Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2008

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ

Анализ выступления участников IX Всероссийского спортивно-оздоровительного фестиваля школьников «Президентские состязания»

Уже в девятый раз лучшие классы России встретились на Черноморском побережье, чтобы в результате десятидневных соревнований определить, семиклассники каких регионов самые быстрые, выносливые, сильные и, что самое главное, дружные. В этом году в детский оздоровительный центр «Смена» съехались представители 58 регионов со всех концов России.

Награды в 10 дисциплинах разыгрывались среди участников прошедших соревнований. Дети могли выбрать виды спорта исходя из своих интересов, способностей, традиций региона, города, школы. Но обязательным видом для всех было президентское многоборье, которое является здесь главным. Это самая трудная и, конечно же, самая интересная часть фестиваля. Кроме того, данное многоборье позволяет проанализировать развитие всех основных физических качеств детей, выявить его слабые стороны, наметить направления дальнейшей работы педагогов.

При помощи шести упражнений, определяющих уровень развития силы (подтягивание – мальчики, сгибание и разгибание рук в упоре лежа – девочки, подъем туловища из положения лежа за 30 сек.), скорости (бег 30 м), гибкости (наклон вперед из положения лежа), выносливости (бег 1000 м) и скоростно­силовой подготовки (прыжок в длину с места), мы имеем возможность оценить, насколько гармонично физически развиты участники фестиваля (график 1).

График 1

Уровень развития физических качеств участников IX Всероссийского спортивно­оздоровительного фестиваля школьников «Президентские состязания»

График 1

На графике видно, что у среднестатистического участника фестиваля физические качества развиты достаточно равномерно: приблизительно на одном уровне развиты сила и скоростно­силовые качества, немного отстает гибкость и опережают средний уровень развития скорость и выносливость.

Но если дифференцированно рассмотреть физическую подготовку детей в зависимости от занятых мест, то картина предстанет несколько иной (график 2).

График 2

Уровень развития физических качеств участников фестиваля в зависимости от занятых мест

График 2

На графике видно, что кривые уровня развития физических качеств идут почти параллельно, т.е. соотношение уровней развития качеств практически неизменно для различных групп. Исключение составляет уровень развития силы верхнего плечевого пояса. У команд, которые серьезно готовились к фестивалю, физически хорошо подготовлены, данное качество является одним из доминирующих. У команд, занявших последние места, сила рук катастрофически отстает от среднего уровня. На основании этого можно сделать вывод, что сила, в частности сила верхнего плечевого пояса, в детском возрасте практически не развивается естественным путем в результате повседневной деятельности (в отличие от скорости и выносливости).

Итоговый результат выступления команд в президентском многоборье складывается из результатов выступлений в шести видах программы и зависит от того, насколько гармонично развиты все двигательные качества каждого члена команды. Но все же не менее интересно проанализировать, какие команды демонстрируют наилучшую подготовку в отдельных видах тестовых испытаний. Тройки призеров в неофициальном распределении мест по отдельным видам соревнований показаны в табл. 1–6.

 Таблица 1

Подтягивание (мальчики), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки)

Место

Регионы

Средний результат учащегося (в баллах)

1

ХантыМансийский автономный округ – Югра

60,3

2

Калужская область

59,2

3

Иркутская область

57,7

Таблица 2

Подъем туловища из положения лежа за 30 сек.

Место

Регионы

Средний результат учащегося (в баллах)

1

Оренбургская область

51,3

2

Республика Башкортостан

48,4

3

Иркутская область

48,1

Таблица 3

Прыжок в длину с места

Место

Регионы

Средний результат учащегося (в баллах)

1

Республика Башкортостан

56,8

2

ХантыМансийский автономный округ – Югра

52,3

3

Иркутская область

52,2

Таблица 4

Бег 30 м

Место

Регионы

Средний результат учащегося (в баллах)

1

Республика Башкортостан

60,1

2

Республика Мордовия

59,5

3

Иркутская область

57,3

Таблица 5

Наклон вперед из положения сидя

Место

Регионы

Средний результат учащегося (в баллах)

1

Оренбургская область

57,2

2

Иркутская область

53,1

3

Краснодарский край

50,6

Таблица 6

Бег 1000 м

Место

Регионы

Средний результат учащегося (в баллах)

1

Республика Мордовия

60,6

2

Республика Башкортостан

60,4

3

Ульяновская область

59,0

В этом году в состав команд, выступавших на фестивале, впервые входило по 16 участников с равным количеством мальчиков и девочек – по 8. Но насколько равным был их вклад в командное выступление? Как развитие отдельных физических качеств зависит от пола юных спортсменов?

Результаты анализа уровня развития физических качеств мальчиков и девочек в различных группах команд отражены на графиках 3, 4, 5.

Уровень развития физических качеств мальчиков и  девочек в различных группах команд

График 3

1–10-е места

График 3

График 4

23–32-е места

График 4

График 5

45–54-е места

График 5

 Как мы видим, только в группе команд лидеров, занявших 1–10е места (график 3), есть небольшие различия в физическом развитии детей, и то только в развитии одного качества: в силе. Из анализа результатов данной группы участников видно, что причиной разницы в развитии силы стали не низкие показатели мальчиков (на самом деле они были очень высокими), а очень хорошие для данного возраста результаты девочек. Остальные же физические качества развиты у лидеров практически одинаково.

