Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2008

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Дартс

Меткость лучников и твердость королей

Неизвестно, кто, где и когда изобрел эту игру. Существует как минимум две легенды, каждая из которых хороша посвоему.

Согласно первой легенде, дартс – это игра королей, и изобрел ее английский король специально для любимой жены. Легенда гласит, что примерно 600 лет назад Генрих VII предложил своей супруге, которая обожала охоту, но по состоянию здоровья не смогла участвовать в погоне за королевской ланью, бросать дротики в изображение головы быка. Поэтому англичане до сих пор называют центр мишени «бычьим глазом».

Вторая легенда более земная. Многие думают, что дартс изобрели знаменитые английские лучники, неоднократно поражавшие французских рыцарей в Столетней войне, чтобы во время перерыва военных дей­ствий коротать время в пабах, но при этом не потерять свое мастерство. Чтобы не терять меткость глаза и твердость руки, в долгие зимние вечера они бросали укороченные стрелы в деревянный брусок, на котором был нарисован все тот же бычий глаз, или в дно перевернутой бочки, в центр которой была вбита деревянная пробка. Занятие оказалось настолько увлекательным и доступным, что Столетняя война кончилась, а дартс остался.

Примечателен тот факт, что уже во время Второй мировой войны дротики входили в стандартный спортивный набор английских военных. Метание укороченных стрел должно было поддерживать физическую форму и высокий моральный уровень британских солдат и офицеров. Все союзники англичан, возвращаясь домой после победы, увозили с собой дротики как сувениры – в результате, в первую очередь в США, во многих клубах появились мишени для дартса, что дало существенный толчок к развитию игры в Новом Свете, где до войны она была практически неизвестна.

Сегодня дартс не только клубное развлечение или игра. Это еще и спорт со своими правилами, турнирами, чемпионатами.

Сорок шесть стран мира играют в дартс, образуя международную федерацию. «Звезды» дартса – всеобщие любимцы и знаменитости, например, титулованный дартсмен нашего времени Эрик Бристоу, который пять раз выигрывал самый престижный турнир «World Professional Campionship». Сама королева Елизавета II наградила его Золотым крестом и удостоила звания Героя Велико­британии.

Первый официальный турнир по дартсу состоялся в 1927 г., конечно же, в Англии. После окончания Второй мировой войны проведение официальных соревнований было возобновлено, а с появлением Professional Darts Corporation в 1992 г. стали проводиться международные соревнования самого высокого уровня, такие, как мировое первенство, «World Matchplay», «Grand Prix».

Почему стоит играть в дартс?

Дартс не требует специальной спортивной формы. Инвентарь для игры прост и долговечен. Игре не нужны большие стадионы и водные глади бассейнов. Она доступна и зрелищна. Телеканал «Евроспорт» регулярно показывает репортажи с соревнований по дартсу, тем самым делая игру популярной в России.

В дартс можно играть везде: дома и на даче, в клубе и во дворе, в спортивном зале и школьной рекреации. Игра в дартс – это, прежде всего, состязание в умении точно метать короткие стрелыдротики. А точности при желании можно достичь в относительно короткий срок.

Дартс не требует от того, кто им занимается, больших жертв. Здесь нет усиленных тренировок, поддержания должного веса, не надо соблюдать особый режим. Даже возраст не важен. Вполне вероятно, что директор школы добьется лучших результатов, чем меткий восьмиклассник. Состязания по дартсу могут быть и командными, и парными, и индивидуальными.

Здоровье от дартса только улучшается. Мишень, которая кажется близкой и доступной, вызывает у игрока чувство азарта, и вместе с бросками он выплескивает из себя все отрицательные эмоции. Сам того не замечая, игрок, прицеливаясь, многократно делает отличное упражнение для глаз, постоянно переводя взгляд с дротика на мишень и обратно. А это, согласитесь, так важно в наш компьютерный век. Хотя расстояние от рубежа броска до мишени всего три шага, за игру спортсмен «нахаживает» около километра. И все это – развлекаясь!

Спортивная медицина говорит, что играющие в дартс приобретают красивую осанку, перестают поддаваться стрессам и сохраняют спокойствие в критической ситуации. Особенно они советуют играть в дартс натурам нервным и впечатлительным, а также тем, кто по роду своих занятий большую часть времени ведет сидячий образ жизни.

Игра в дартс прекрасно развивает координацию движений, укрепляет мышцы спины и совершенствует технику устного счета (радуйтесь, учителя математики!). Эта увлекательная и зрелищная игра – прекрасное средство для проведения досуга и поднятия настроения. Это – игра друзей, игра среди друзей, игра, помогающая найти друзей.

Как организовать турнир?

1. Повесьте мишень так, как показано на рис. 1, 2.

Рис. 1

Рис. 1
«Яблочко» – 50 очков, зеленое кольцо вокруг него – 25 очков, внутреннее кольцо мишени утраивает значение сектора (кольцо «утроения»), внешнее кольцо мишени удваивает значение сектора (кольцо «удвоения»).

