Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2008

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ

Решение V Всероссийской научно-практической конференции «Дети России образованны и здоровы»

Участники V Всероссийской научнопрактической конференции «Дети России образованны и здоровы» единодушно отмечают, что проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения и повышения качества образования учащихся образовательных учреждений требуют проведения целенаправленной государственной политики и активной деятельности структур гражданского общества.

Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации до 1 марта 2008 года разработать Концепцию развития детскоюношеского спорта на 2009–2015 годы, положив в ее основу расширение возможностей для занятий спортом в образовательных учреждениях (Пр-1766 от 2 октября 2007 года).

Участники конференции отмечают, что в последние годы в различных регионах Российской Федерации успешно апробируются новые формы организации физического воспитания, демонстрирующие более эффективное решение задач укрепления здоровья учащихся, повышения уровня физической подготовленности, воспитания физических качеств, физического совершенствования, формирования здорового образа жизни.

Одним из наиболее перспективных инновационных проектов является формирующееся в последние годы движение «Дети России образованны и здоровы (ДРОЗД)». Суть этого движения состоит в органическом сочетании общего образования и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности.

В реальных условиях деятельности образовательных учреждений в рамках модели «ДРОЗД» разработана эффективная форма взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, спортивных и общеобразовательных школ, позволяющая увеличить еженедельные объемы физкультурнооздоровительных и спортивных занятий; привлечь в общеобразовательные школы и дошкольные учреждения тренеров спортивных школ; обеспечить преемственность и методическую последовательность физического воспитания и спортивной подготовки на разных этапах развития личности.

Особенностью инновационной модели «ДРОЗД» является еще и то, что долевое финансирование организации физкультурнооздоровительной и спортивной работы в образовательных учреждениях осуществляется за счет средств отечественного бизнеса, в частности, компании «ФосАгро». Дополнительное финансирование позволяет организовать проведение мониторинга уровня физического здоровья и физической подготовленности учащихся, проводить комплексный медицинский контроль здоровья учащихся, обеспечивать учебный процесс спортивным инвентарем и оборудованием, осуществлять текущий ремонт спортивной базы и т.д. Практика показала, что эта модель может быть наиболее эффективно применена в территориях, имеющих градообразующие предприятия частных компаний.

Движение «Дети России образованны и здоровы» активно поддерживается Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по физической культуре и спорту, а также общественными организациями: комиссией Общественной палаты Российской Федерации по формированию здорового образа жизни, Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации» и Всероссийским добровольным обществом «Спортивная Россия».

В разных регионах Российской Федерации развернута работа по организации мониторинга физического здоровья и уровня физической подготовленности детей, подростков и молодежи. Получены результаты, подтверждающие высокую эффективность организации мониторинга в массовых масштабах, на уровне отдельных образовательных учреждений, городов, областей, республик. К сожалению, на федеральном уровне отсутствует понимание значимости организации всероссийского мониторинга физического здоровья и уровня физической подготовленности детей, подростков и молодежи.

Сегодня назрела необходимость в модернизации всей системы физического воспитания в образовательных учреждениях, приведении этой системы в соответствие с требованиями времени по таким направлениям, как: 1) улучшение материально-технической спортивной базы в образовательных учреждениях; 2) совершенствование содержания физического воспитания; 3) совершенствование форм организации физического воспитания; 4) совершенствование методического обеспечения процесса физического воспитания и т.д.

Одним из главных направлений модернизации содержания физического воспитания должно стать повышение эффективности урока физической культуры. Такая модернизация предусматривает обновление содержания урока, широкое использование новейших методик, физкультурно-оздоровительных технологий и программ, последних достижений педагогической науки. Необходимо также строить процесс физического воспитания, особенно в старших классах, с учетом уровня физической подготовленности, интересов и мотиваций учащихся. Сегодня у учащихся существует острая потребность в знаниях о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Нуждается в совершенствовании система оплаты труда тренеровпреподавателей. Для качественной подготовки спортивного резерва необходимо стимулировать тренеровпреподавателей, работающих на начальных этапах подготовки.

Назрела необходимость в налаживании более эффективной системы повышения квалификации учителей физической культуры и тренеровпреподавателей. В настоящее время идет процесс интенсивного поиска новых форм организации процесса физического воспитания и новых физкультурнооздоровительных технологий, методик и программ. Практика нуждается в налаживании эффективной системы обмена опытом работы среди учителей физической культуры, тренеровпреподавателей.

1. Принимая во внимание значимость инновационной деятельности для модернизации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, создать при Министерстве образования и науки Российской Федерации Межведомственный координационный совет по инновационной деятельности с целью организации, обобщения, анализа и контроля инноваций, направленных на укрепление здоровья учащихся образовательных учреждений средствами физической культуры.

