Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2007

МЕТОДИКА. ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ


Новогодние приключения

Сценарий проведения спортивного праздника в начальной школе

Для учителя физической культуры подготовка и проведение различных спортивных праздников – хлопотное дело: сценарий, виды испытаний, призы, инвентарь. Для ребят это приключения и праздник. Они вносят свой вклад в этот праздник, делая его веселым, захватывающим и неповторимым. Здесь присутствуют различные эмоции: и радости, и переживания. На «Веселых стартах» дети проявляют находчивость и любознательность, сообразительность и хитрость, умение взаимодействовать друг с другом, работать в команде.
Учителю важно продумать все до мелочей:
– оформление зала;
– ход испытаний;
– приглашения для гостей;
– инвентарь;
– призы.
А главное для нас, учителей, – с каким настроением уйдет ребенок из спортивного зала.
Возникает вопрос: нужно ли среди младших школьников выявлять победителей (положительные эмоции, радость, желание работать дальше) и побежденных (обиды и выяснения отношений в команде – изза кого проиграли, грусть в глазах и слезы)? Многие учителя видели это не раз. А ребенок после таких соревнований уже не уверен в себе и на следующие испытания идет с нежеланием, со страхом.
Пусть праздник будет праздником для всех: и для ребят, и для приглашенных, и для нас, учителей!

Подготовка

Сценарий. Если это Новый год, то Дед Мороз должен быть обязательно! Ведь многие дети верят в новогоднее чудо и в Деда Мороза с подарками. Мы организуем эстафеты, в которых команды должны добыть призы или сладости для своей команды (для этого разговариваем с родительским комитетом в классах и придумываем, какие приготовить призы). А так как команды всегда равны по количеству участников, то призов хватит всем. Зал украшаем снежинками, гирляндами, которые ребята изготовили сами в качестве домашнего задания, и шариками.

Цели и задачи праздника. Подарите детям праздник, дайте им возможность реализовать умения и навыки, полученные на уроках, в соревнованиях. Необходимо совершенствовать развитие физических качеств посредством эстафет, воспитывать умение работать в команде, прививать интерес к систематическим занятиям физической культурой.

Ход праздника

В украшенный зал входят дети. Ведущий объясняет, что у них сегодня не просто урок, а испытания – готовы ли они к ним приступить? Если да, то сначала ребятам надо найти свою команду.

1. «Найди свою команду». На скамейках лежат фрагменты двух картинок или открыток (если мы хотим разделить детей на две команды). Каждый ребенок подходит и берет по одному фрагменту. Когда все фрагменты разобраны, дети стараются собрать картинки (по принципу мозаики или паззлов). Все, кто участвовал в сборе одной картинки или открытки, являются членами одной команды.
Открывается дверь, и в зал входит Дед Мороз. В руках у него две елки.

Д.М. О! А куда я попал? Что это? Как здесь красиво! Сколько ребят! Ребята, где я?

Дети рассказывают Деду Морозу, куда он попал.

Д.М. На дворе зима, а вы совсем раздетые. Где ваши варежки, валенки? Вам не холодно?

Ребята объясняют Деду Морозу, что у них испытания, что им предстоит бегать, прыгать и они не замерзнут.

Д.М. Как хорошо, что я попал к вам! Я очень люблю соревнования и испытания. У вас будет весело и жарко. А давайте я вам эти елочки подарю, но с условием – нужно нарядить их.

Дед Мороз ставит елки на обозначенные места, рядом кладет елочные украшения и рассказывает условия следующего испытания.

2. «Наряди елочку». По сигналу каждый участник команды по очереди подбегает к елке и украшает ее (разрешается брать и вешать на елку одно украшение), возвращается к своей команде и передает эстафету следующему участнику.

Д.М. Пока вы будете наряжать мои елочки, я съезжу в лес за подарками. Согласны?

Дед Мороз дает старт хлопушкой. Ребята начинают следующий конкурс. Дед Мороз выходит из зала.
Когда все украшения окажутся на елке, ведущий рассказывает о следующем конкурсе.

3. «Сладкая веревочка». К палочке привязана веревка длиной 10–12 м. К веревке на равном расстоянии привязаны конфеты. По команде ведущего к палочке подбегает первый участник команды, накручивает веревку на палочку до первой конфеты, снимает или срезает ее, кладет в корзину своей команды и передает эстафету следующему участнику и т.д. Как только все конфеты будут срезаны, а веревка накручена на палочку, можно переходить к следующему испытанию.

4. Конкурс капитанов «Снежки». Капитан встает напротив своей команды на расстоянии 5–8 м. В руках у него корзина. Все участники команды держат в руке по одному «снежку» из бумаги. По сигналу ведущего участники каждой команды по одному начинают броски, а капитан старается поймать «снежки» своей команды. Когда все участники команды закончили броски, капитан меняет у ведущего «снежки» на призы.

5. «Мандаринчики». Вокруг елки ставятся конусы по количеству участвующих в эстафете, под которыми лежат мандарины. По сигналу первый участник бежит к елке, поднимает конус, берет мандарин, отправляет его в корзину своей команды и передает эстафету следующему.
Труднее всех в этом испытании придется последним участникам, потому что некоторые конусы будут пустыми, поэтому пока участ­ник команды не добудет мандарин для команды, он не может убежать от елки.

6. «Переправа». Капитан встает к елке напротив своей команды и надевает лыжи. По сигналу он направляется к своей команде. Поравнявшись со своей командой, разворачивается, и к нему на лыжи встает один участник. Капитан перевозит его к елке, идет за следующим участником и так до тех пор, пока вся команда не окажется у своей елки.
В зале появляется Дед Мороз с подарками.

Д.М. Как хорошо, что я не опоздал и вы еще здесь! Мои маленькие шалунишки – зайчата и лисички испортили мои любимые открытки. Я видел, как вы быстро складываете мозаику. Ребята, помогите мне собрать открытки!

Ведущий. Ребята, поможем Дедушке Морозу!

Дед Мороз достает конверты, в которых лежат разрезанные открытки, и вручает каждой команде по конверту.
Пока ребята собирают открытки, ведущий собирает в подарок командам все собранные ими призы и упаковывает их в праздничные коробки, мешочки и т.д.

Ведущий. Ура! Готово!

Дед Мороз благодарит детей за помощь и вручает им подарки.

Мы видим радость в глазах детей – это самая большая награда для нас, учителей, и самый лучший праздник.

Евгения ПЕТЕНКО,
Татьяна РЖЕВСКАЯ,
НПО «Школа самоопределения»,
Москва