Рис. 2

Рис. 2

2. Игроки по очереди бросают по 3 дротика.

3. Для определения очередности каждый игрок или один из команды бросает по дротику. Попавший ближе к центру начинает игру.

4. Счет ведется по дротикам, оставшимся в мишени после трех бросков.

5. Каждая сторона начинает со счета 301. Метод ведения счета заключается в вычитании полученного количества очков из оставшихся.

6. Победителем считается тот, кто сумел довести свой счет до нуля первым.

7. Заканчивать игру нужно обязательно броском в кольцо «удвоения» или в «яблочко» мишени («буллай») так, чтобы полученное количество очков довело счет до нуля. («яблочко» засчитывается за двойное «25»).

8. Если бросок дротика дал большее количество очков, чем нужно для нулевого завершения игры (или же приводит счет к единице), то все три последних броска не засчитываются, и счет остается прежним, каким он был до серии бросков, приведших счет к перебору или единице.

9. Каждая игра в «301» носит название «лэг». Пять лэгов составляют сет (игра ведется до трех побед в лэгах). Окончательным победителем считается тот, кто выиграл заданное количество сетов.

10. Игра «301» – в основном для двух соперников. Для командной игры счет увеличивается до 501 (в парах) или до 1001 (в тройках и четверках).

Как научиться хорошо играть?

Играя в дартс, многие нередко допускают ошибку: метают дротик так, как будто они бросают мяч, отводя при этом руку далеко назад и подавая вперед тело для придания силы броску. Неудивительно, что они не попадают в намеченную цель.

Позиция для броска

Выбирая для себя позицию для броска, вы должны помнить о том, что дротик легкий, расстояние для мишени невелико, а цель очень мала по размеру. Вы достигнете успеха, если при броске ваш корпус, слегка наклоненный вперед, будет неподвижен (рис. 3), а бросок будет произведен локтевой и кистевой частями руки (рис. 4).

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Для краткости мы будем рассматривать позицию для броска правой рукой, так что те, кто играет левой, должны будут вносить для себя соответствующие коррективы.

Итак, встаньте к мишени полубоком, мизинцем правой ноги касаясь линии броска. Строго следите за тем, чтобы не заступать за эту линию и в будущем всегда корректно вести борьбу со своими соперниками. Для этого, если возможно, прибейте на эту линию деревянный брусок.

Затем, сделав небольшой наклон вперед, выберите для себя наиболее удобную и устойчивую стойку. Не забывайте, что устойчивость – это половина вашего успеха. Чтобы еще более способствовать устойчивости при броске, левую руку прижмите к животу. Наклон вперед обеспечит необходимое пространство для бросающей руки, а также сократит расстояние до мишени.

Теперь выдвиньте правую руку вперед так, чтобы ваш локоть был повернут строго вниз, а оперение дротика находилось на прямой линии от ваших глаз до намеченной цели.

Бросок

Старайтесь держать дротик в руке таким образом, чтобы его острие смотрело точно в намеченную цель. При этом стремитесь найти такую манеру держать дротик, чтобы тонко чувствовать его центр тяжести. Добейтесь того, чтобы дротик и ваша кисть составляли как бы единое целое (рис. 5, 6).

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Рекомендуем отрабатывать базовую технику на броске в «яблочко». Это поможет вам в выборе правильной позиции и манеры держать дротик.

Отрабатывая броски в верхние и нижние сектора мишени, отталкивайтесь от уже приобретенной базовой техники. Для этого:

– нацеливаясь на верхние сектора, чуть приподнимите предплечье и немного выпрямите корпус;
– нацеливаясь в нижние сектора, слегка опустите предплечье и соответственно немного увеличьте наклон корпуса вперед.

Когда вашей целью являются боковые сектора мишени, не старайтесь производить бросок по диагонали. Более эффективным будет перемещение вдоль рубежной линии – это приблизит вас к намеченной цели.

Добивайтесь плавности и изящества, производя бросок дротика в мишень. Осмысленность движений и достигнутый результат будут доставлять вам радость и уверенность в своих возможностях.

Советы обучающимся игре в дартс

Если вы хотите научиться хорошо играть в дартс и побеждать своих друзейсоперников, вам необходимо тренироваться ежедневно хотя бы по часу для совершенствования техники броска.

Поначалу добейтесь максимальной кучности бросков. Выбрав определенный сектор, старайтесь поражать его всеми дротиками, достигая постоянства. Затем тренируйтесь в игре в «Раунд», метая дротики в сектора с 1го по 20й поочередно. Затем усложните эту игру, ведя счет по попаданиям в кольцо «удвоения» – также поочередно в сектора с 1го по 20й.

Участвуя в соревнованиях, играйте лишь только теми дротиками, которыми вы тренируетесь (рис. 7). Истинный поклонник игры в дартс всегда носит свои дротики при себе и использует любую возможность потренироваться и посостязаться с друзьями.

