Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2008

МЕТОДИКА. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Читая Лесгафта

21 сентября 2007 г. исполнилось сто лет со дня рождения Петра Францевича Лесгафта. Это имя хорошо известно читателям нашей газеты: вклад Петра Лесгафта в развитие российской физической культуры и спорта трудно переоценить. К сожалению, работы Мастера известны далеко не всем. Поэтому мы решили опубликовать некоторые из них – главы из книги «Читая Лесгафта». А начнем эту серию публикаций с краткой биографии Петра Францевича.

Петр Францевич Лесгафт, «выдающийся ученый и страстный учитель», как охарактеризовал его И.П. Павлов, родился 21 сентября (3 октября) 1837 г. в Петербурге. Здесь же он получил высшее образование, окончив в 1861 г. Медико-хирургическую академию. В Петербурге П.Ф. Лесгафт сложился и как ученый: здесь он начал свою научнопедагогическую деятельность, написал капитальные научные труды, позволившие считать его одним из создателей теоретической анатомии, основоположником отечественной системы физического образования и воспитания, врачебнопедагогического контроля в физической культуре.

Оставшись после завершения обучения в Медико-хирургической академии работать в ее стенах и исполняя обязанности ассистента и презектора, П.Ф. Лесгафт вскоре защитил две диссертации: в 1865 г. на степень доктора медицины и в 1868 г. на степень доктора хирургии.

Научные изыскания П.Ф. Лесгафта получили признание не только в Петербурге. 27 сентября 1868 г. ученый совет Казанского университета избрал его экстраординарным профессором по кафедре физиологической анатомии.

В Казанском университете П.Ф. Лесгафт быстро завоевал симпатии студентов и передовой профессуры. Он блестяще читал лекции, организовывал практические занятия. На лекциях П.Ф. Лесгафт нередко в занимательной форме предлагал студентам мысленно совершать вместе с ним путешествия по улицам с целью наблюдения анатомических типов людей для выяснения их условий жизни, накладывающих печать на нервную систему, телосложение. В противовес механической зубрежке, характерной для системы «педагогического классицизма», П.Ф. Лесгафт всегда добивался от учеников сознательных действий, требовал, чтобы они постоянно мыслили, сравнивали и анализировали, активно овладевали методами познания действительности, а не высказывали заученные догмы. Он ценил у студентов свободу суждений, призывал их к самовоспитанию, самостоятельности. Со свойственной ему прямотой П.Ф. Лесгафт не раз повторял, что каждый человек должен быть самим собой, нельзя допускать, чтобы его водили за руку, необходимо самостоятельно добиваться знаний. Не случайно в одной из своих статей он писал: «Смысл жизни – труд, работа не для себя, а для других; только эта работа человека, совершаясь целыми поколениями, ведет к бесконечному совершенствованию человеческой личности».

Современник А.И. Герцена и В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова и Д.И. Писарева, И.М. Сеченова и Н.Г. Чернышевского, Н.И. Добролюбова и К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафт как ученый и общественный деятель сформировался под влиянием революционнодемократического движения в России 60х гг. XIX в. Он активно отстаивал независимость науки от реакционных сил, боролся за развитие прогрессивного, общедоступного народного образования в стране. В 1871 г. он выступил в «СанктПетербургских ведомостях» (№ 202) со статьей «Что творится в Казанском университете», где подверг резкой критике произвол, чинимый частью профессуры и администрацией Казанского университета. За это П.Ф. Лесгафт был уволен из университета без права заниматься педагогической деятельностью. Такие действия властей вызвали возмущение преподавателей и студентов медицинского факультета. Из солидарности с П.Ф. Лесгафтом из университета ушли Н.А. Головкинский, А.И. Голубев, А.Ф. Данилевский, П.П. Ливитский, В.В. Марковников, Я.И. Якоби и другие профессора.

Возвратившись в Петербург, П.Ф. Лесгафт частным образом продолжил научные занятия у своего бывшего педагога В.Л. Груббера, работавшего в Институте практической анатомии при Медико-хирургической академии. Занимаясь анатомией, разносторонне изучая человеческий организм, П.Ф. Лесгафт опирается на известные в то время знания по биологии, физиологии, химии; интересуется он и механикой, теорией сопротивления материалов, математикой. Обращает внимание П.Ф. Лесгафт и на физическую культуру, лечебную гимнастику. Вместе с известным впоследствии гигиенистом Ф.Ф. Эрисманом он организует научный контроль над физическим развитием учащейся молодежи и призываемых в армию. К сожалению, часть работ П.Ф. Лесгафта того периода, хранившихся в его личном архиве, погибла во время Великой Отечественной войны изза пожара, возникшего при артобстреле Ленинграда.