2. Организовать на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации крупномасштабный эксперимент по апробации наиболее эффективных инновационных проектов («Дети России образованны и здоровы»; «Спортивно-ориентированное физическое воспитание»; «Президентские состязания»; «СпАрт» и др.) в различных регионах Российской Федерации. Разработать программу единого эксперимента на федеральном уровне, утвердить экспериментальные площадки и по итогам эксперимента определить перспективы распространения положительного опыта работы в масштабах всей страны.
В рамках эксперимента отработать в разных регионах Российской Федерации модели межведомственного взаимодействия государственных органов (управления образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом и др.), общественных и коммерческих организаций в решении вопросов преемственности физического воспитания на разных этапах развития человека (дошкольные организации, общеобразовательные учреждения, детскоюношеские спортивные школы, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения и т.д.).
Рассмотреть возможность разработки национального проекта «Формирование здоровья детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта».

3. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации организовать на федеральном уровне Всероссийский мониторинг физического здоровья и уровня физической подготовленности учащихся образовательных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 года «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

4. С целью создания необходимых материально-технических условий для полноценных занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных учреждениях и спортивных школах внести в национальный приоритетный проект «Образование» дополнения по укреплению спортивной базы общеобразовательных и спортивных школ и приведению этой базы в соответствие с нормативами обеспеченности (по аналогии с программой повсеместной компьютеризации всех общеобразовательных школ). Предусматривать для этих целей выделение средств из федерального бюджета в течение 2008–2014 годов по заявкам субъектов Российской Федерации до полного обеспечения образовательных учреждений спортивными сооружениями.

5. Внести дополнения в Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы, предусматривающие обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием в течение пяти лет (2009–2013 годы) всех общеобразовательных и спортивных школ.

6. Внести дополнения в Федеральную целевую программу «Дети России» на 2006–2010 годы, в подпрограмму «Здоровое поколение» – всероссийское обследование уровня здоровья и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в 2009 году и в последующие годы. Проводить это обследование параллельно с проведением мониторинга состояния системы физического воспитания в образовательных учреждениях.

7. Разработать систему стимулирования тренеровпреподавателей, работающих в спортивных школах на начальном этапе подготовки, повысив норматив оплаты труда на одного занимающегося: на первом году обучения – на 3,5%, на втором – на 4%, а также предусмотреть в критериях присвоения тренерам квалификационных категорий показатели работы в детскоюношеском спорте. Обратить особое внимание на поддержку молодых специалистов.

8. Изучить опыт поддержки отечественным бизнесом образовательных учреждений по вопросам укрепления здоровья учащихся и развития физической культуры среди детей, подростков и молодежи (создание фондов поддержки образования, реализация социальных программ бизнеса, благотворительные акции и т.д.). В частности, обобщить опыт реализации социальных программ промышленных градообразующих предприятий, активно сотрудничающих с образовательными учреждениями с целью подготовки рабочих кадров и специалистов для собственных нужд.
Провести встречи заинтересованных организаций с представителями бизнессообщества по вопросам координации социальных программ отечественного бизнеса, направленных на поддержку детскоюношеского спорта, и выработки механизмов стимулирования отечественного бизнеса, активно поддерживающего программы укрепления здоровья детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта. Разработать и принять декларацию бизнессообщества о стратегической поддержке развития отечественного детскоюношеского спорта.

9. Расширить участие общественных организаций в развитии детскоюношеского спорта. Подготовить предложения по стимулированию общественных организаций в случае их активного участия в решении задач развития детскоюношеского спорта. Привлечь всероссийские спортивные федерации (союзы, ассоциации и т.д.) к разработке программ развития видов спорта в Российской Федерации в части подготовки спортивного резерва.

10. Разработать и осуществить комплекс мероприятий, направленных на увеличение объемов информации в СМИ по вопросам развития детскоюношеского спорта в России, раскрытия большого потенциала спорта в становлении личности, формирования моральноволевых и эстетических качеств, социальной активности и гражданской ответственности.

11. С целью ускорения процесса обновления методического арсенала учителей физической культуры и тренеровпреподавателей, широкого распространения новейших достижений науки в области укрепления здоровья и совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях расширить выпуск методических материалов и усовершенствовать систему повышения квалификации специалистов на базе имеющихся педагогических и физкультурных вузов с привлечением к этой работе всероссийских федераций (союзов, ассоциаций).

12. Обратиться к руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой о всесторонней поддержке движения «Дети России образованны и здоровы» на своих территориях.