Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2007

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ


Круглый стол с острыми углами

В конце октября в РИА «Новости» состоялся круглый стол на тему «Инициативы регионов по развитию спорта». Как реализуется Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы»? Чего можно ждать от нее в самом ближайшем будущем?

Результаты

Инспекторская группа Контрольной палаты Государственной думы Томской области проверила использование средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Томской области на 2006–2008 годы» (выборочно).
Специалисты под руководством аудитора Ольги НАШИВОЧНИКОВОЙ проанализировали, насколько эффективно Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области и администрацией Кривошеинского района осваивались бюджетные деньги в период 2006 г. и I полугодия 2007 г.
Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Томской области на 2006–2008 годы» предусматривала в 2006 г. финансирование 38 мероприятий в объеме 80,12 млн. руб. Проверяющие установили, что не был соблюден принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств, Департаментом по молодежной политике как разработчиком программы не определены необходимые объемы финансирования и виды строительства по каждому конкретному объекту, включенному в Перечень программных мероприятий.
Департаментом по молодежной политике произведено размещение заказов по 5 объектам на сумму 3 662,8 тыс. руб. без конкурсов.
Администрация Кривошеинского района осуществляла организацию и приемку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности, не имея на то соответствующей лицензии.
В конкурсной сметной документации по рекон­струкции западной трибуны стадиона «Труд», подготовленной сотрудниками УМП «Томскстройзаказчик» и утвержденной Департаментом по молодежной политике на сумму 6 406,6 тыс. руб., стоимость вентиляционных агрегатов завышена на 1 827 тыс. руб. по отношению к проектносметной документации, получившей положительное заключение Госэкспертизы.
Конкурс по размещению заказа на капремонт спорткомплекса Томской областной школы высшего спортивного мастерства, проведенный ОГСУ «Центр государственного заказа» по заданию Департамента по молодежной политике, и заказа на капремонт теплотрассы к спорткомплексу являлся неэффективным, так как снижение стартовой стоимости работ подрядчиком (ООО «Электромонтаж») не реализовано…

…Проверка показала низкую степень ответственности специалистов служб технадзора, установлены случаи очевидной подмены материалов и оборудования.
Выборочными контрольными обмерами, проведенными на 4 объектах Программы, установлено, что Департаментом по молодежной политике неправомерно произведена оплата в сумме 4 154 тыс. руб. исполнителям за работы, которые фактически не выполнялись.
По итогам проверки Контрольной палатой приняты следующие меры: в адрес начальника Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области направлены представления для привлечения виновных к ответственности (организаций, осуществляющих технический надзор, – ОГУ «Облстройзаказчик», УМП «Томскстройзаказчик», НП «Дирекция ЖСП») и возврата бюджетных средств, использованных на неправомерную оплату, – 4 154 тыс. руб.
На момент составления отчета часть средств подрядчиками восстановлена в бюджет: выполнены работы на общую сумму 1 858,3 тыс. руб. «Томстройзаказчик» восстановил в областной бюджет 63,9 тыс. руб. (сумма, неправомерно полученная за осуществление технического надзора по невыполненным работам по реконструкции западной трибуны стадиона «Труд»).
Департаментом по молодежной политике представлено соглашение, подписанное с ООО «Сибирская cтроительная компания», с обязательством последнего восстановить в бюджет неправомерно полученные бюджетные средства в сумме 2 129,7 тыс. руб. до февраля 2008 г.

Татьяна ГУБИНА
Материал впервые был опубликован на сайте http://www.audit.tomsk.ru

Подошел к концу второй год работы по реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», согласно которой у нас в стране будет построено множество спортивных объектов, а, как следствие, увеличится количество россиян, систематически занимающихся физической культурой и спортом (о ФЦП мы писали более подробно в № 4, 2006 г.). И это здорово!

Однако с каждым годом абсолютно здоровых детей становится все меньше и меньше. Не станут ли строящиеся сегодня спортивные объекты невостребованными, ведь спортом могут заниматься только абсолютно здоровые люди?! Либо эта задача Федеральной целевой программы невыполнима, либо уже сегодня следует больше внимания уделять детям, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе.

Как сообщил журналистам Владимир Михалев, ректор Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, президент Сибирской олимпийской академии, «эта проблема давно Росспортом регулируется. Во всех физкультурных вузах давно введена новая специальность – адаптивная физическая культура. По ней готовят специалистов для той категории учащихся, которые имеют отклонения в состоянии здоровья. В наше время эта специальность очень востребована. Студенты понимают, что движение, в частности физическая культура, решает многие проблемы здоровья. Практика показывает, что движение помогает человеку не только стать здоровее, но и выздороветь. Этим детям даже в большей мере, чем другим, необходимы новые спортивные залы, чтобы стать здоровыми».

Однако среди объектов Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», сданных в эксплуатацию в 2006 году (всего 24 объекта), нет ни одного, который можно использовать для занятий адаптивной физической культурой. В основном это ледовые дворцы, физкультурноспортивные комплексы, Центры олимпийской подготовки.

