Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2008

МЕТОДИКА. АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Ручной мяч

План-­конспекты уроков физической культуры для 10–11-х классов

10-й класс

Распределение учебного материала

Учебный материал

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Теоретические сведения

В процессе уроков

2

Правила соревнований и судейская практика

В процессе уроков

3

ОРУ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Специальные упражнения

   

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Упражнения с набивными мячами

 

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

     

6

Упражнения со скакалкой

+

       

+

 

+

       

+

 

+

 

7

Учебная двусторонняя игра

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Передача и ловля мяча в скрестных тройках

+

+

+

+

+

К*

+

                 

9

Передача мяча в восьмерке с отскоком от площадки

           

+

+

+

+

+

+

К

+

   

10

Бросок мяча из опорного положения с сопротивлением защитника

   

+

+

+

+

К

 

+

+

+

+

К

+

   

11

Подстраховка игроков в защите.

                   

+

+

+

+

+

+

12

Зонная защита 6:0, 5:1, 4:2

     

+

+

+

+

+

К

+

         

К

13

Ведение мяча 30 м

К

                           

К

14

Прыжки в длину с места

К

                           

К

Содержание занятий

Урок 1

1. Беседа – 3–5 мин. Медленный бег. Ходьба. ОРУ в парах. Упражнения со скакалками – 11 мин.

2. Ознакомление учащихся с передачей и ловлей мяча в скрестных тройках; повторение передачи и ловли мяча в парах на месте; ознакомление с передачей в скрестных движениях в парах в игре (движении).

3. Контрольные упражнения: ведение мяча на 30 м; прыжок в длину с места – 10 мин.

4. Учебная игра – 12–15 мин.

5. Задание на дом: бег на короткие дистанции; прыжки с места на дальность.

Урок 2

1. Медленный бег. ОРУ с набивными мячами. Ускорения в парах по диагонали зала, площадки – 11 мин.

2. Обучение передаче и ловле мяча в скрестных тройках: повторение ловли и передачи мяча в парах на месте; ловля и передача мяча в парах в движении; ловля и передача мяча в тройках в движении; эстафетный бег с ловлей и передачей мяча в командах.

3. Учебная игра – 15–16 мин.

4. Задание на дом: опорные броски мяча с места (у стенки).

Урок 3

1. Медленный бег. Ходьба. ОРУ.

2. Обучение передаче и ловле мяча на месте в парах, в скрестных тройках; ловля и передача мяча в тройках со скрестным движением; ловля и передача мяча в тройках со скрестным движением в медленном беге.

3. Ознакомление с броском мяча из опорного положения с сопротивлением защитника: броски мяча с места, сверху одной рукой из-за головы; броски мяча с одного шага.

4. Учебная двусторонняя игра – 11 мин.

5. Задание на дом: выполнить опорные броски с места и с двух шагов у стенки.

Урок 4

1. Медленный бег. ОРУ с медболами.

2. Обучение передаче и ловле мяча в скрестных тройках: ловля мяча на месте; ловля мяча в тройках в движении; ловля и передача мяча со скрестным движением в медленном беге; ловля и передача мяча со скрестным движением с увеличением скорости бега.

3. Обучение броску мяча из опорного положения с сопротивлением защитника: бросок с места; бросок с места с пассивным защитником (если руки вверху – бросок снизу, если руки в стороны – бросок сверху); броски с места после ловли мяча через пассивного защитника.

4. Ознакомление с зонной защитой; расстановка игроков в защите 6:0, 5:1; передвижение игроков в зонной защите 6:0, 5:1.

5. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 12 мин.

6. Задание на дом: броски из опорного положения.

Урок 5

1. Медленный бег. ОРУ. Прыжки со скакалками – 14 мин.

2. Контрольные упражнения: передача и ловля мяча в скрестных тройках – 8 мин.

3. Обучение броску мяча из опорного положения через защитника: бросок с трех шагов после ловли мяча; бросок мяча с трех шагов через пассивного защитника; бросок мяча с активным защитником.

4. Обучение зонной защите: передвижение в зонной защите 6:0, 5:1; перемещение в зонной защите против игроков, активных в нападении (при смещении и смене мест).

5. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 6 мин.

6. Задание на дом: броски у стенки (через предмет, партнера).

Урок 6

1. Медленный бег. ОРУ. Передвижения в полуприседе и в полном приседе. Рывки по диагонали – догнать бегущего впереди игрока. Бег на время – 10 мин.

