Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2008

МЕТОДИКА. ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА

Прикладная физическая подготовка

Элективный курс для 10–11-х классов (профессии станочного профиля)

Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду достичь искусства в ремесле.

П.Ф. Лесгафт

Среди рабочих немалое распространение имеет мнение, будто бы профессиональная физическая работа вполне может заменить рабочему физическую культуру... Это глубокое заблуждение... Физическая культура рабочего должна применяться к его профессии: башмачнику нужны одни упражнения, кузнецу – другие, почтальону – третьи, слесарю – четвертые и т.д. Поступить иначе – значит действовать по шаблону, не разбираться в требованиях организма и не считаться с профессиональными различиями в работе.

Проф. В.В. Гориневский

Пояснительная записка

Как показала практика, многие окончившие школу учащиеся вступают в жизнь без необходимой трудовой и физической подготовки, ощущая трудности при переходе на работу в народное хозяйство.

Выпускники школ, имеющие слабую общую и специальную физическую подготовленность, медленно адаптируются к условиям производства, быстрее устают, чаще склонны к перемене профессии. Общеобразовательная школа является первым звеном, где проводят профориентационную работу, формируют умения и навыки и совершенствуют физические качества учащихся, необходимые им в дальнейшей трудовой деятельности.

Трудовая подготовка осуществляется таким образом, чтобы молодые люди, приходя на производство, могли быстро изучить станок, приспособиться к производственным условиям, овладеть новейшей технологией. Это становится возможным лишь в том случае, если выпускники школ обладают определенным уровнем развития профессионально важных физических качеств, способны управлять своими движениями и совершать их экономно, без затрат лишней энергии. На выполнение этой комплексной задачи направлены занятия в школе физическими упражнениями с профессионально­прикладной направленностью. Причем профессионально­прикладная физическая подготовка не может быть изолированной, оторванной от общей физической подготовки. Наоборот, ее эффективность возможна только на базе ОФП – только их тесная взаимосвязь и позволит осуществлять подлинно разностороннее физическое воспитание школьников.

Цели ППФП:

  • содействие всестороннему физическому развитию;

  • достижение высокого уровня физической подготовленности, главным образом применительно к будущей профессии;

  • формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладеть профессиональной деятельностью, и воспитание специфических волевых качеств.

Характеристика профессий станочного профиля
(токари, фрезеровщики, шлифовщики, сверловщики)

Эти рабочие трудятся на токарных, фрезерных, сверлильных и других видах металлорежущих станков при ручном управлении ими в положении стоя. Обработка деталей сложной конфигурации требует точной координации движений рук, а также длительного сосредоточения внимания, чтобы правильно оценить точность и качество выполняемой работы.

Качество управления станком во многом зависит от того, насколько устойчива поза рабочего в вертикальном положении. Однако продолжительное пребывание в такой позе может стать причиной нарушения у станочников осанки и уплощения стопы, ухудшения кровообращения, особенно в суставах нижних конечностей.

Задачи:

  • Развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стопы.

  • Совершенствование равновесия в вертикальном положении, координации движений рук.

  • Развитие выносливости.

  • Развитие внимания и сосредоточенности.

  • Предотвращение нежелательных последствий трудовой деятельности – профессиональных заболеваний.

Данная программа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся изучают способы оценки своего здоровья, так как эти знания необходимы каждому человеку, как занимающемуся, так и не занимающемуся физической культурой. В процессе занятий физическими упражнениями необходимо знать простейшие методы самоконтроля для оценки своего здоровья. Самоконтроль необходимо вести и в период активных тренировок, и в дни отдыха. Самоконтроль позволяет осознанно регулировать нагрузки и помогает определить ранние признаки нарушения здоровья. Цель работы заключается в знакомстве с методами контроля и самоконтроля здоровья и физической работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями.

В практической части программы рассматриваются разновидности физических упражнений, направленных на развитие тех физических качеств, которые необходимы человеку для овладения конкретной профессией станочного профиля.

Учебно­тематический план

Темы

Лекции

Практические занятия

Всего часов

Теоретическая часть

1. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

 

1

 

1

2. Контроль за физическим развитием

1

 

1

3. Контроль за функциональным состоянием организма

1

 

1

4. Контроль за физической подготовленностью

 

1

1

5. Методы определения уровня здоровья

1

 

1

6. Рекомендации о количестве и содержании физических упражнений для развития и поддержания физического состояния

1

1

2

Практическая часть

7. Упражнения на развитие общей выносливости

 

6

6

8. Упражнения на развитие статической выносливости, устойчивости осанки, силы мышц–сгибателей и разгибателей туловища и рук

 

6

6

9. Упражнения на развитие внимания и подвижности нервных процессов

 

5

5

10. Упражнения на развитие координации и точности движений, пространственную ориентировку, дифференцирование мышечных усилий

 

6

6

11. Упражнения корригирующего характера

 

4

4

Итого часов

5

29

34

Содержание программы

Самоконтроль при занятиях физической культурой

Составление плана самостоятельных занятий. Что такое самоконтроль? Субъективные показатели. Объективные показатели.

