Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2008

МЕТОДИКА. ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА

Спортивно-прикладной туризм

Элективный курс для 10–11-х профильных классов

Программа рассчитана на 20 часов. Курс предусматривает консультационную работу с учащимися, повторение и применение полученных знаний, а также контроль знаний учащихся.
Программа обсуждалась в МОУ СОШ № 5 пос. Новочунка Чунского района Иркутской области. Рекомендуется для работы в средних школах.

Пояснительная записка

Детско­юношеский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что дет­ско­юношеский и молодежный туризм – важный способ передачи молодежи накопленного человечеством жизненного опыта и материально­культурного наследия, формирования жизненно важных ценностей, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

В основе курса лежат теоретические и практические сведения по спортивно­прикладному туризму. Элективный курс предусматривает использование следующих форм работы: лекции, практические занятия (тренировки), семинары, экскурсии, консультации и походы.

Результатом изучения данного курса будет организованный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, решить для себя вопрос о выборе профиля дальнейшего обучения, получить заряд положительных эмоций от общения с природой.

Вероятно, не каждый ученик, прошедший данный курс, решит сделать туризм своей основной профессией, но, освоив данную программу, он получит практические навыки выживания в экстремальных ситуациях, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.

Статья опубликована при поддержке компании "Кастур", оказывающей профессиональную помощь физическим лицам в оформлении заграничных стандартных и биометрических паспортов, заполнении анкет на загранпаспорт, а также оформлении паспортов граждан РФ.Гражданам РФ, выезжающим за рубеж не чаще двух раз в год, имеет смысл оформить загранпаспорт на 10 лет — биометрический. Сорока шести страниц паспорта будет достаточно для этого периода. Если же выезды за границу случаются чаще, биометрический паспорт будет испещрен визами и штампами еще до истечения срока действия. Для активных путешественников рекомендуется более дешевый загранпаспорт старого образца, который можно менять каждые 5 лет. Обращайтесь в "Кастур" и Вам помогут оформить загранпаспорт даже в том случае, если до отъезда остались считанные дни! С подробной информацией о порядке оформления документов, об услугах, оказываемых компанией, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте castour.ru.

Цели курса

В результате прохождения программы данного курса учащиеся должны:

иметь представление:

1) об истории развития туризма;
2) о классификации туризма;
3) о месте туризма в современном российском обществе;
4) об особенностях физической подготовки туристов различной направленности;
5) об уровне развития спортивного туризма в России;

знать:

1) как развивать основные физические качества, необходимые туристу (силу, выносливость, быстроту);
2) свой уровень физической подготовленности и функциональные возможности своего организма;
3) особенности природных условий родного края;
4) основные правила поведения в лесу (в походе);
5) как приготовить пищу с использованием природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы);
6) как вести себя в экстремальной ситуации;
7) правила проведения соревнований по туризму;
8) стандартные международные знаки «земля – воздух»;

уметь:

1) запоминать пройденный путь и пользоваться дорожными знаками;
2) готовить личное снаряжение в зависимости от сезона;
3) читать топографическую карту;
4) ориентироваться на местности без карты (с компасом и без компаса);
5) выбрать место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя (на случай ночлега под открытым небом);
6) приготовить пищу на костре;
7) преодолевать сложные участки пути (бурелом, переправа по бревну, по камням через реку, по кочкам через болото);

иметь навыки:

1) разведения костра в любую погоду;
2) установки палатки в любых условиях;
3) оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях и перевязки при несложных ранениях.

Задачи курса

1. Дать базовые знания по разделу «Спортивноприкладной туризм».
2. Способствовать формированию интереса к окружающей природе, среде обитания и мотивации к познанию через занятия туризмом.
3. Способствовать развитию интереса к трудовой деятельности, формировать у учащихся навыки гигиены, охраны труда, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Структура курса

Учебный план курса

Номер темы

Ссылка на цели

Тема

Кол-во часов

Деятельность учащихся

1

Иметь представление – 1, 2, 3
Знать – 4

Что такое туризм?