Проблемы

Заместитель руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту Сергей Король высказал следующее мнение: «Сейчас вопрос не в том, придут или не придут в спортивные залы, а в их острой нехватке. Сегодня, если открывается ледовый каток, то он работает с утра до ночи, в основном, конечно, за счет взрослых платных групп. И даже когда мы построим все объекты, все равно будет ощущаться их нехватка. Сегодня нет ни одного объекта, который бы пустовал. Федеральной целевой программой предусмотрено строительство 733 спортивных залов с бассейнами, 1467 многофункциональных залов, 733 стадионов­площадок в общеобразовательных учреждениях. Много это или мало? Да, это капля в море. Но это как катализатор. В этом году в Москве открывается 52 универсальных спортивных зала. А ведь совсем недавно строительство 10 ледовых дворцов в столице считалось чем­то выдающимся.

Кроме того, у нас реализуется ряд национальных проектов, в том числе проект «Здоровье». Сегодня мы строим не только спортивные объекты, но и профилактические, а также учебные».

Государство в расчете на одного человека ежегодно в среднем расходовало менее 170 рублей (данные 2003 г.), в то время как, скажем, в Великобритании – почти 60 долларов. Имеющиеся в России спортивные сооружения способны принять лишь 5,5 млн. человек. Спортзалами сегодня обеспечено примерно 50% населения России, плоскостными сооружениями – менее 22%, бассейнами – чуть более 5%.

На заседании не раз проводилась параллель между последним широкомасштабным строительством накануне Олимпиады80 и нынешней Федеральной целевой программой. Разница очевидна. Предолимпийское строительство было направлено только на спорт высших достижений. Нынешняя программа, помимо высшего спорта, призвана поднять и спорт массовый. Это, безусловно, шаг вперед. Но не победный.

Перспективы

Для развития массового спорта нужно начать с самых азов – строительства высококачественных спортивных площадок на местах, современного оснащения спортивных залов. Причем количество таких современных сооружений на местах должно в десятки раз превышать количество объектов для массового спорта и в сотни – объекты для спорта высших достижений. Пока же вклад Федеральной целевой программы для тех, у кого нет возможности ездить на крупные спортивные объекты и физкультурные комплексы, минимален.

Строительство системы развития спорта в стране нужно начинать с «фундамента», а не с «крыши», как это было в 70е гг. Но строительство это имеет и свои законы. Нельзя, например, возвести «фундамент», оснастив школьные спортзалы и построив спортивные площадки в каждом дворе, даже самые современные, а потом только переходить к развитию массового спорта, а уже от него – к спорту высших достижений. Развитие массового спорта и строительство должны идти одновременно, иначе желаемая цель не будет достигнута. А вот количество возводимых объектов должно пропорционально отражать создающуюся пирамиду развития спорта в стране.

Например, открывается крупный спорткомплекс. На него должны работать десяток спортивных школ и физкультурнооздоровительных комплексов, а на местах тем временем реконструируются или создаются новые спортивные залы и площадки, чтобы способствовать набору детей в спортивные школы. К сожалению, Федеральная целевая программа этого не предусматривает, но отдельные шаги в нужном направлении делает.

Из списка объектов, введенных в строй уже в 2007 г., видно, что количество отремонтированных спортивных залов, построенных новых универсальных залов и открытых спортивных площадок и количество крупных спортивных объектов (ледовые дворцы, спортивные комплексы) практически равно. И остается только надеяться, что следующая программа по развитию спорта в стране будет учитывать в большей мере и проблемы наших дворов и школьных спортивных залов. И обратит наконец свой взор в сторону учителя физической культуры, с которого и начинается путь в большой спорт наших будущих спортсменов.

Пока же Федеральное агентство по физической культуре и спорту радуется предпринятым шагам в области оздоровления населения и популяризации спорта, но стоит ли так уж обольщаться? Не будем забывать, что львиную долю затрат на строительство спортивных объектов несут регионы: как известно, на финансирование целевой программы выделено почти 106,7 млрд. рублей. При этом из федерального бюджета – 53,6 млрд. Из них 26,9 млрд. рублей планируется привлечь за счет лотереи. Остальные средства (53,1 млрд. рублей – практически половина) поступают из региональных бюджетов, а также из различных внебюджетных источников.

И здесь есть определенная логика. Благодаря этому регионы будут вкладывать деньги в строительство тех спортивных объектов, которые им выгодны, которые будут пользоваться спросом и даже приносить прибыль. К тому же обслуживание возводимых объектов также ляжет на региональные бюджеты. А как быть тем регионам, чьи бюджеты более чем скромны и не позволяют им включиться в строительство? Что будет с Федеральной целевой программой, если планируемая для инвестиций в строительство лотерея не принесет должной прибыли? Как осуществляется контроль за выделенными средствами?

Алексей МАШКОВЦЕВ