Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2008

МЕТОДИКА. АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Фигурное катание на уроках физкультуры

(5–9-е классы)

Перетяжка (параграф) (S, §)

Перетяжка, соединенная с голландским шагом, является основой всех «параграфов» и «восьмерок».

Параграфы – единственные фигуры, которые не заканчиваются на каждой ноге вполне. Параграф начинается с полукольца, затем следует перетяжка и полный голландский шаг (кольцо) на другом ребре.

После окончания кольца следует простой переход на другую ногу, и повторяется то же самое.

В целом получается фигура, состоящая из трех колец, напоминающая знак «§». Таким образом, параграф в смысле ходов есть «несимметричная» фигура: если первая половина начинается, например, с I1, то вторая – с II2.

Обе перетяжки должны быть поблизости продольной оси и все три кольца – одинаковой величины. Кроме того, каждое крайнее кольцо должно соответствовать всем требованиям правильного голландского шага. Перетяжку необходимо делать так, чтобы после нее можно было исполнить любую фигуру (см. сложные параграфы и восьмерки). Следует иметь в виду, что взмах свободной ноги значительно усиливает ход.

Перетяжка впереднаружу – впередвнутрь (S1–2). В течение первого полукруга свободная нога идет над следом и сзади несущей. При приближении к продольной оси свободная нога, выпрямившись, с вытянутым носком выносится вперед (предварительное положение) и сразу же широким и энергичным взмахом идет обратно, содействуя переносу центра тяжести тела на другую сторону и тем самым вызывая перемену ребра с наружного на внутреннее (разрешение). В самый момент перемены ребра несущая нога выпрямляется в колене, после чего снова немного сгибается. Плечи и корпус после перетяжки поворачиваются в сторону нового закривления.

Тело, перейдя в новую поверхность движения, принимает положение соответствующего голландского шага.

Все движения должны быть исполнены плавно и мягко, без рывков и толчков. Тогда и след на льду получится плавный, без углов и впадин.

Перетяжки другими ходами исполняются аналогично описанной, только в S2–1 и S4–3 взмах свободной ноги производится в обратном направлении (назад – вперед). Перетяжка 4–3 очень неудобна для исполнения, поскольку свободная нога должна сделать взмах вперед, в то время как она уже находится впереди, т.е. без предварительного размаха назад. Так как фактически это сделать невозможно, то приходится перед перетяжкой отводить свободную ногу немного назад и быстро делать новый взмах вперед; все эти движения должны производиться почти после толчка, что очень неудобно. Свободная нога должна проходить мимо несущей как можно ближе к последней.

Очень полезно предварительно поупражняться в переносе центра тяжести при помощи взмахов свободной ноги не на льду, а в комнате. Когда движения свободной ноги будут усвоены, можно начать делать перетяжки на льду; при этом рекомендуется упражняться сначала одним ходом, описывая фигуру, изображенную на рисунке ниже, а затем уже переходить к целому параграфу.

Тройка (Т)

Тройка – одна из самых легких и приятных фигур. Сам поворот удается легко, нужно только добиться, чтобы обе дуги – до и после поворота – были приблизительно одинаковы.

Поворот производится по закривлению первой дуги. Для того, чтобы удержать вторую дугу от слишком сильного закривления, в предварительном положении корпус поворачивается в сторону закривления как можно больше. В момент разрешения несущая нога резко и четко выполняет поворот на 180°, меняя ребро и фронт; корпус же, который был повернут в сторону закривления, в этот момент вращается (относительно таза и бедер) в обратную сторону. Со стороны должно создаться впечатление, что корпус остался неподвижным. Само «вращение корпуса» не должно быть резким.

Для точного исполнения тройки кривизна первой дуги увеличивается по мере приближения к продольной оси, на которой должна лежать точка поворота. Вторая дуга несколько закривляется к концу для более удобного толчка.

Весьма характерным в тройках является ведение свободной ноги, которая находится все время сзади и снаружи следа.

