дела и подстрекает к более живому участию в играх. Если установленные правила пропускаются или не исполняются кем­либо из участвующих, то он должен выходить из игры.

Цель этого положения состоит в том, чтобы дать возможность такому занимающемуся успокоиться, подумать о требованиях, которые необходимо исполнить; так как такие правила применяются ко всем занимающимся без всякого исключения и за их точным исполнением следят, как мы сейчас увидим, лица, избранные самими участниками, то требование это на самом деле никогда не получает значения меры преследования, а является только моментом, необходимым для исполнения и для самоорганизации. Необходимо, однако же, чтобы занимающийся возможно меньшее время оставался вне игры и чтобы продолжительность этого промежутка времени была строго установлена до начала игры; особенно коротки должны быть такие промежутки для начинающих, чтобы не вызвать у них неудовольствия или скуки продолжительным бездействием.

4. Чтобы с помощью игры приучить занимающихся к самостоятельной деятельности и привить им чувство товарищества, руководимого правдой, необходимо, чтобы они сами направляли ход игры и следили за точным исполнением принятых правил. В таких условиях игра оказывает влияние на нравственное образование занимающегося; он научается дорожить правдой и служить правде, так как среда, в которой он находится, руководствуется в своих действиях только правдой.

Соответственно этому при играх занимающиеся всегда приступают к выбору старосты или судьи, а затем двух предводителей – по одному для каждой команды. Затем предводители под наблюдением старосты набирают свою команду, вызывая по очереди отдельных лиц из участвующих в игре; когда команды составлены, староста вкратце приводит все правила игры; жребием между предводителями определяется, какая команда должна начинать, и каждый из предводителей устанавливает очередь между участниками команды, если игра того требует; староста устанавливает также продолжительность срока, на который каждый из участвующих выходит из игры при неисполнении каких­либо правил. Вообще, при игре не допускаются никакие произвольные действия, ни предпочтение одного другому, ни преследование коголибо из участников. За последовательностью и порядком деятельности в каждой команде следят предводители, а за общим ходом игры, точным исполнением правил следит староста, который, кроме того, решает все возникающие недоразумения, споры и разногласия. Решения старосты принимаются безапелляционно, они могут обсуждаться преподавателем и участвующими только в конце игры, а никак не в ходе ее. Преподаватель во время игры может обращаться только к старосте и указывать ему на какие­либо упущения с его стороны или несправедливость. После трех замечаний преподавателя, если эти замечания имеют значение по существу и указывают на извращение смысла игры, в особенности если допускаются какие­нибудь произвольные действия, преподаватель может остановить игру и предложить выбор нового старосты. Делать замечания во время хода игры комулибо из участников преподаватель не имеет права. Тотчас описанные способы ведения игр принадлежат английским играм, и ими достигается тот результат, которым отличаются данные игры. При применении этого способа в школе действительно можно было наглядно наблюдать его значение в целом: первоначально участники игры выбирают из своей среды старостами и предводителями тех, которые чем­либо выделяются – ласковым, предупредительным отношением к товарищам, успехами в учении, физической силой, ростом и т.п. Поэтому первоначально чаще всего выбирают детей лицемерного типа, а затем – честолюбивого. Скоро, однако же, выясняется, что первые не умеют быть справедливыми, чем вызывают недовольство товарищей.

Выбор детей честолюбивого типа тоже оказывается вскоре неудобным для играющих: такие дети справедливы только до тех пор, пока дело не коснется ограничения их первенства или власти. Игра идет успешнее и приобретает истинное значение, если между участвующими есть добродушные дети; выбор обычно останавливается на них, и они хоть и относятся к своим товарищам слишком мягко и терпимо, но никогда не отступают в своих решениях от правды; в таких случаях можно лучше всего изучать такой тип детей и их серьезное влияние на товарищей.

Значение товарищества выражается еще при наборе предводителями команд. Каждый предводитель в интересах своей команды старается выбрать более опытных участников; кроме того, преимущество отдается еще и тем, которые вообще ценятся как хорошие товарищи или отличаются успехами в учении. Для сохранения порядка и более равномерного распределения участников по командам всегда требуется, чтобы предводители набирали в свою команду играющих непременно по очереди по одному. При этом обыкновенно наблюдается, что участники очень ценят, если их избирают раньше других, и всегда очень огорчаются, если они остаются в числе последних и присоединяются к остальным только в конце игры. Дети должны быть уже очень апатичными, чтобы на них не повлияло такое присоединение. Обыкновенно это влияет на них довольно сильно, они стараются изменить отношение к себе товарищей и выйти из своего неловкого и неприятного положения. Смотря по причине, вызывающей подобное отношение товарищей, эти присоединенные большим вниманием, большей ловкостью или большим участием при игре стараются быть полезными своей команде либо становятся более осторожными в своих действиях и отношениях к товарищам и к тем правилам, которых они придерживаются; причем ученики, оставленные товарищами в стороне, стремятся не подделываться к последним, а совершенствованием своих качеств и своим внимательным отношением к другим подняться до их уровня и пользоваться одинаковыми с ними правами.