По ходатайству прогрессивно настроенных ученых в 1874 г. П.Ф. Лесгафту вновь было разрешено заниматься педагогической деятельностью. В том же году он написал свою первую работу в области физической культуры «Основы естественной гимнастики». Ею заинтересовались в Главном управлении военноучебных заведений, и П.Ф. Лесгафт был приглашен туда на работу. Здесь он создал труд «Отношение анатомии к физическому воспитанию».

В 1875 и 1876 гг. П.Ф. Лесгафт во время каникул командируется за границу. В 13 западноевропейских государствах он посетил 26 городов, изучая постановку физического воспитания в учебных заведениях и подготовку учителей гимнастики, что нашло свое отражение в его книге «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы».

В 1877 г. П.Ф. Лесгафт организует Учебно-гимнастические курсы учителей гимнастики, переименованные затем в Курсы руководителей физической подготовки для военного ведомства. И можно считать, что всю свою дальнейшую жизнь П.Ф. Лесгафт посвятил созданию оригинальной системы физического образования, цель которой – достижение гармонии в развитии личности человека. Взгляды на физическое воспитание П.Ф. Лесгафт в 80е гг. изложил в своем главном труде – «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (первая часть опубликована в 1888 г.), а также в работах «Семейное воспитание ребенка и его значение», «О педагогической литературе», «Значение физических упражнений для войск», «Физическое развитие в школах», «Об играх и физическом воспитании в школе», «О наказаниях в семье и их влиянии на развитие типа ребенка» и др.

С 1880 по 1885 гг. П.Ф. Лесгафт участвует в подготовке «фехтовально-гимнастических кадров» для офицеров и врачей русской армии, в 1896 г. открывает Курсы по подготовке руководительниц физических упражнений и игр, позже получившие наименование «Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования». 23 года спустя, в 1919 г., на базе этих курсов был создан первый в СССР физкультурный вуз – Государственный институт физического образования (позднее – Государственный ордена Ленина и ордена Красного Знамени институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта).

После ухода из военного ведомства П.Ф. Лесгафт в течение 12 лет читал лекции по анатомии и физиологии в Петербургском университете. С 1893 г. он принимает деятельное участие в работе Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи (ОСФРУМ), а затем на средства одного из своих учеников – И.М. Сибирякова – организует Биологическую лабораторию.

Практическая деятельность Петербургского ОСФРУМ, во главе которого с 1897 г. и до конца своих дней находился П.Ф. Лесгафт, была тесно связана с распространением знаний об организме человека, с просветительной работой в условиях жестокой политической реакции. Росту популярности уже упоминавшихся Курсов по подготовке руководительниц физических упражнений и игр способствовала большая научная работа сотрудников Биологической лаборатории. Был у нее и печатный орган – «Известия СанктПетербургской Биологической лаборатории», который редактировал П.Ф. Лесгафт.

П.Ф. Лесгафт не примыкал ни к одной из политических партий, но, как свидетельствуют жандармские донесения, во время революции 1905–1907 гг. Курсы при Биологической лаборатории были одним из центров революционной агитации. За участие слушательниц в событиях 9 января 1905 г. курсы П.Ф. Лесгафта были временно закрыты. Но 21 декабря того же года П.Ф. Лесгафт добился разрешения организовать при Биологической лаборатории своеобразный народный университет – Высшие курсы по наукам биологическим, педагогическим и общественным, которые П.Ф. Лесгафт называл Вольной высшей школой. Кроме бывших «лесгафтичек», в Вольную высшую школу поступили 662 человека (народные учителя, земские служащие и рабочие, попавшие под массовое увольнение за революционные выступления).

Осенью 1907 г. после обыска полиция окончательно закрыла курсы П.Ф. Лесгафта. Однако Вольная высшая школа еще некоторое время продолжала существовать нелегально.