Можно говорить о полном равенстве уровней развития и соотношения физических качеств у группы середняков (график 4) и у группы аутсайдеров (график 5).

Причиной этого является факт участия в данных соревнованиях мальчиков и девочек из одного класса. А это значит, что они занимаются по одной образовательной программе, под руководством одного преподавателя, получают равнонаправленную нагрузку примерно одинакового объема и интенсивности и, как следствие, демонстрируют примерно равный уровень развития физических качеств.

За 9 лет проведения «Президентских состязаний» в них принимали участие школьники 6–9х классов. В частности, в 2006 г. на фестиваль приезжали команды девятиклассников. Проанализировав результаты последних двух лет, мы можем наблюдать (график 6), насколько различаются показатели развития отдельных физических качеств у юных спортсменов разных возрастов.

График 6

Уровень развития физических качеств участников фестиваля 2006 г.
(9-е классы) и 2007 г. (7-е классы)

График 6

Как мы видим, у учащихся 9х классов лучше развиты гибкость и скоростно­силовые качества. Семиклассники демонстрируют лучшую для своего возраста подготовку в беге на 1000 м (выносливость) и в подъеме туловища из положения лежа (сила мышц туловища).

Для анализа общего уровня физического развития участников фестиваля используется табл. 7, в которой уровень подготовленности детей оценивается в зависимости от суммы набранных очков в шести видах президентского многоборья.

Таблица 7

Уровень физической подготовки

Сумма очков

Сверхвысокий

300

Высокий

220

Хороший

150

Допустимый

80

Неудовлетворительный

Менее 80

Используя табл. 7 и 8, мы можем увидеть соотношение количества детей с разным уровнем подготовки в различных возрастных группах.

Более высокий уровень физической подготовки девятиклассников можно объяснить тем, что у них больше «стаж» занятий спортом, так как дети, приезжающие на фестиваль, как правило, регулярно занимаются в спортивных секциях.

Если по данной схеме сравнить уровень физической подготовки семиклассников и восьмиклассников, участвующих в фестивале, то картина будет диаметрально противоположной (табл. 9).

Здесь уровень физического развития восьмиклассников в 2004 г. ниже уровня развития семиклассников в 2007 г. Это видно из количества сильных учеников (уровни сверхвысокий и высокий) и слабых (уровни допустимый и неудовлетворительный).

Объяснить это можно тем, что к 2004 г. программа «Президентских состязаний» только набрала силу, впервые победители стали определяться по ныне существующей таблице очков и, как следствие, еще не были отработаны методики подготовки к фестивалю. За последние годы педагогами накоплен богатый опыт по организации учебной деятельности при подготовке к данным соревнованиям, разработаны и активно используются авторские методики. В регионах Российской Федерации с каждым годом уделяется все большее внимание «Президентским состязаниям»: проводятся муниципальные и региональные соревнования, оказывается активная помощь при подготовке команд к Всероссийскому фестивалю. Система оценки физических качеств детей, используемая на нем, активно внедряется в учебный процесс в общеобразовательных учреждениях. В итоге мы видим возросший уровень физической подготовки детей, причем не отдельных особо одаренных юных спортсменов, а всего класса в целом.

Мы можем сделать вывод: цели, стоящие перед движением «Президентские состязания», планомерно воплощаются в жизнь.

Анализ итогов фестиваля

Из года в год увеличивается количество регионов, приславших свои лучшие команды на финальный фестиваль. В этом году 58 команд претендовали на победу. Впервые участвовали в «Президентских состязаниях» команды Мурманской и Астраханской областей, Республики Северная Осетия – Алания.

Уже стало традицией подводить итоги выступлений не только команд, городов, регионов, но и федеральных округов. Чтобы распределить места, нужно было рассчитать средние результаты выступлений команд, представляющих данный округ (табл. 10).

Таблица 10

Место, занятое на последних соревнованиях (место, занятое в 2006 г.)

Федеральный округ

Результат

1 (1)

Приволжский

4424

2 (2)

Дальневосточный

4240

3 (3)

Сибирский

3972

4 (5)

Центральный

3848

5 (6)

Уральский

3844

6 (4)

Северо­Западный

3720

7 (7)

Южный

3499

Победитель и вся тройка призеров неизменны, как, к сожалению, и аутсайдер, который на протяжении последних лет не может подняться выше 7го места. Немного улучшили свои позиции команды Центрального и Уральского федеральных округов. Снизились показатели у представителей Северо­Западного федерального округа – с 4го до 6го места.

Не менее интересно посмотреть, как распределились места внутри каждого федерального округа, какой вклад внесла каждая команда в конечный результат выступления своего округа (табл. 11–17).

Таблица 11

Приволжский округ (15 регионов)

Место, занятое на окружных соревнованиях

Регионы

Место, занятое на общероссийских соревнованиях (место, занятое в 2006 г.)