2. Ознакомление с передачей и ловлей мяча в восьмерке: ловля и передача мяча в парах в прыжке; ловля и передача мяча в парах, тройках, четверках с отскоком от пола; расстановка игроков при нападении восьмеркой.

3. Контрольное упражнение: бросок из опорного положения с сопротивлением защитника – 9 мин.

4. Обучение зонной защите при входе и перемещении полусредних, центральных игроков.

5. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 12 мин.

6. Задание на дом: составить комплекс ОРУ; выполнить броски с сопротивлением (у стенки).

Урок 7

1. Медленный бег. ОРУ. Упражнения в парах в сопротивлении. Бег приставными шагами, спиной вперед. Выпрыгивание из глубокого приседа с единоборством нападающего и защитника (в парах). Упражнения со скакалками – 14 мин.

2. Обучение передаче мяча в восьмерке: передача мяча в прыжке, в парах, тройках; передача и ловля мяча с отскоком от земли в парах, тройках, четверках; расстановка при нападении восьмеркой; передвижение в восьмерке с имитацией передачи и ловли мяча.

3. Обучение зонной защите: перемещение в зоне при пассивном нападении; передвижение в зонной защите при смене полусредних и центрового игроков.

4. Учебная двусторонняя игра – 9 мин.

5. Беседа «Ошибки, допускаемые при судействе игры» – 3–4 мин.

6. Задание на дом: передвижение в зонной защите.

Урок 8

1. ОРУ. Упражнения в парах (защитник и нападающий) в движении. Упражнения с медболами – 11 мин.

2. Обучение передаче мяча в восьмерке: передача мяча в прыжке в тройках, четверках; передача мяча с отскоком от пола в тройках, четверках; передвижение в восьмерке с имитацией передачи; передвижение в восьмерке с передачей и ловлей мяча.

3. Выполнение броска мяча из опоры с сопротивлением защитника: бросок мяча с трех скрестных шагов; бросок мяча с трех скрестных шагов против пассивного защитника.

4. Контрольное упражнение: зонная защита – 10 мин.

5. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 10 мин.

Урок 9

1. ОРУ. Передвижение в парах (нападающий и защитник). Рывок по сигналу из положения низкого старта (3–4 раза). Рывок по сигналу из положения старта спиной к направлению бега (3–4 раза). Упражнения с медболами – 10 мин.

2. Обучение передаче мяча в восьмерке: передача мяча в тройках в прыжке, с отскоком; передвижение в восьмерке с передачей мяча; передвижение в восьмерке с передачей мяча при пассивной защите.

3. Обучение броску мяча из опоры с сопротивлением защитника: повторение броска с трех скрестных шагов; бросок с трех скрестных шагов против пассивного защитника, выходящего навстречу.

4. Ознакомление с подстраховкой игрока в защите.

5. Двусторонняя учебная игра с судейством учеников.

6. Задание на дом: выполнить броски из опоры у стенки.

Урок 10

1. Медленный бег. ОРУ. Упражнения в парах в сопротивлении. Бег приставными шагами в парах лицом к другу, со сменой направления (по сигналу). Рывки по диагонали – догнать впереди бегущего игрока. Упражнения с набивными мячами – 10 мин.

2. Обучение передаче мяча в восьмерке: передача мяча в тройках с отскоком в прыжке; передвижение в восьмерке с передачей мяча, с пассивной защитой, при активной защите.

3. Бросок мяча из опоры с сопротивлением защитника: бросок с трех скрестных шагов; выход защитника на руки бьющего нападающего игрока; броски мяча через пассивного защитника.

4. Подстраховка игрока в защите.

5. Двусторонняя игра с судейством учеников – 9 мин.

6. Задание на дом: выполнить броски мяча у стенки.

Урок 11

1. Медленный бег. Ходьба. ОРУ. Бег с остановкой и последующим рывком по сигналу. Ходьба на руках (упражнения в парах). Упражнения с медболами – 10 мин.

2. Обучение передаче мяча в восьмерке: передача мяча в тройках, четверках; передача и ловля мяча в восьмерках в медленном беге; закрепление передачи и ловли мяча в восьмерке с пассивной и активной защитой.

3. Обучение броску мяча из опорного положения с сопротивлением защитника: броски с трех скрестных шагов после ловли мяча; броски через защитника (если рука вверху – бросок снизу, если руки в стороны – бросок сверху).

4. Подстраховка игрока в защите.

5. Двусторонняя учебная игра с судейством учеников – 7 мин.