В тройке назад­внутрь (Т4) свободная нога после поворота остается в той же точке, что и до поворота.

Но вследствие перемены фронта этот момент субъективно воспринимается как отбрасывание свободной ноги назад. В школьной тройке № 7 (I1–II1) имеется переменный переход I4–II1.

Положение тела во время исполнения второй дуги тройки должно напоминать соответствующий голландский шаг. Взгляд обращен в направлении движения.

 

Петля (П)

Для того, чтобы понять сущность исполнения этой фигуры, надо помнить о пределе спирали и о том, что во время исполнения самой петли поверхность движения образует конус, в вершине которого находится голова.

Начинать петлю необходимо с очень слабым ходом, так как скорость для второй дуги («выезда») дается только движением свободной ноги и поэтому не может быть велика; обе же дуги должны быть одинаковой величины.

Размер этой фигуры очень невелик: по продольной оси 6–8 шагов. Общее указание – «делай петлю позже». Путь свободной ноги показан на рисунке ниже.

Фигура начинается, как соответствующий голландский шаг, но с меньшей силой, с большим наклоном тела и с неуклонно возрастающей кривизной дуги. Колено несущей ноги сильно согнуто. Свободная нога держится внутри следа, содействуя большему закривлению. По достижении «предела спирали», когда половина петли уже выписана, свободная нога энергично выносится в сторону движения и, выпрямившись, является маховиком для большей инерции и одновременно – плавности вращательного движения. Если петля исполняется наружу, то свободная нога в своем взмахе проходит как можно дальше от несущей; если же внутрь, – то как можно ближе. На последней четверти петли несущая нога выпрямляет колено, свободная нога выносится еще раз по направлению движения и далее держится снаружи следа, чтобы препятствовать дальнейшему завихрению дуги. Спина держится выпрямленной, чтобы поверхность движения не выходила за пределы конуса. Малейшее сгибание спины вызывает уклонение от требуемой поверхности движения, и фигура не выходит.

При правильном исполнении петля должна получиться не круглой, а продолговатой формы, но без острого угла. Продольная ось симметрии должна рассекать петлю на две равные части.

Петля впереднаружу (П1). Относительно этой петли дается следующий совет: «Положение тела во время исполнения петли должно быть таким, чтобы рука свободной ноги могла коснуться кармана на несущей ноге». Замечание это весьма ярко характеризует сильно повернутое в сторону закривления положение корпуса.

Петля исполняется на самом задке конька. Смотреть – в направлении движения. Свободную ногу выносить в самый момент остановки хода.

 

Петля впередвнутрь (П2) – самая удобная из петель. Свободная нога после описания половины петли выносится вперед и скрещивается с несущей для получения не слишком загнутого выезда. Петля исполняется на задке конька.

Петля назад­наружу (П3) – самая трудная. Свободная нога вначале скрещена спереди и держится внутри следа. Бедро свободной ноги прижато к несущей. Петля исполняется на передке конька. Свободная нога выносится назад. Рекомендуется разучивать эту петлю вначале на двух ногах, так как на ней легко упасть назад. Добиться длинного выезда из этой петли весьма трудно.

Петля назад­внутрь (П4) – дается сравнительно легко. Трудность заключается только в описании второй дуги, которая после петли на передке конька стремится к очень сильному закривлению. Свободная нога делает взмах спереди назад. Смотреть можно на сделанную петлю – она перед глазами. Все петли необходимо часто тренировать, иначе они забываются, и приходится разучивать их вновь.

Петля – последняя из основных фигур. Затем начинаются сложные фигуры, основанные на комбинациях основных фигур. Из сложных фигур три: скобка, крюк и выкрюк – приближаются к основным, так как часто входят в качестве элементов в комбинированные фигуры школьного и произвольного катания.

