Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2008

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ

Президентские состязания–2007

Начало, или Ошибки взрослых, за которые отвечают дети…

В день прибытия, как обычно, с утра до вечера работала мандатная комиссия. Из 58 класс-команд, участвовавших в фестивале, к этому времени прибыли и зарегистрировались 53, из них только 42 прошли мандатную комиссию без замечаний. Как сказал главный судья соревнований Юрий ПЕРЕГУДОВ, большинство команд решили свои проблемы в текущем порядке, причем довольно оперативно. Команды из Астраханской и Новосибирской областей допустили слишком серьезные ошибки. В них были дети, которые не учились в данном классе в предыдущем учебном году (согласно Положению, в Президентских состязаниях могут участвовать только те учащиеся, которые были в списках классов на 31 мая текущего года). Решение мандатной комиссии: команды участвуют в состязаниях вне конкурса.

На следующий день оказалось, что таких команд уже четыре – к их числу присоединились команды из Ростовской области и Республики Карелия. Для детей и учителей это настоящая трагедия. Чья вина?

Положение о соревнованиях было продумано досконально, с большим количеством пояснений и разослано по департаментам образования и региональным спорткомитетам, а также помещено на сайте http://www.rossport.ru

В местные органы управления образованием были разосланы и другие письма, которые содержали дополнительные инструкции, например, о том, что каждая команда должна иметь нагрудные номера. Результат: почти половина команд приехала без нагрудных номеров, никто учителей не предупредил. Хорошо, что организаторы предвидели такую ситуацию и привезли с собой несколько запасных комплектов номеров. На всех их все равно не хватило, и команды выручали друг друга, обмениваясь номерами, а остальным пришлось воспользоваться напечатанными на принтере бумажными цифрами.

Скоординированность действий всех ветвей управления в регионах и общая ответственность за результат – необходимое условие успешного выступления и, главное, – «послевкусия» от соревнований, которое останется у ребят и учителей. Оформление всех документов отнимает много времени – об этом говорили и учителя, и представители региональных органов управления образованиием. Но… спортивно-оздоровительный фестиваль должен приносить участникам, и в первую очередь детям, радость и только радость.

Проблема скоординированности взаимодействий, а также разработки Положения о соревнованиях и последующих рекомендаций взволновала многих, но в первую очередь – команды, которым пришлось выступать вне конкурса. Руководитель команды Новосибирской области обратился в редакцию газеты «Спорт в школе» с просьбой опубликовать его предложения. Выполняем его просьбу.

Предложения по улучшению организации и проведения «Президентских состязаний»

1. Положения доставляются в регионы очень поздно (конец мая – начало июня).

2. Количество представителей должно быть увеличено до трех человек. Проживание и питание их должны оплачиваться так же, как и содержание команды во время проведения соревнований, так как команды не могут приобретать железнодорожные билеты без включения медицинского работника в состав делегации.

3. Необходимо восстановить в Положении пункт о малокомплектных школах. Команда может формироваться из одной параллели школ района, если в классе учится менее 16 человек (учитывать демографическую ситуацию в России).

4. Зачет в «Президентском многоборье» необходимо проводить по 14 лучшим результатам (худшие результаты одного мальчика и одной девочки не считать). Во время соревнований могут случиться травмы, болезни. Положение само себе противоречит. Ведь им же предусмотрено, что в стритболе и в футболе есть запасные игроки, а в тестах – в основном виде соревнований – их нет.

Есть нестыковки между Положением и рекомендациями:

1. В Положении указывается три этапа проведения фестиваля, а в рекомендациях – четыре этапа.

2. В Положении не указано, что в предварительной и в официальной заявках должны быть одинаковые фамилии, имена и отчества участников, а в рекомендациях это указывается, как и дата – 31 мая т.г.

Кроме того, в рекомендациях не учитываются реальные жизненные ситуации. Ведь за три месяца (июнь, июль, август) может многое произойти: человек может уехать, заболеть, родители могут не разрешить ребенку ехать – да мало ли что может случиться!

Основной документ для любого чиновника – это Положение, а рекомендации могут выполняться, а могут и не выполняться.