5. Наконец, в играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися, точно так же как и отличая и преследования, так как действительно образованные молодые люди должны стремиться к какой­либо деятельности не ради личной выгоды или изза боязни преследования, а из искреннего желания совершенствоваться и приближаться к тому идеалу человека, который они для себя выбрали. Как при умственных занятиях подобные стремления совершенно уничтожаются влиянием отметок, так то же самое получится при неправильной постановке игр, при допущении спорта и вообще всякого поощрения и наказания. При знакомстве с природой ребенка действительно оказывается, что он постоянно стремится определить свою производительность труда и свои личные качества путем сравнения с окружающими. Стоит только в этот период его развития начать поощрять его искусственными мерами, отметками или наградами, отличать его от других, как у него начнет развиваться стремление к лидерству, и вскоре все его стремления направляются к удовлетворению тех чувствований, которые связаны с этим желанием. Чувствование это разгорается до страсти: молодой человек знает только себя и делает все для удовлетворения своих личных ощущений. Если это не удается ему, то он становится вялым, апатичным, недовольным жизнью; он подвергается всевозможным искусственным возбуждениям, чтобы переменой впечатлений вывести себя из угнетенного состояния, в которое он так легко впадает. Точно так же неблагоприятно действуют на молодого человека преследования и наказания, равно как и отметки, определяющие его личные качества. Как в первом случае поощрения демонстрируют его превосходство над товарищами, так и постоянные преследования и плохие отметки унижают его перед товарищами, постоянно угнетают и даже оскорбляют, так как часто он находит их несправедливыми, когда предъявляемые ему требования не соответствуют его способностям, его умению справляться с трудностями и вообще уровню его подготовки для решения подобного рода задач. Нельзя оставлять ребенка без внимания, если он находится в школе в угнетенном состоянии, так как для того чтобы справиться с ним и заставить себя при этом внимательно работать умственно, ребенок теряет так много сил, что совершенно не в состоянии исполнить все те требования, которые ему предъявлены, поэтому он находит совершенно несправедливыми все взыскания и плохие отметки. Это необходимо помнить при руководстве играми в школе, чтобы устанавливаемые правила ни в коем случае не допускали какоголибо соревнования, поощрения или наказания. Если правила равны для всех и если все приучены к тому, что должны выходить из игры только для того, чтобы иметь возможность опомниться и собраться с силами, то это не может действовать ни поощряющим, ни угнетающим образом на занимающихся. Вообще, руководство играми – очень трудная задача, так как дети сами управляют ими, а преподаватель остается в стороне, не принимая участия в их проведении. Но на самом деле он постановкой дела, постоянными разъяснениями должен направлять эти занятия именно так, чтобы они вполне соответствовали поставленным целям и чтобы играющие приучились относиться к этим занятиям только в нужном направлении. Для этого он должен сам хорошо понимать смысл и значение приведенных правил и не допускать со своей стороны ни малейшего произвола в размышлениях и действиях, а также уметь всегда при любых обстоятельствах оставаться объективным по отношению к ученикам.

Начинать занятия следует с такой игры, которая знакома детям, а затем не нагружать их новыми играми, так как при поступлении в школу ребенок встречается с новой для него обстановкой и новыми условиями занятий, а следовательно, получает много новых впечатлений; вместе с тем, необходимо помнить, что если игра достаточно усвоена детьми, то не следует проводить ее долгое время на одном и том же уровне, а нужно стараться каждый раз последовательно усложнять ее, вносить в нее что­нибудь новое для поддержания интереса занимающихся. Наибольшее удовольствие доставляют детям те игры, в которых все участвуют одновременно.

Игры могут быть разделены на следующие группы:

1) игры простые, в которых каждый участник преследует свои цели без отношения к другим играющим;

2) командные игры, где каждый участник своими действиями стремится поддержать интересы своей команды.

Первая группа

Простые игры

Во всех играх первой части этой группы упражнения состоят, главным образом, в беге, причем каждый играющий старается с возможно большей быстротой и ловкостью исполнить свою задачу: один старается догнать и запятнать, а другой – уйти от догоняющего. Таким образом, легко появляются условия для соревнования, чему руководитель, однако же, должен противодействовать, никого не поощряя и не подстрекая, чтобы не превратить игру в спортивное соревнование, которого на данном этапе нельзя допустить, как и всего того, что связано с сильными ощущениями.

В игре занимающийся должен сам себя подбадривать без подстрекательства извне, чтобы приучаться всегда и все делать по собственному побуждению с целью самосовершенствования, без всякого соревнования и первенства над другими. Это зависит от степени объективности руководителя и от отсутствия поощрений и похвал; он только подтверждает факт, как явление естественное, не допуская ни в коем случае какоголибо восхваления догоняющего. Во всех простых играх каждый участвующий следит за своими действиями и изменяет их по знаку учителя, не руководствуясь

при этом какимилибо общими положениями и не сообразуясь с интересами других.

Во второй части этой группы игр занимающиеся упражняются, главным образом, в метании мячей различной величины и плотности: это может быть как катание деревянных шаров по полу в направлении определенной цели, так и метание мячей в подвижную цель.

Можно также различать игры с бегом и прыжками, игры с метанием, игры с борьбой.

Вторая группа

Игры сложные, или командные

Игры этой группы сложнее предыдущих: они ведутся с большей продолжительностью, требуют большего напряжения и постоянно возрастающего внимания. При помощи этих игр занимающиеся приучаются сами управлять своими действиями, соблюдая общие правила; они убеждаются в том, насколько такое соблюдение важно при достижении общей цели и как это упрощает взаимоотношения между людьми.

В этой группе игр применяются упражнения, связанные с постепенным нарастанием напряжения и увеличением продолжительности занятий; вообще, здесь следует применять все то, что было пройдено в систематическом курсе, и следить за соответствием нагрузки уровню сил и умений занимающихся. Кроме того, благодаря этим играм между учениками устанавливаются более серьезные товарищеские отношения, создаются условия, способствующие их нравственному развитию. Дети сами руководят играми.

Продолжение следует