Двойная (двукратная) тройка (ДТ)

Если фигурист хорошо изучил тройку, то двойные тройки не вызовут затруднений. Каждая тройка из пары исполняется так же, как и простая тройка, некоторая разница имеется только в ведении свободной ноги. ДТ обычно удается при первых же попытках ее исполнить. Следует добиться, чтобы все три дуги были приблизительно равны по величине и кривизне и чтобы средняя дуга пересекала продольную ось симметрии под прямым углом.

Скобка (С)

Скобка – это прежде всего такая фигура, которая исполняется в один прием.

Если взять скобку очень большой величины и стараться скопировать на льду «фигурную скобку» «{», от которой данная фигура получила свое название, то исполнение такой фигуры будет следующее: ГSТSГ. На самом же деле скобка исполняется только одним поворотом (против закривления первой дуги) и перетяжки не содержит. Так же, как и в тройке, одновременно с переменой фронта (поворотом) происходит перемена ребра.

Скобка, называемая понемецки обратной тройкой, требует предварительного положения, диаметрально противоположного тройке; таково же и разрешение. Точка поворота лежит на продольной оси симметрии.

Скобка впереднаружу – назад­внутрь (С1–4). По мере приближения к продольной оси корпус поворачивается против закривления, и свободная нога идет вперед.

Руки следуют за корпусом. Сам поворот производится быстро, на передке конька; одновременно с этим руки и корпус переносятся в сторону закривления (т.е. вращение корпуса идет против поворота, как и в тройке). Перед самым поворотом свободная нога приближается к несущей и после поворота снова идет вперед.

 

Вначале очень трудно удержать тело в прежней поверхности движения. Сделать это можно только при правильном предварительном положении. Если корпус не будет повернут против закривления, то после поворота тело стремится перейти в новую поверхность движения, обращая скобку в выкрюк. Большую помощь оказывает напоминание самому себе о перемене ребра.

Скобки 2–3 и 3–4 имеют в исполнении много общего с описанной скобкой. Рисунок и детальное продумывание движений позволят сравнительно легко изучить эти скобки.

Скобка назад­внутрь – впереднаружу (С4–1) удается легко. В момент поворота свободная нога должна проходить как можно ближе к несущей, тогда вершина скобки получится ясной и острой.

Помимо этого, существует несколько иной способ исполнения скобок, но ввиду общепринятости описанного нами способа мы останавливаться на и не будем.

Крюк (К)

Крюк является самой трудной из школьных фигур, кроме некоторых сложных восьмерок. В школьном катании крюк исполняется только в виде параграфа, причем начинается с полукруга, затем следует поворот и целый круг в новом направлении.

 

Крюк есть тройка и перетяжка одновременно. Как тройка, так и перетяжка содержат перемену ребра, ребер же всего два; следовательно, при одновременном исполнении ребро конька не меняется. В этом­то и заключается главная трудность крюка. Если хотя бы на короткий момент произошла смена ребер, то это будет уже не крюк, и оценка такому исполнению – нуль. Хорошее исполнение крюка чрезвычайно красиво. Выезд в новом направлении производит очень сильное впечатление.

Крюк впереднаружу – назад­наружу (К1–3). В течение первой полудуги тело постепенно приводится в предварительное положение: корпус поворачивается по закривлению, свободная нога идет вперед и немного скрещивается с несущей. Руки следуют за корпусом. Колено несущей ноги сгибается довольно сильно. По достижении продольной оси производится разрешение: свободная нога выносится еще больше вперед, несущая нога выпрямляется в колене. Конек на задке с хрустящим звуком въезжает в острие крюка, сейчас же переходит на передок и поворачивается на 90° по закривлению, меняя фронт и оставаясь все время на наружном ребре. Одновременно с поворотом конька свободная нога откидывается назад (как в перетяжке), скрещивается с несущей сзади и идет внутри следа новой дуги. Одновременно же с поворотом корпус вращается в сторону закривления новой дуги. Это вращение корпуса, усиленное движением рук, помогает всему телу удержаться в новой поверхности движения. Несущая нога сейчас же после разрешения сгибается в колене.