Все, что организаторы хотят сделать, они должны прописывать в основных документах, каковым является Положение, а не в рекомендациях.

Н.И. КОНДРАТЕНКО,
заведующий спортивным отделом ОЦДОД,
г. Новосибирск

Надеемся, что при разработке очередного Положения о состязаниях будут учтены вышеизложенные предложения и замечания. Тем более что следующий фестиваль – 10й, юбилейный. Мы надеемся, что Положение будет напечатано в нашей газете, как только оно будет разработано и утверждено.

Открытие

Второй раз детский федеральный центр «Смена», который находится недалеко от Анапы, в поселке Сукко, принимает у себя участников заключительного спортивно-оздоровительного фестиваля «Президентские состязания». Организация открытия – ответственность хозяев. Ктото удивится, услышав мое мнение. Я считаю, что в таких мероприятиях зрелищность – не самое главное, ведь для семиклассников (а дети именно этого возраста принимали участие в соревнованиях) динамика общего мероприятия, включенность каждого ребенка в общий процесс гораздо важнее.

Именно это как нельзя лучше удалось сделать в этот раз. Короткое, четкое поздравление от всех ветвей власти и организаторов, веселый концерт с небольшой «разминкой» зрителей: «А вы когда-нибудь были болельщиками? «Волну» делать умеете? Давайте попробуем!» – дали желаемый результат. Детям понравилось, а это главное.

Кстати, идея понравилась и многим педагогам: такой прием легко можно использовать при проведении любых соревнований внутри школы.

«Какими должны быть уроки физической культуры?»

Круглый стол еще не начался, а учителя уже удивлялись: «О чем будет разговор? Нам в анкете об уроках физкультуры вопросы задавали – мы все написали!» Но пообщаться пришли, и разговор, как и ожидалось, пошел довольно эмоционально и содержательно.

Учителя знают, что в настоящий момент разработаны нормы ГТЗО, понимают, что их могут утвердить в самое ближайшее время. Однако педагоги удивлены: почему их профессиональное мнение об этом никого не интересует?

Нельзя не согласиться с учителями. Ощущение раба, для которого кто-то придумывает новые задания, несовместимо с педагогической деятельностью. А учитель, если к нему относятся не как к полноправной личности, а как к исполнителю чьейто (пусть даже самой гуманной) воли, начинает ощущать себя рабом.

За время, прошедшее после Фестиваля–2007, нам удалось напечатать нормативную часть проекта ГТЗО. Надеемся, что слова учителей будут услышаны и у них появится возможность ознакомиться и с методической частью, а также при желании высказать свои замечания и дополнения.

Стенограмма дискуссии

– Снова что-то придумывают, не спрашивая нас, практиков. Зачем нужны новые тесты? Есть, например, Президентские, по которым мы соревнуемся здесь. Их можно только чуть-чуть доработать, что-то убрать из них, что-то туда добавить и использовать в школе – ничего нового не нужно придумывать. Только проводить тестирование нужно не один раз в году, а как минимум дважды: в начале и в конце учебного года. Я у себя именно так и делаю. По результатам ребят смотрю, правильно я работал или нет, в каком классе на что должен обратить внимание.

– А у нас все школы так и делают.

– Где – у вас?

– В Новгородской области. Сначала проводится тестирование осенью, потом каждый учитель ежемесячно делает промежуточные замеры, а в мае мы получаем результаты, которые сравниваем с исходными. Если результаты были положительными, классному руководителю и учителю физической культуры полагается надбавка к заработной плате.

– Получается, вы целый год работаете только на результаты тестирования? Работа на тесты предполагает спортивную направленность уроков физической культуры: каждый учитель заинтересован в победе. При этом часто о здоровье детей просто забывают.

– Не совсем так: мы работаем по обычной программе, просто регулярно проверяем, чего достигли наши ученики. От этого их здоровье не становится хуже.

– Однобокое физическое развитие опасно в любом случае. Уклон в тестирование отнимает у детей возможность позаниматься чем-то другим, например поиграть в спортивные игры.

– Тестирование проводится не столько для детей, сколько для учителей. После него мы понимаем, на что должны обратить больше внимания, какие физические качества развивать у того или иного ученика.