Рис. 7

Рис. 7

Бережно относитесь к своим дротикам, ведь это ваше личное оружие, от которого зависит успех в соревнованиях и хорошее настроение.

Разновидности игры

«Раунд»

Правила игры сводятся к тому, чтобы поочередно поразить сектора от 1го до 20го, затем «удвоение» и «утроение» 20го сектора и завершить игру попаданием в «яблочко» мишени («буллай»).
В случае, если в серии бросков все три дротика достигают цели (например: 1, 2, 3 или 12, 13, 14 и т.п.), бросавший продолжает свою игру вне очереди.
Зачетным полем сектора считается вся его площадь, включая кольца «удвоения» и «утроения» счета.
Победителем считается игрок, первым поразивший «яблочко».

«Все пятерки»

Сериями по три дротика игроки стремятся набрать максимальное число, кратное 5.
Серия бросков, давшая число, не кратное 5, не засчитывается.
Число 5 дает 1 очко, число 10 – 2 очка, число 50 – 10 очков и т.д.
Победителем считается тот, кто первым наберет 51 очко.
В игре действует правило «перебора».

«Двадцать семь»

Каждому игроку изначально дается по 27 очков. Первыми тремя дротиками необходимо поразить «удвоение» сектора № 1. При этом каждое попадание в цель приносит 2 очка (1х2). Если ни один из дротиков не попал в «удвоение» сектора № 1, то из имеющегося количества очков (27) вычитается 2 очка (1х2).
Следующими тремя дротиками необходимо поразить «удвоение» сектора № 2. При этом каждое попадание в цель приносит 4 очка (2х2). Если ни один из дротиков не попал в «удвоение» сектора № 2, то из имеющегося количества очков вычитается 4 очка (2х2).
Таким образом игра ведется до 20-го сектора мишени. Победителем считается тот, у кого после бросков в «удвоение» сектора № 20 осталось большее количество очков.

Тот игрок, чей счет в ходе игры становится меньше единицы, выбывает из соревнования.

«Тысяча»

1. Зачетным полем игры являются «буллай» и «зеленое кольцо».
2. Каждый игрок изначально не имеет очков и набирает их сериями по три дротика, учитывая только «50» и «25».
3. Победителем считается тот, кто первым набрал 1000 очков.
4. В игре действует правило перебора: у того, кто набрал больше 1000 очков, сгорают все очки.

Примечание. В зависимости от степени вашей подготовленности, вы можете играть по этим же правилам в «500» или в «250».

«Быстрый раунд»

В основе игры – правила игры в «Раунд», плюс к тому:

1. При попадании в «утроение» заданного сектора счет передвигается на три позиции вперед. (Например: вам необходимо поразить сектор № 10. Вы попадаете в «утроение» данного сектора. Теперь ваша цель – сектор № 13).

2. При попадании в «удвоение» счет соответственно передвигается на две позиции вперед.

«Раунд по двойным»

В основе игры – правила игры в «Раунд», за исключением того, что зачетным полем каждого сектора является только его «удвоение».

Примечание. Эта игра более всего способствует развитию вашей техники. Обязательно включайте «Раунд по двойным» в свои ежедневные тренировки. Для разнообразия вы можете сыграть также в «Раунд по тройным» по аналогичным правилам.

«Диаметр»

1. Соревнующиеся произвольно выбирают два диаметрально противоположные сектора и стараются поразить их «удвоения» и «утроения» по воображаемой прямой. (Например, «удвоение» сектора № 11 – «утроение» сектора № 11 – «буллай» («зеленое кольцо») – «утроение» сектора № 6 – «удвоение» сектора № 6).

2. Побеждает тот, кто первым пройдет воображаемую прямую по заданным точкам.

Рекомендуемая техника подсчета очков

Результаты вашей игры с соперниками будут определяться не только стабильностью вашей техники, но и умением грамотно подводить себя к окончанию игры.

Первым делом вам следует определить, какие из «удвоений» секторов вы поражаете с большей вероятностью и уверенностью. При этом рекомендуется заострить внимание на секторах №№ 20 и 16, которые считаются классическими.

Во­вторых, вы должны приучить себя с самого начала считать очки на убыль, т. е. из заданных 301 и 501 очков вычитать набранные в ходе игры результаты.

Втретьих, будьте особо внимательны, когда счет ваших очков приближается к 150–100. С этого момента старайтесь поражать те сектора (их «утроения» или «удвоения»), попадание в которые выводит вас на излюбленное окончание.

Например, у вас осталось 91 очко. Вы знаете, что, попав в «утроение» сектора № 17, вы сразу выйдете на классическое «удвоение» сектора № 20. Допустим, вы попали в поле сектора № 17, и при этом у вас осталось 74 очка. Теперь вы стараетесь поразить «утроение» сектора № 14, что в результате даст вам 42 очка и выведет на «удвоение» классического сектора № 16. Таким образом, вы стараетесь по максимуму использовать каждый дротик и тем самым опередить своего соперника.