Как видно, предварительное положение крюка весьма неустойчиво; поэтому необходимо принимать предварительное положение только перед самым моментом поворота и сейчас же переводить его в разрешение. Когда тело твердо установится в новой поверхности движения, свободная нога идет снаружи следа, чтобы противодействовать слишком сильному завихрению кольца. Голова и взгляд все время обращены в направлении движения. Самый поворот крюка отнимает много хода (скорости). Для полного окончания фигуры ход дается плавным приседанием на несущей ноге, причем конек с особым «вкусным» хрустом описывает более или менее правильный круг.


Крюк назад­наружу – впереднаружу (К3–1) гораздо легче предыдущего и отличается от него ведением свободной ноги.

Перед поворотом конек идет на передке и лишь в самый момент поворота переходит на задок. Смотреть следует все время в направлении движения.

Крюки 2–4 и 4–2 в своем исполнении имеют много общего с наружными крюками. Но, как и во многих фигурах, исполняемых внутренними ходами, свободная нога меньше помогает переходу в новую поверхность движения, что в этих крюках приходится выполнять только движением корпуса.

Для изучения крюка необходимо тщательно разобраться в движениях и, прежде всего, в самой фигуре. Острие крюка направлено внутрь первой дуги. Поворот конька происходит по закривлению, но ребро не меняется. Изучить все движения можно в комнате и, разобравшись в их значении, перенести дальнейшее изучение на лед. Описанные выше движения разрешения весьма сложны и происходят все одновременно. Однако для исполнения крюка необходимо усвоить именно эти движения, так как при других движениях чисто исполнить однореберный крюк невозможно. Множитель трудности всех крюков – 4.

Выкрюк (В)

Рисунок этой фигуры на первый взгляд мало отличается от крюка. Разница заключается в том, что острие выкрюка направлено наружу первой полудуги.

Запомнить разницу между К и В можно следующим образом: в законченном параграфе из двух отдельных крюков острия крюков обращены друг к другу, в выкрюке острия смотрят в разные стороны.

Крюк является соединением тройки и перетяжки, а выкрюк можно рассматривать как соединение скобки и перетяжки, исполняемых одновременно. Как и в крюке, здесь так же и по тем же причинам отсутствует перемена ребра.

При объяснении элемента «скобка» упоминалось о том, что после поворота (против закривления) трудно удержать тело в прежней поверхности движения и что скобка стремится превратиться в выкрюк. Отсюда следует, что выкрюк намного легче крюка, так как переход в новую поверхность движения после «скобкового» поворота является более естественным. Из этого же следует, что предварительное положение выкрюка ничем не должно отличаться от предварительного положения скобок; так оно и есть на самом деле. Разрешение же выкрюка иное, поскольку преследует цель, противоположную скобке.

Выкрюк впереднаружу – назад­наружу (В1–3).

На первой полудуге, приблизительно в точке а, свободная нога идет вперед, делает взмах и сейчас же скрещивается с несущей ногой сзади (внутри следа).

Разрешение: конек несущей ноги поворачивается на 180° против закривления (как в скобке), меняя фронт, но оставаясь все время на наружном ребре (см. схему).

Свободная нога снова выносится вперед, отчего тело приобретает наклон наружу (в противоположность скобке). Сам поворот должен лежать на продольной оси симметрии.

Выкрюки 2–4 и 3–1 исполняются аналогично описанному. Выкрюк 4–2 требует для своего исполнения полного выпрямления корпуса. Рекомендуется даже откидывать корпус и голову назад.

Как крюк, так и выкрюк никогда не даются сразу, особенно крюк, который требует длительной и настойчивой тренировки. Предупреждаем, что при изучении выкрюков легко упасть.

Отсутствие перемены ребра доказывается характерным коротким свистящим звуком, вроде «цт!», производимым лезвием конька в момент поворота. Множитель трудности всех выкрюков – 3.

Елена МИРОНОВА,
г. Зеленодольск,
Республика Татарстан