– Такая работа требует индивидуального подхода к каждому ученику, а как это можно сделать, если в классе не меньше двадцати пяти человек, а часто – больше тридцати?! При таком количестве детей уследить за развитием каждого ребенка невозможно. Мы же должны учитывать все, в том числе и состояние окружающей среды, и то, с каким здоровьем дети приходят в школу.

– Мы живем за Полярным кругом – в Мурманской области. Десять месяцев в году у нас зима. Конечно, моторика и обмен веществ у нас и у южан разные – все это должно быть учтено при создании тестов.

– Вряд ли разработчики новых норм не учли это – наверняка есть какие-то поправочные коэффициенты. Но ведь нужно учитывать и деятельность загрязняющих природу градообразующих предприятий. Кстати, интересно, учли ли разработчики главную беду бывшего комплекса ГТО – приписки?

– Приписки не возникали на пустом месте, они являлись естественным следствием того, что все были обязаны сдавать эти нормы. Интересно, новые нормы будут обязательными для всех учеников? И будут ли результаты влиять на отметку по физической культуре?

– Мы забываем о самом главном: о родителях, которые не захотят, чтобы их дети сдавали эти нормы. Если от сдачи норм будет зависеть отметка, многие родители вообще не пустят детей на уроки, принесут справки и освобождения. И чего мы тогда добьемся? Не думаю, что оздоровления нации!

– А я думаю, что, если у ребенка отметка не будет зависеть от сдачи норм и тестов, никто вообще заниматься не будет!

– Заниматься физкультурой из страха перед плохой отметкой будут единицы. Но и они потом, после школы, вспомнив, как их заставляли, вряд ли будут продолжать заниматься спортом!

– Какие бы нормы нам ни давали, это лишь направление нашей работы. И от нас зависит, сможем мы помочь детям двигаться к этим нормам или нет.

– Думаю, что по количеству побед на соревнованиях должны оцениваться спортивные школы, а урок физкультуры в обычной средней школе должен быть оздоравливающим, а не нацеленным на спортивные достижения.

– Многие очень хорошие учителя принципиально не участвуют в межшкольных спортивных соревнованиях, потому что уверены: спорт даже такого уровня подменяет настоящую цель занятий физической культурой.

– Я об этом и говорю. Наша задача – заниматься на уроках не спортом, а здоровьем детей. А спорт и участие в спортивных соревнованиях должны оцениваться как результат дополнительного образования, а не уроков физической культуры.

– На уроке главное – привить любовь к здоровью, научить, как им заниматься на протяжении всей жизни. Спортивный результат – совсем другая задача.

– Мы не можем обсуждать новый комплекс ГТЗО, потому что мы не знаем ни его целей, ни задач. К сожалению, если комплекс будет принят без профессионального обсуждения, окажется просто-напросто поздно: нас заставят его выполнять, и многие проблемы, которые могли бы быть сняты при обсуждении, останутся. Часто мнения спортивных комитетов и системы образования не совпадают. У нас, например, системе образования физкультура вообще не нужна.

– Я помню, как страдал, когда мои друзья получили золотые значки ГТО, а я – только серебряный. А потом я понял, что все это профанация. И у меня, и у моих одноклассников этих значков было по целой горсти – какой в них смысл? Если новые нормативы не учитывают этого, в них нет смысла.

– Есть дети, которым не хочется получать эти значки, не нужно им это. Что мы с ними делать будем?

О судействе и соревнованиях

Все участники фестиваля 2007 г. отметили четкую, слаженную работу судей во время проведения «Президентских тестов» и других соревнований. Как и раньше, учителей не допускали на поле во время приема тестов, но на этот раз недовольных было мало. Большинство отметили, что это не только позволяет организовать четкую работу судей, но и дисциплинирует учеников. Оставшись без учителя, волнующегося о каждом шаге своих подопечных, ребята самоорганизовывались, активно поддерживали друг друга.

Судьи не забывали и о том, что в соревнованиях участвуют обычные дети, а не спортсмены, что дети учатся многому и во время соревнований.

