Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2008

МЕТОДИКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕЛОЧИ


Ничего особенного...

В «Президентских состязаниях» участвовали команды, ставшие лучшими в своих регионах, причем сегодня можно с уверенностью сказать: в большинстве регионов проводились соревнования, подобные Всероссийскому фестивалю «Президентские состязания», и эти команды стали победителями.
Вполне естественно предположить, что учителя, работающие с ними, используют какие­то особые методы преподавания. Какие? Есть ли нечто общее в их работе? Эти вопросы мы задавали учителям.
Все ответы начинались до смешного одинаково: «Методы? Да, собственно, никаких особенных методов нет». А потом, в ходе разговора, выяснялось…

– У меня в каждую разминку включены упражнения, которые развивают силу, ловкость, быстроту – все качества, включенные в Президентские тесты. Ребята настолько привыкли к этим упражнениям, что они не являются для них чем­то особенным – просто легкая разминка. А уроки я веду по обычной программе, как и все.

Вячеслав КРАСИКОВ,
Ульяновская обл.

– А у нас дети занимаются физическими упражнениями не только на уроках физкультуры. Наша школа называется «Школа здоровья», в ней есть множество мест, где можно подвигаться, поработать над своим телом. Главное – то, что ребята занимаются физкультурой с удовольствием, никто их не заставляет, не принуждает – они сами понимают, что им это нужно.

Вячеслав КОЧУК,
Любовь ИВАНИСОВА,
Иркутская обл.

– В этих состязаниях участвовал класс, с которым уже седьмой год мы занимаемся по особой программе. Когда ребята были в первом классе, мы предложили создать группу здоровья. Родители согласились, но сначала многие отнеслись к такой идее с опаской: не отразится ли это отрицательно на учебе? Суть заключалась в следующем: каждый день после уроков желающие собирались в спортзале школы, и мы с ними проводили час здоровья – все это время дети играли во всевозможные подвижные игры. Это давало возможность снять эмоциональное напряжение после уроков, учащиеся стали легче усваивать школьную программу. Каждый год упражнения усложнялись, что давало очень хорошие результаты, а самое главное – в идею поверили родители. Довольно скоро желание заниматься в группе здоровья приобрело массовый характер, нам стало не хватать ни мест для занятий, ни преподавателей. Помогли старшеклассники и студенты университета физической культуры, которые тоже стали проводить часы здоровья. Теперь в группах здоровья (ОФП) занимается каждый третий учащийся начальной школы. Дети после основных уроков дополнительно занимаются физической культурой либо в спортивном зале, либо на свежем воздухе – на спортивной площадке. Для занятий с такими классами был заключен договор в сотрудничестве со спортивной школой № 2: с ребятами занимаются тренеры по легкой атлетике. После этого многие наши ученики стали тренироваться и в спортивной школе. Ну, а летом – обязательно в поход – в горы недели на две.

Александр КАРАКУЛИН,
Инна КАРАКУЛИНА,
Краснодарский край

– Я очень люблю прыгать, и мои ученики тоже. И в спортзале, и на улице у нас нарисованы классики разной формы и величины. Дети прыгают, соревнуются, играют. Классики специально сделаны так, чтобы было трудно допрыгнуть до нужной цифры, но ребята часто еще и усложняют себе задачу: прыгают не на двух ногах, а на одной. Для младших классики поменьше, для старших – побольше. Мы размечаем их примерно так:

1

5

3

7

6

9

8

2

10

4

Елена ШЕЛУГИНА,
Мурманская обл.

– Мы устроили для ребят постоянное добровольное соревнование по Президентским тестам. Измерения проводим регулярно, все могут ознакомиться с результатами, но они влияют не на отметку, а на место в общем строе: те, кто набирает больше баллов, встают впереди, те, кто ухудшил свои результаты, – сзади. Ребятам нравится!

Надежда ШАРЯФЕТДИНОВА,
Виктор КУДРЯШОВ,
Москва

– Мы уже шестнадцатый год проводим в школе Малые Олимпийские игры. Это серьезное мероприятие, к которому все готовятся заранее. В Играх участвуют в основном ученики средней школы, а старшеклассники являются судьями и организаторами. Сначала в классах методом жеребьевки выбирают страны, которые будут принимать участие в Играх (каждый год список стран­участниц обновляется – так интереснее и взрослым, и детям). А еще в нашей школе многие ребята вместо экзамена выполняют творческие работы по физической культуре: пишут о наших земляках – спортсменах, анализируют последние Малые Олимпийские игры.

Александр ЛОГУТОВ,
Тверская обл.

Есть ли что­то общее во всех этих рассказах? Бесспорно.
Во­первых, учителя организуют работу с детьми так, чтобы каждый ученик мог заниматься физической культурой тогда, когда ему этого хочется, не только на уроках, но и во внеурочное время.
Во­вторых, у ребят взращивается, развивается и поддерживается желание двигаться, получать физическую нагрузку.
Вот, пожалуй, и все. Самая простая методика на свете… А методов, которыми можно увлечь ребят, на свете столько, сколько есть учителей, и мы будем продолжать рассказывать о них на страницах нашей газеты.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Анапа – Москва