1

Участие в беседе,

запись лекции

2

Иметь представление – 4
Знать – 1, 2
Уметь – 7

Физическая подготовка туриста

3

Запись лекции, работа в группах для выполнения практических заданий, тренировка

3

Уметь – 2, 5
Иметь навык – 1, 2

Туристическое снаряжение

3

Запись лекции, работа в группах, работа с раздаточным материалом, тренировка

4

Знать – 3
Уметь – 1, 3, 4

Топография и ориентирование

2

Запись лекции, участие в беседе, практическая работа, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа

5

Знать – 5
Уметь – 6

Питание в туристическом походе

1

Запись лекции, работа в группах, работа с раздаточным материалом, решение практических задач

6

Знать – 3, 4, 5, 6, 8
Уметь – 4, 5
Иметь навык – 1, 2, 3

Экстремальные ситуации в походе

2

Запись лекции, самостоятельная работа, практическая работа

7

Иметь представление – 2, 5
Знать – 7

Туристические слеты и соревнования

1

Запись лекции, работа с раздаточным материалом

8

Уметь применять полученные знания на практике

Однодневный поход

6

Подготовка личного и группового снаряжения, движение по маршруту, бивуачные работы, ориентирование на местности

9

Иметь представление – 2
Знать – 1, 3, 4, 8
Уметь – 3, 4
Иметь навык – 3

Итоговое занятие

1

Беседа, консультация, тестирование

Содержание программы

1. Что такое туризм? (1 ч)

Лекция – 1 ч.

Туристические путешествия, история развития туризма. Организация туризма в России. Туристические возможности родного края.

2. Физическая подготовка туриста (3 ч)

Лекция – 1 ч.

Основные физические качества, необходимые туристу (сила, выносливость, быстрота). Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка.

Практика – 2 ч.

Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения на развитие силы. Прохождение врачебного контроля.

3. Туристcкое снаряжение (3 ч)

Лекция – 1 ч.

Понятие о личном и групповом снаряжении. Типы рюкзаков, спальных мешков, палаток; преимущества и недостатки каждого типа. Снаряжение для зимних походов. Групповое снаряжение, требования к нему.

Практика – 2 ч.

Укладка рюкзаков. Установка палаток. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Разжигание костра. Вязание узлов.

4. Топография и ориентирование (2 ч)

Лекция – 1 ч.

Работа с компасом. Ориентирование по горизонту. Азимут.

Ориентирование на местности по предметам. Топографические карты, значение топографических карт для туристов.

Практика – 1 ч.

Ориентирование по карте и по компасу, определение азимута на заданный предмет. Определение расстояния до недоступного предмета.

5. Питание в туристcком походе (1 ч)

Лекция – 1 ч.

Значение правильного питания в походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка, переноска продуктов в рюкзаках.

6. Экстремальные ситуации в походе (2 ч)

Лекция – 1 ч.

Действия в случае потери ориентировки. Международные знаки «земля – воздух». Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приготовление пищи с использованием природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы).

Практика – 1 ч.

Приемы транспортировки пострадавшего. Оказание первой медицинской помощи, перевязки при несложном ранении.

7. Туристские слеты и соревнования (1 ч)

Лекция – 1 ч.

Правила организации и проведения туристcких соревнований учащихся Россий­ской Федерации. Положение о соревнованиях. Классификация соревнований. Условия проведения соревнований.

8. Поход выходного дня (6 ч)

Подготовка к походу. Личное и групповое снаряжение. Организация туристского быта. Привалы. Питание. Ориентирование. Правила движения в походе, преодоление препятствий.

9. Итоговое занятие (1 ч)

Подведение итогов похода. Тестирование.

Изучение курса завершается для ученика выдачей сертификата о прохождении данного курса в соответствии со школьным Положением о прохождении элективного курса.

Итоговый контроль предусматривает проверку теоретических знаний, умений, навыков прикладного туризма.

Литература

1. Смирнов Д.В. Программы дополнительного образования детей. Вып. 4. Оздоровительно­познавательный туризм. – М.: Советский спорт, 2003.

2. Смирнов Д.В. Программы дополнительного образования детей. Вып. 5. Спортивный туризм: туристское многоборье: В 2 ч. Ч. 2 // В кн.: Этапы туристско­спортивной подготовки: учебнотренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства / Авт.сост. Ю.М. Логусев, А.И. Зорин, Д.В. Смирнов; под общ. ред. Д.В. Смирнова. – М.: Советский спорт, 2003.

Олег ЕРМОЛОВИЧ,
МОУ СОШ № 5,
пос. Новочунка,
Иркутская обл.