Команда, ожидающая старт для кросса, выстроилась по кромке стадиона. Мимо бегут усталые соперники – последний круг, кажется, что сил больше нет. «Ребята, а давайте поддержим этот класс!» – судья обращается к ждущим своей очереди мальчишкам и девчонкам. «Молодцы! Держитесь! Еще немного осталось!» – аплодируют бегущим взрослые и дети. И, откуда ни возьмись, появляются силы: так важно, чтобы тебя поддержали! Но еще важнее – уважать соперника, поддержать его: с сильным соперником состязаться интереснее…

Как и в прошлые годы, судьями на фестивале были люди, работающие в разных регионах России: директора спортивных школ, учителя, спортсмены, профессиональные судьи по различным видам спорта. Судейская бригада в основном осталось прежней (см. № 1, 2007 г.).

Старшим судьей по легкоатлетическим видам спорта был Михаил БАРИБАН, чемпион СССР 1972 г., чемпион Всемирной Универсиады 1973 г. в тройном прыжке. Громкое спортивное прошлое с блестящими победами и горькими поражениями, яркое настоящее: Михаил Михайлович в настоящий момент – директор ДЮСШ г. Краснодара. Он, как и остальные судьи, принимал Президентские тесты, в том числе прыжок в длину.

Вот один из разговоров Михаила Барибана с теми, кто приходил к нему на сдачу норматива.

– Тебя как зовут, красавица?

– Люся.

– Ах, как давно я не слышал это красивое имя… Ну, покажи, на что ты способна.

– Я плохо прыгаю, у меня ноги короткие…

– Как же можно называть красивые ноги короткими?! Никогда больше так не говори! Вставай у линии, вот так… Нет, ноги лучше поставить на ширину плеч, а не вместе. Прыжок… Молодец! А можешь и лучше, только попробуй прыгать не вперед, а вперед и вверх, примерно в эту точку. Прыжок… Вот видишь! А теперь третья, заключительная, попытка. Сможешь за метр восемьдесят? Конечно, сможешь, я в тебя верю! Пожалуйста, порадуй меня. Прыжок… Я же говорил!

Участники соревнований не знали, что им давал урок великий спортсмен. Но, как оказалось, они интуитивно это поняли: «Нам так понравилось, когда нас судил вон тот высокий дяденька! – рассказывали они потом учителям. – Правда, он такой добрый! Мы все свои результаты улучшили в третьей попытке!»

– Спорт – это модель жизни. Во время тренировок и соревнований, даже если юному спортсмену и не удастся достичь самых высоких спортивных вершин, он проходит все перипетии, с которыми ему еще не раз предстоит встретиться в жизни. Человек встречается с непорядочностью соперников и с их благородством, с честью и с подлостью, с обязательностью и предательством, с удачами и неудачами... Молодой человек начинает понимать, что его жизнь – в его руках, что без огромных усилий и самодисциплины ничего в жизни не достигнешь, – делился своими мыслями о том, что дает спорт людям, Михаил Барибан и продолжал. – Мы старались, чтобы это поняли, почувствовали и участники соревнований. Я никогда не называл тех, с кем соревновался, противниками – не люблю это слово. Для меня никогда не существовало противников – были только соперники. Соперничество порождает совершенствование, заставляет каждого стремиться прежде всего к победе над собой и только потом – к победе на соревнованиях. То, как наши воспитанники будут относиться к соревнованиям, во многом зависит от позиции тренера. Если тренер будет видеть во всех остальных спортсменах только противников, это повлияет и на его воспитанника, в первую очередь на характер. Спортсмен должен ценить своего соперника, восхищаться его успехом и никогда, ни при каких условиях не радоваться его неудачам. Когда заканчивается марафон, последнему финиширующему весь стадион аплодирует стоя: этот человек не выиграл соревнования, но у него хватило мужества и сил закончить дистанцию, и это – его победа. Во время соревнований мы предлагали ребятам поддержать команды соперников: когда одна команда бежала один километр, а другая только готовилась к этому забегу, ребята аплодировали бегущим. Кстати, они это делали с удовольствием.

У себя в регионе Михаил Михайлович пытается воплотить в жизнь идею, которая, возможно, позволит не только в Краснодарском крае, но и во многих других городах России решить одну важную проблему.