Кроме активной педагогической организационной деятельности, П.Ф. Лесгафт в начале XX в. продолжал активно трудиться над дальнейшей разработкой своей системы физического образования. В эти годы вышли его статьи «Физическое образование в школах», «К вопросу о физическом образовании в школах», «Значение школы» и др. В 1901 г. была опубликована и вторая часть его «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста». Говоря о 13летнем временном разрыве между первой и второй частями книги, П.Ф. Лесгафт писал, что это «объясняется содержанием второй части; требовалось, возможно, больше опытности, чтобы проверить все то, что здесь изложено».

Тяжелая болезнь оборвала научнообщественную деятельность П.Ф. Лесгафта. Умер он вдали от Родины – в Египте 28 ноября (11 декабря) 1909 г. на 73м году жизни. Прах его привезли в Петербург. При похоронах на Волковом кладбище, которое было окружено конными и пешими городовыми и жандармами, присутствовало около 6 тыс. человек. При погребении было запрещено произносить речи, и лишь известный революционер и ученый Н.А. Морозов сказал у могилы П.Ф. Лесгафта: «Прощай, дорогой Петр Францевич! Да будет нам примером твоя честная, бескорыстная трудовая жизнь».

В истории развития отечественной науки, в частности педагогической теории, П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место. Ему удалось создать всеобъемлющую стройную систему физического воспитания, в которой центральное место занимает воспитание детей школьного возраста. Одна из ведущих идей его самой значительной научной работы «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, его формирование как личности. П.Ф. Лесгафт писал: «…задачей школы считать выяснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек».

В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал П.Ф. Лесгафт, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения».

Так же, как и И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П.Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П.Ф. Лесгафта – это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека.

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П.Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично».

Говоря о единстве духовного и физического развития личности, П.Ф. Лесгафт считал, что гармоническое развитие возможно лишь при соблюдении принципа постепенности и последовательности напряжений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей каждого школьника. В третьей части работы «Семейное воспитание ребенка и его значение» он уделил особое внимание психологической и анатомо-физиологической характеристикам «периода возмужалости» (от 13 до 16 лет). Этот возраст, кстати, считают трудным и в школе, и в семье по настоящее время. Интересна у П.Ф. Лесгафта характеристика шести типов представителей данного возраста (добродушный и честолюбивый, мягко забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный), которые необходимо учитывать при организации и проведении игр, особенно при назначении подростков руководителями самодеятельных занятий.

С позиций естественного материализма П.Ф. Лесгафт объясняет влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности школьника. Особое место в рассматриваемой работе он уделил первому году жизни ребенка, когда начинается формирование опорнодвигательного аппарата. Разработанная П.Ф. Лесгафтом теория дошкольного воспитания определила главные основы: последовательность слова и дела, движение и гуманность в образовании.

Впервые в России П.Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения.

В предисловии ко второму изданию второй части «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт отмечал, что неблагоприятные явления в школе, наблюдаемые между учениками, могут быть уничтожены не полицейскими мерами, а строго проводимыми физическими упражнениями и играми. Выдержанный и хорошо владеющий собой образованный руководитель всегда справится со своим учеником при помощи убедительных слов, никогда не прибегая ни к каким мерам преследования и наказания, совершенно недопустимым в нормальной школе, в основание которой положены психологический анализ ребенка и выяснение его природы. При посредстве физического образования, писал П.Ф. Лесгафт, необходимо приучить молодого человека владеть собой, познакомить его с пространственными отношениями, распределением своей работы по времени, возвысить энергию его деятельности.

В педагогической деятельности П.Ф. Лесгафт добивался от учителей отличного знания своего предмета на основе научных достижений в анатомии, физиологии, психологии. Хороший педагог, по П.Ф. Лесгафту, – это отменная дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях.

Повышенные требования П.Ф. Лесгафт предъявлял к гигиене питания занимающихся физическими упражнениями. Он не признавал никаких «прибавочных раздражителей»: горчицы, перца и других пряностей, в которых не нуждаются доброкачественные и разнообразные продукты. Особенно осуждал П.Ф. Лесгафт алкогольные напитки.

Большое внимание П.Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:

1) простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;

2) упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;

3) упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель;

4) систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Интересно определение П.Ф. Лесгафтом игры: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни». При этом он раскрывает различие между играми для детей дошкольного возраста и играми для учащихся школы. Первые – игры в творческом повторении того, что дети видели и заметили в окружающей действительности. Вторые – игры, организованные педагогом для развития самостоятельной двигательной деятельности с целым рядом методических положений. Примечательно также, что и дошкольник, и школьник, согласно теории П.Ф. Лесгафта, в игровых ситуациях – активно действующие личности во всех своих проявлениях, во взаимоотношениях с окружающей средой.