Урок 12

1. Медленный бег. Упражнения для кистей рук в парах в сопротивлении. Рывок из положения низкого старта лицом вперед (3–5 раз). Рывок из положения низкого старта спиной вперед (3–5 раз). Рывок из положения лежа. Прыжки со скакалками – 12 мин.

2. Контрольное упражнение: передача мяча в движении восьмеркой – 12 мин.

3. Обучение броску мяча из опорного положения с сопротивлением защитника. Броски мяча из опоры с пассивным защитником.

4. Подстраховка игроков в защите.

5. Двусторонняя игра с судейством учеников – 6 мин.

6. Задание на дом: знать правила соревнований по ручному мячу.

Урок 13

1. Медленный бег. Ходьба. ОРУ – 10 мин.

2. Контрольное упражнение: броски мяча из опорного положения с сопротивлением защитника – 9 мин.

3. Подстраховка игроков в защите: два нападающих против трех защитников, три нападающих против четырех защитников.

4. Двусторонняя игра с судейством учеников – 15 мин.

5. Задание на дом: подготовиться к сдаче контрольных упражнений (ведение мяча на 30 м; прыжки в длину с места; теория судейства).

Урок 14

1. Медленный бег. Ходьба. ОРУ выполняют 2–3 ученика на отметку. Ускорения; рывки из положения низкого старта, из положения лежа. Упражнения со скакалками – 11 мин.

2. Подстраховка игроков в защите: два нападающих против трех защитников, три нападающих против четырех защитников, три нападающих против двух защитников.

3. Контрольные упражнения: ведение мяча на 30 м на время; прыжки в длину с места; броски мяча на точность; теория судейства соревнований – 15 мин.

4. Подведение итогов занятий. Задание на дом.

Уроки 15–16

1. Медленный бег. Ходьба. ОРУ в кругу. Объяснение характерных ошибок при самостоятельном проведении этих упражнений. Ускорение (по сигналу) по диагонали площадки с остановками на две ноги одновременно. Имитация в беге скрестного шага с броском. Игра «Мяч своему» – 16 мин.

2. Подстраховка игроков в защите: два нападающих против трех защитников, три нападающих против двух защитников.

3. Двусторонняя игра с ее разбором – 15–16 мин.

4. Задание на лето.

11-й класс

Распределение учебного материала

Учебный материал

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Теоретические сведения. Знакомство с групповыми и командными тактическими действиями

В процессе уроков

2

Судейство игры и правила соревнований

В процессе уроков

3

ОРУ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Специальные упражнения

   

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

   

5

Упражнения с набивными мячами

 

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

   

+

 

6

Упражнения со скакалкой.

+

     

+

     

+

     

+

+

   

7

Учебная двусторонняя игра.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

8

Нападение контратакой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Позиционное нападение

   

+

+

+

 

К

 

+

+

+

+

К

     

10

Взаимодействие игроков в нападении

   

+

+

+

+

+

К

               

11

Использование изученных тактических действий и комбинаций

             

+

+

+

+

+

+

К

   

12

Ведение мяча 30 м на время

К

                         

К

 

Содержание занятий

Урок 1

1. Беседа – 5–6 мин. Медленный бег. ОРУ. Упражнения со скакалками: прыжки одновременно с продвижением вперед – 12 мин.

2. Ознакомление учащихся с нападением контратакой: передача мяча от вратаря крайним игрокам на месте (учащиеся строятся в 2 колонны); передача мяча от вратаря двум крайним игрокам на месте, с последующим ведением мяча вперед и передачей друг другу.

3. Контрольные упражнения: ведение мяча на 30 м на скорость; прыжки в длину с места (девушки), тройной прыжок с места (юноши) – 10 мин.

4. Учебная двусторонняя игра – 7–8 мин.

5. Задание на дом: броски и передачи мяча у стенки; составить комплекс ОРУ (6–8 упражнений).

Урок 2

1. Медленный бег. ОРУ. Ходьба – ее проводят 2 ученика. Упражнения с набивными мячами (можно провести комбинированные эстафеты) – 15 мин.

2. Обучение нападению игроков контратакой: передача мяча от вратаря двум крайним игрокам на месте, с последующим ведением и передачей мяча друг другу в шаге.

3. Учебная двусторонняя игра – 8–12 мин.

4. Задание на дом: броски и передачи мяча у стенки; повторить правила игры.

Урок 3

1. Медленный бег. ОРУ. Ходьба.

2. Обучение нападению контратакой: передача мяча от вратаря двум крайним игрокам в шаге с последующей передачей и ведением мяча.