– В спортивных школах множества российских городов проблема заключается в том, что стадионы находятся далеко от жилых районов. А спортивное сооружение должно быть максимально близко для детей, которые там тренируются. В то же время почти во всех общеобразовательных школах есть спортивные площадки, но они очень часто находятся просто в плачевном состоянии. Мы хотим в каждом округе города одну из общеобразовательных школ сделать базовой для спортивной школы – тогда у нас будет возможность привлечь ребят этой школы и всех соседних к тренировкам: из одного района в другой на тренировки ребенка не отпустят, а в соседнюю школу – с легкостью.

Такое сотрудничество облегчит жизнь тех, кто работает не только в спортивных школах, но и в общеобразовательных: обслуживание этих спортивных объектов и уход за ними мы могли бы разделить между собой. Многие спортивные школы находятся в ведомстве Министерства образования и науки – финансовая ответственность за площадки, эксплуатируемые общеобразовательной и спортивной школами, могла бы осуществляться на паритетной основе. Пока этот проект находится в стадии разработки, но опыт такой работы у нас уже есть, и, как только он будет иметь юридическую силу, я обязательно расскажу об этом подробнее.

Идею о том, что спортивные и общеобразовательные школы могут помочь друг другу, разделяют и многие другие судьи «Президентских состязаний». В Оренбургской области такое взаимодействие уже давно налажено. Ахмет СУЛЕЙМАНОВ, директор областной СДЮШОР г. Оренбурга, рассказал о своем опыте:

– Каждый тренер моей школы обязательно работает и в школе общеобразовательной – ведет уроки физической культуры. Хоть один час в неделю, но ведет. Это важно для всех: и для тренера (чтобы он мог найти новых воспитанников, был ближе к ребятам, понял специфику работы в школе), и для учеников (они гораздо легче приходят в спортивные секции к человеку, которого уже знают как одного из учителей своей школы), и для школьных учителей (они работают по совместительству у нас в спортшколе, знакомятся с опытом наших лучших тренеров).

Ахмет Шавкатович уверен: только так можно и уроки физкультуры в школе сделать более интересными, и дать шанс юным талантам найти свой вид спорта и добиться высоких результатов.

Главный судья соревнований по дартсу Андрей ГУБАРЕВ, директор Вологодского областного центра внешкольной спортивно-массовой работы, мастер спорта по дартсу, работал на «Президентских состязаниях» впервые и очень удивился, узнав, что раньше соревнования проводились по слишком упрощенным правилам. На этот раз детям была дана возможность чуть больше размяться и сделать два зачетных подхода. Прежде чем ребята вышли на соревнования, судьи попробовали сыграть сами: Андрей Викторович показывал, как правильно встать при броске, как считать очки. А после его увлеченного рассказа о дартсе и самим хочется заняться этим видом спорта.

– Я занимаюсь дартсом более десяти лет и уверен, что эта увлекательная игра незаслуженно малоизвестна в России. Это чудесный, увлекательный вид спорта, доступный людям с любой комплекцией, с любым уровнем физической подготовки. При этом все участники получают довольно приличную физическую нагрузку, а это, конечно же, полезно. На соревнованиях и на тренировках спортсмены бросают дротики с расстояния 2 м 73 см от цели, достают их из мишени, снова бросают. За время игры, которая длится примерно семь партий продолжительностью от 3 до 10 мин. каждая, человек проходит примерно 6–7 км. Для многих дартс – хороший способ поддерживать здоровье, тем более что для занятий этим видом спорта нет никаких ограничений. Кстати, эта игра положительно влияет на зрение: мишени делаются определенных расцветок, успокаивающих глаза.

И еще один плюс: оборудование вполне доступно по цене, его может приобрести каждая школа. Хорошая мишень стоит 1400–1700 рублей, дротики – 300–1500 рублей за комплект. Но учтите, что это долгосрочное оборудование: мишень служит около пяти лет, дротики вообще не снашиваются – я пользовался своими одиннадцать лет, жалею, что потерял, иначе они бы мне служили еще много лет. Помещение для дартса требуется минимальное, оборудование дешевое, правила простые. На крупные соревнования можно заявляться после года тренировок, а на городские – и через месяц, проводятся они независимо от погодных условий.