Ценны и посовременному актуальны требования П.Ф. Лесгафта к играм: постепенность в подборе игр и соответствие их развитию ребенка; обязательность постановки целей и задач каждой игры; безусловное выполнение участниками игр установленных правил; настойчивое введение самоуправления в игре; систематичность влияния игр на детей с постепенным их усложнением; исключение из обихода игр, вызывающих проявление у детей отрицательных качеств – жестокости и пр.

Заслуживает внимания и предложенная П.Ф. Лесгафтом классификация игр, в основу которой положены организация коллектива играющих и формирование характера взаимоотношений между ними с учетом возрастных особенностей. На этой основе выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих групп П.Ф. Лесгафт подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных двигательных действий на игры с бегом, метанием, борьбой. Эти подгруппы, в свою очередь, подразделяются по видам упражнений с усложнением требований. Например, в играх с бегом можно применять бег в прямом направлении, по кругу, в наклонном положении, вдвоем, цепью, коллективные двигательные действия.

Человек, по мнению П.Ф. Лесгафта, хорошо и сознательно владеющий своими двигательными действиями, правильно выбирает наиболее целесообразные формы и темп движения, что является важнейшей целью физического образования школьника. Об этой целевой установке П.Ф. Лесгафта нельзя забывать и в современной школе: необходимо учить детей рационально пользоваться накопленными знаниями, умениями и навыками, готовить человека к наилучшему их применению в жизни.

Справедливо отстаивая ту позицию, что детская творческая игра не должна навязываться взрослыми и что ребенок всем своим существом должен предаваться ей сам, П.Ф. Лесгафт, однако, преувеличивал возможности детей. По его мнению, ребенок, «несколько утомившись физически, рассуждает над значением того, что он сделал и как сделал». На практике же известно, что и взрослому человеку для анализа игровых ситуаций очень часто необходима помощь педагогатренера, а уж ребенку особенно трудно самостоятельно осмыслить «значение того, что он сделал и как сделал».

В то же время в рассуждениях П.Ф. Лесгафта по данным воспитательным проблемам ценна мысль о том, что учитель обязан развивать инициативу детей в процессе игр, изучать своих учеников и максимально учитывать в педагогической деятельности характерные особенности каждого для целенаправленного и конкретного воздействия на них. В соответствии с этим методическим положением учителю надо совместно с детьми анализировать игровые ситуации, особенно внимательно наблюдать за поведением играющих, использовать в интересах коллектива их взаимные влияния друг на друга.

Велик вклад П.Ф. Лесгафта и в разработку закономерностей воспитания детей в семье, формирования их как личностей с позиций учения о типах, темпераменте и характере человека с учетом роли общественной среды и сфер воспитания. Дал П.Ф. Лесгафт и анализ биологических основ наследственности и развития детей. Последовательно боролся он за равноправное и равноценное физическое образование как мальчиков, так и девочек.

Не умаляет заслуг П.Ф. Лесгафта и ряд слабостей в его теоретических выкладках. Например, стремясь обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии, П.Ф. Лесгафт считал педагогику «филиальной ветвью биологических наук». Иногда биологизирует П.Ф. Лесгафт и понятие «труд» – он не дифференцирует «животнообразных, инстинктивных форм труда» и труд в такой форме, в которой тот составляет исключительное достояние человека. Не оценил П.Ф. Лесгафт должным образом и роль физических упражнений в овладении прикладными навыками, значение спортивных состязаний, упражнений на гимнастических снарядах.

Но все эти отдельные неточности, ошибочные суждения не могут затмить подлинных научных открытий, сделанных П.Ф. Лесгафтом. Его научнопедагогическое наследие далеко выходит за рамки какогото определенного исторического периода и может рассматриваться как один из важнейших источников педагогической науки, содержащих идеи, богатство которых еще не полностью исчерпано. Важнейшие научные положения, изложенные в трудах П.Ф. Лесгафта по анатомии, антропологии, биологии, истории и методике физического образования, по настоящее время не утратили своего значения. Прогрессивная научная, педагогическая, общественная деятельность П.Ф. Лесгафта позволяет отнести его к числу выдающихся представителей отечественной науки и культуры. И это особенно отчетливо ощущают соотечественники ученого в дни его 170летнего юбилея.

Продолжение следует