3. Ознакомление учеников с позиционным нападением: расстановка игроков в позиционном нападении против зонной защиты 5:1 и 6:0; атака с мячом и передача ближайшему партнеру в позиционном нападении при зонной защите 5:1 и 6:0.

4. Ознакомление с взаимодействием двух игроков в нападении: передача мяча кистевым броском на месте; передача мяча партнеру с последующим рывком на 2–3 м в любую сторону для получения мяча.

5. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 15 мин.

Урок 4

1. Медленный бег. ОРУ проводят ученики. Упражнения в парах в сопротивлении; обманные движения в парах (защитник – нападающий) – 8–10 мин.

2. Обучение нападению контратакой: передача мяча oт вратаря двум крайним игрокам в шаге с последующей передачей и ведением мяча; передача мяча от вратаря двум крайним игрокам в беге.

3. Обучение позиционному нападению. Атака с мячом и передача его ближнему партнеру в позиционном нападении против зонной защиты 5:1 и 6:0; игровые действия трех игроков против трех защитников.

4. Взаимодействие двух игроков в нападении. Передача мяча партнеру с дальнейшим ускорением и ловлей мяча. Взаимодействие двух угловых игроков. Взаимодействие крайнего игрока (углового) с полусредним.

5. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 9 мин.

Урок 5

1. Медленный бег. Ходьба. ОРУ. Упражнения со скакалками – 7 мин.

2. Обучение нападению контратакой: передача мяча от вратаря двум крайним игрокам в медленном беге; передача мяча от вратаря двум крайним игрокам в медленном беге с последующей передачей и ведением мяча.

3. Обучение позиционному нападению: атака с мячом и передача ближайшему партнеру в позиционном нападении с возвращением на исходную позицию после передачи мяча. Игровые действия трех нападающих против трех защитников, четырех нападающих против четырех защитников.

4. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 9 мин.

Урок 6

1. Медленный бег. ОРУ проводят ученики.

2. Обучение нападению контратакой: передача мяча от вратаря двум крайним игрокам в медленном беге с последующей передачей и ведением мяча; одновременное ускорение двух крайних игроков без мяча для его получения в середине площадки от вратаря; то же упражнение, но с передачей и ведением мяча.

3. Обучение позиционному нападению: атака с мячом и передача его ближнему партнеру с возвращением на исходную позицию после передачи мяча против зонной защиты. Игровые действия трех нападающих против трех защитников, четырех нападающих против четырех защитников. Упражнение можно проводить одновременно на двое ворот.

4. Двусторонняя учебная игра с использованием разученных элементов с судейством учеников – 9 мин.

Урок 7

1. Медленный бег по заданию. ОРУ. Бег приставными шагами. Бег спиной вперед. Соревнования в прыгающем шаге – 7 мин.

2. Обучение нападению контратакой: одновременное ускорение двух крайних игроков для получения от вратаря мяча в районе центральной линии для дальнейшей передачи и ведения мяча. То же упражнение можно выполнять с броском по воротам.

3. Контрольное упражнение: позиционное нападение – 12 мин.

4. Обучение взаимодействию игроков в нападении: взаимодействие двух угловых игроков, крайнего игрока с полусредним, центрального игрока с линейными, центрального игрока с полусредним.

5. Двусторонняя игра с судейством учеников – 8 мин.

Урок 8

1. Беседа о теории судейства – 5–6 мин. Медленный бег. Бег на время. Разминку проводят ученики. Соревнования в тройном прыжке с места.

2. Обучение нападению контратакой: одновременное ускорение двух крайних нападающих для получения от вратаря мяча с дальнейшей его передачей, ведением и броском по воротам. То же упражнение, но при пассивном сопротивлении одного защитника, который мешает вратарю осуществить быстрый прорыв.

3. Контрольное упражнение: взаимодействие игроков в нападении. Каждая пара учеников показывает все виды взаимодействия игроков на площадке – 16 мин.

4. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 8 мин.

Урок 9

1. Медленный бег. ОРУ. Бег приставными шагами в защитной стойке. Упражнения в парах с сопротивлением: защитник с нападающим – 9 мин.

2. Нападение контратакой: одновременное ускорение двух крайних игроков для получения мяча от вратаря; передача мяча друг другу; ведение мяча (если нужно) и бросок по воротам при пассивном сопротивлении одного защитника. То же – при пассивном сопротивлении двух защитников.

3. Повторение позиционного нападения игроков: расстановка игроков против зонной защиты 5:1 и 6:0; после получения мяча – атака (выполнить три скрестных шага с замахом для броска), отдать мяч ближайшему партнеру и вернуться на свое место.

4. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 8 мин.

Урок 10

1. Бег по заданию учителя. ОРУ. Бег приставными шагами в защитной стойке, имитация в беге бросков с прыжка. Салки в тройках (взявшись за руки) – 9 мин.

2. Обучение нападению контратакой: одновременное ускорение двух крайних игроков для получения мяча с дальнейшей передачей, ведением и броском по воротам.

3. Позиционное нападение: игровые действия трех нападающих против трех защитников, четырех нападающих против четырех защитников.

4. Обучение тактическим действиям и комбинациям: перемещение без мяча крайних игроков; перемещение без мяча против защиты 6:0 и 5:1; перемещение без мяча полусредних игроков; перемещение крайних игроков с атакой полусредних с мячом.

5. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 8 мин.

6. Домашнее задание: передача и бросок мяча у стенки; обманные движения (финты).

Урок 11

1. Медленный бег. ОРУ самостоятельно проводят ученики. Бег приставными шагами в стойке защитника. Имитация обманных движений в беге; рывки с места по сигналу; рывки из положения упор лежа, упор присев спиной в сторону бега – 9 мин.

2. Повторение нападения контратакой: передача мяча от вратаря убегающему в быстрый отрыв с места крайнего игрока; передача мяча от вратаря в быстрый прорыв с места полусреднего защитника, с места центрального защитника.

3. Обучение позиционному нападению: игровые действия трех нападающих против трех защитников, четырех нападающих против четырех защитников, четырех нападающих против трех защитников.

4. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 7 мин.

Урок 12

1. Медленный бег. ОРУ. Бег приставными шагами. Имитация обманных движений в беге. Остановка с последующими рывками по сигналу. Упражнения в парах в сопротивлении – 9 мин.

2. Повторение нападения контратакой: передача мяча вратарем, убежавшим в быстрый прорыв с места крайних защитников, с места полусредних защитников, с места центрального защитника.

3. Обучение позиционному нападению: игровые действия четырех нападающих против четырех защитников, четырех нападающих против трех защитников, трех нападающих против трех защитников.

4. Обучение тактическим действиям и комбинациям игроков: перемещение любого игрока команды (по указанию учителя) без мяча и с мячом.

5. Учебная двусторонняя игра с судейством учеников – 8 мин.

Урок 13

1. Бег по заданию учителя. ОРУ со скакалками. Бег приставными шагами; бег спиной. Рывки из положения низкого старта, из упора лежа, спиной к направлению бега. Упражнения в парах (защитник и нападающий) – 10 мин.

2. Нападение контратакой: передача мяча вратарем убегающему игроку с любого места площадки в защите, в пассивной борьбе с защитником другой команды.

3. Контрольные упражнения: игровые действия игроков при позиционном нападении – 7 мин.

4. Обучение тактическим действиям и комбинациям.

5. Учебная двусторонняя игра – 8 мин.

6. Задание на дом: знать комбинации со входом угловых и полусредних игроков; выполнять броски, передачи и ловлю мяча у стенки.

Урок 14

1. Беседа о судействе соревнований. Медленный бег. Ходьба. Учащиеся проводят разминку самостоятельно.

2. Нападение контратакой: передача мяча вратарем, убегающим в быстрый прорыв, двум крайним игрокам с дальнейшей передачей и броском в ворота; то же с любого места.

3. Контрольное упражнение: умение использовать изученные тактические действия и комбинации в двусторонней учебной игре (взаимодействие двух игроков, вход угловых и полусредних игроков) – 20 мин.

4. Задание на дом: подготовиться к сдаче контрольных упражнений.

Урок 15

1. Судейство соревнований. ОРУ проводят ученики на отметку. Медленный бег. Ходьба, ускорения с места с остановкой по сигналу.

2. Повторение нападения контратакой.

3. Контрольное упражнение: ведение мяча на 30 м на время; прыжки в длину с места (девушки), тройной прыжок с места (юноши) – 12 мин.

4. Учебная двусторонняя игра с ее разбором –
10–11 мин.

5. Подведение итогов сдачи контрольных упражнений.

Урок 16

1. Медленный бег. ОРУ проводит учитель – 8 мин.

2. Нападение контратакой.

3. Учебная двусторонняя игра с ее разбором и беседой о правилах соревнований – 10–12 мин.

4. Подведение итогов занятий.

Владимир НЕУСТРУЕВ,
г. Калининград