Это очень нетравматичный вид спорта. Я трижды судил соревнования в детской колонии для несовершеннолетних. Соревнования проходили очень спокойно – никаких травм, никакой агрессии. Этот вид спорта нравится всем, и каждый может добиться в нем больших успехов. В университете, где я раньше работал, мы открыли секцию для преподавателей, туда ходили в основном женщины. Три из них за три года стали мастерами спорта.

Так как мы считаем, что в России дартс действительно малоизвестен, сегодняшний выпуск «Газеты в газете» мы посвящаем этому виду спорта: его истории, особенностям тренировок и соревнований. Хочется верить, что на следующих «Президентских состязаниях» дартс выйдет на качественно новый уровень.

Мечты, мечты…

Конечно, учителя много говорили о том, какие изменения, с их точки зрения, нужно внести в Положение о «Президентских состязаниях». Часть предложений совпала с высказанными в прошлом году, но были и новые. Хочется отметить, что многие идеи можно использовать при проведении не только этих, но и других соревнований школьников.

Предложения

1. В Положении должны быть прописаны нормы финансирования питания команд во время поездки на соревнования. Многие едут издалека: трое, четверо и даже семь суток в поезде в одном направлении. Это тяжелое испытание и для детей, и для педагогов. В некоторых регионах на питание детей в это время выделяется так мало денег, что учителям приходится тратить на это собственные средства.

2. Регионам, расположенным далеко от места проведения соревнований, нужна федеральная финансовая поддержка на дорогу. Семь суток в плацкартном вагоне не прибавляют здоровья нашим детям. Есть регионы богатые – они могут себе позволить оплату самолета для класс-команды, и это делает честь их руководителям. Но есть бедные регионы, которые вообще не находят средств на транспортировку команд. Результат: в соревнованиях участвуют не те класс-команды, которые сильнее, а те, у кого богатые родители, так как ребята едут за свой счет.

На одной из пресс-конференций, проведенных в конце 2007 г., мы задали
Вячеславу ФЕТИСОВУ вопрос о том, будут ли пересмотрены нормы питания участников соревнований на время их поездки к месту проведения соревнований, планируется ли финансовая поддержка спортсменов во время поездки. Вот какой ответ мы получили:

– Мы будем еще раз просить Минфин, чтобы нашли возможность финансирования участия спортсменов из удаленных регионов, например с Дальнего Востока и из Сибири, за счет федерального бюджета. Физкультура и спорт могут и должны объединить страну, но вместо этого многие спортсмены из отдаленных регионов России ощущают себя ненужными. Поэтому мы будем просить Минфин о том, чтобы и у детей центральных регионов появилась возможность летать на соревнования в отдаленные районы, чтобы они смогли почувствовать величие и простор нашей Родины.

Нормы суточных для спортсменов пока не пересмотрены, но в ближайшем будущем планируется введение новых государственных норм.

3. Конкурс художественной самодеятельности нужно оставить обязательным, но не оцениваемым в баллах. В прошлом году учителя предлагали ввести вместо него соревнования по черлидингу. На этот раз прозвучало другое предложение: дать каждой класс-команде задание приготовить небольшую презентацию на 3–5 мин., в конце которой команда должна будет продемонстрировать танец с набором определенных движений. Это вариант так называемого стартинга – используемой психологами и педагогами методики знакомства большого количества групп участников между собой. Вечера с такими презентациями могли бы стать одновременно и хорошей разрядкой для участников фестиваля, и местом общения друг с другом.

4. Соревнования по скиппингу нужно проводить с ограничением времени, например до 10 мин.

Вместо заключения

Соревнования проходили не только между теми, кто играл. Не менее азартно состязались и болельщики: заготовленные дома или придуманные на ходу кричалки звонко раздавались из всех мест, где шли игры. Больше всего нам понравилась одна, которую хочется прокричать вслед за участниками «Президентских состязаний» всем ребятам всех школ – тем, кто не попал на соревнования, кто проиграл, но от этого не стал (хочется верить!) менее любимым своими близкими, друзьями, учителями:

«Мальчики (девочки), любимые, вы непобедимые!

А если победимые, то все равно любимые!»

Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Анапа – Москва