Результат

1

Оренбургская область

2 (2)

5137

2

Ульяновская область

3 (9)

4987

3

Республика Башкортостан

4 (3)

4962

4

Республика Мордовия

6 (16)

4887

5

Саратовская область

12 (29)

4440

6

Пермский край

14 (20)

4310

7

Чувашская республика

17 (5)

4195

8

Нижегородская область

18 (17)

4185

9

Кировская область

36 (54)

3656

10

Пензенская область

41 (23)

3489

Средний результат

4424

Таблица 12

Дальневосточный округ (10 регионов)

Место, занятое на окружных соревнованиях

Регионы

Место, занятое на общероссийских соревнованиях (место, занятое в 2006 г.)

Результат

1

Амурская область

15 (33)

4304

2

Хабаровский край

20 (11)

4177

Средний результат

4240

Таблица 13

Сибирский округ (19 регионов)

Место, занятое на окружных соревнованиях

Регионы

Место, занятое на общероссийских соревнованиях (место, занятое в 2006 г.)

Результат

1

Иркутская область

1 (7)

5186

2

Алтайский край

19 (12)

4181

3

Кемеровская область

28 (22)

3983

4

Омская область

29 (4)

3966

5

Красноярский край

34 (36)

3737

6

Республика Тыва

40 (30)

3491

7

Томская область

46 (43)

3262

Новосибирская область

в/к (31)

 

Средний результат

3972

Таблица 14

Центральный округ (18 регионов)

Место, занятое на окружных соревнованиях

Регионы

Место, занятое на общероссийских соревнованиях (место, занятое в 2006 г.)

Результат

1

Калужская область

7 (6)

4851

3

Липецкая область

10 (37)

4490

2

Воронежская область

11 (1)

4445

4

Москва

13 (19)

4405

5

Брянская область

22 (46)

4114

6

Владимирская область

23 (42)

4085

7

Смоленская область

24 (39)

4064

8

Тверская область

26 (32)

4051

9

Ивановская область

27 (27)

3988

10

Орловская область

30 (56)

3934

11

Белгородская область

42 (25)

3408

12

Московская область

49 (38)

2990

13

Тамбовская область

52 (53)

2710

14

Рязанская область

53 (–)

2331

Средний результат

3848

Таблица 15

Уральский округ (6 регионов)

Место, занятое на окружных соревнованиях

Регионы

Место, занятое на общероссийских соревнованиях (место, занятое в 2006 г.)

Результат

1

ХантыМансийский автономный округ – Югра

5 (21)

4952

2

Челябинская область

33 (8)

3750

3

Курганская область

38 (44)

3579

4

ЯмалоНенецкий автономный округ

48 (55)

3097

Средний результат

3844

Таблица 16

Северо­Западный округ (11 регионов)

Место, занятое на окружных соревнованиях

Регионы

Место, занятое на общероссийских соревнованиях (место, занятое в 2006 г.)

Результат

1

Новгородская область

9 (26)

4508

2

Псковская область

16 (–)

4269

3

Ленинградская область

21 (18)

4161

4

СанктПетербург

31 (13)

3919

5

Архангельская область

35 (47)

3700

6

Калининградская область

37 (28)

3620

7

Вологодская область

50 (40)

2870

8

Мурманская область

51 (–)

2714

 

Республика Карелия

в/к (41)

 

Средний результат

3720

Таблица 17

Южный округ (12 регионов)

Место, занятое на окружных соревнованиях

Регионы

Место, занятое на общероссийских соревнованиях (место, занятое в 2006 г.)

Результат

1

Краснодарский край

8

4792

2

Республика Северная Осетия – Алания

25

4061

3

Волгоградская область

32

3918

4

Чеченская республика

43

3405

5

Республика Дагестан

44

3381

6

Республика Адыгея

45

3356

7

Ставропольский край

47

3106

8

Республика Калмыкия

54

1979

Ростовская область

в/к (15)

 

Астраханская область

в/к (–)

 

Средний результат

3499

В результате проведенного анализа итогов IX Всероссийского спортивно­оздоровительного фестиваля школьников выявлены следующие тенденции в данном движении:

1. Ежегодно увеличивается количество регионов, представленных на Всероссийском фестивале.

2. Повышается уровень развития основных двигательных качеств учащихся, что является следствием:

  • планомерной и методически правильно организованной работы педагогов образовательных учреждений;

  • обобщения в средствах массовой информации передового опыта подготовки команд к «Президентским состязаниям»;

  • повышенного внимания органов власти большинства регионов к развитию движения «Президентские состязания»;

  • большой организационной и пропагандистской работы федеральных органов управления образованием и физической культуры по развитию и совершенствованию «Президентских состязаний».

3. Подготовка к фестивалю строится методически грамотно, с использованием передовых педагогических технологий, что позволяет добиться практически равномерного развития основных двигательных качеств как у мальчиков, так и у девочек.

Юрий ПЕРЕГУДОВ,
главный судья IX Всероссийского
спортивно­оздоровительного фестиваля школьников
«Президентские состязания»