Контроль за физическим развитием

Метод наружного осмотра и антропометрических исследований. Методы оценки осанки и телосложения. Осанка. Тип телосложения. Комплекция тела. Определение оптимальной массы тела.

Контроль за функциональным состоянием организма

Частота сердечных сокращений (ЧСС). Частота сердечных сокращений и физическая нагрузка. Измерение пульса. Артериальное давление (АД). Процедура измерения АД. Оценка функции внешнего дыхания.

Контроль за физической подготовленностью

Тесты, определяющие физическую подготовленность (подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, тест Купера). Таблицы определения степени подготовленности.

Методы определения уровня здоровья

Система комплексной оценки уровня здоровья. Клиникофункциональная характеристика уровня здоровья. Тест здоровья. Комплексная оценка уровня здоровья по В.И. Белову.

Рекомендации о количестве и содержании физических упражнений для развития и поддержания физического состояния

Частота занятий. Интенсивность занятий. Продолжительность занятий. Характер упражнений. Составная часть оздоровительных физкультурных занятий. Инструкция для занятий оздоровительной физической культурой. Составление комплексов упражнений.

Упражнения на развитие общей выносливости

Бег на 500 м, 1000 м, 1500 м, 2000 м. Преодоление полосы препятствий. Спортивные игры (регби, баскетбол, футбол, хоккей). Лыжные гонки. Плавание. Эстафеты. Туризм. Бег на коньках.

Упражнения на развитие статической выносливости, устойчивости, осанки, силы мышцсгибателей и разгибателей туловища и рук

Разновидности прыжков (на левой ноге, на правой ноге, из полного приседа, прыжки «лягушка», прыжки с переносом веса тела слева направо). Приседания с партнером на плечах. Перетягивания в парах. Единоборства (борьба без бросков). Перетягивание каната. Подвижные игры («Бой петухов», «Чехарда»). Бег на коньках. Хоккей. Лазание по канату. Разновидности бега по узкой опоре. Спуски с гор в высокой и низкой стойках.

Упражнения на развитие внимания и подвижности нервных процессов

Упражнения по сигналу (звуковому и зрительному). Сгибание рук в упоре по свистку. Бег с ускорением на
20 м. Приседание по сигналу преподавателя флажком. Бег с ускорением на 10 м. Броски теннисным мячом друг в друга с расстояния 3 м. Эстафеты с ведением мяча и бросками на точность. Игра в баскетбол двумя мячами. Подвижная игра «Мяч своему».

Упражнения на развитие координации и точности движений, ориентировку в пространстве, дифференцирование мышечных усилий

Броски теннисного мяча в стену с последующей ловлей поочередно правой и левой руками. Передача баскетбольного мяча в парах с последующей ловлей (двумя руками изза головы, с ударом о пол, двумя руками от груди, одной рукой). Броски баскетбольного мяча на точность в кольцо, в цель. Упражнения с мячами разной массы. Ведение мяча без зрительного контроля. Ловля мяча после кувырка. Жонглирование двумя мячами. Упражнения с эспандерами. Подвижные игры («К своему флажку», «К своему предмету»). Ходьба на лыжах.

Упражнения корригирующего характера

Разновидности ходьбы (на носках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы и др.). Перелезание с каната на канат. Прыжки с высокой опоры. Длинный кувырок через барьер высотой 30–40 см. Элементы единоборств. Броски теннисным мячом друг в друга.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физической культуры на профильном уровне ученик должен:

знать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

  • формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;

  • требования безопасности на занятиях физической культурой;

  • способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

уметь:

  • планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;

  • выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;

  • преодолевать полосы препятствий с использованием различных способов передвижения;

  • выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;

  • выполнять комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;

  • выполнять соревновательные упражнения и технико­тактические действия в избранном виде спорта;

  • осуществлять судейство в избранном виде спорта;

  • проводить физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);

  • выполнять простейшие приемы самомассажа;

  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

  • выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

  • подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России;

  • организации и проведения отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях.

Валентина ХАЛАМАН,
пос. Сосновка,
Тюменская обл.,
ХМАО