Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2007

МЕТОДИКА. АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ


Фигурное катание на уроках физкультуры

(5–9-е классы)

Не секрет, что в последние годы с лыжной подготовкой школьников возникает немало трудностей. Прежде всего, они связаны с дороговизной инвентаря. Учитывая это обстоятельство, а также право учителя (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 1355/11 «О занятиях по физической культуре в зимний период») самостоятельно определять содержание занятий, мы совместно с родительским комитетом обсудили возможность проведения уроков физкультуры на коньках.
Рассматривая такой вариант, исходили из того, что стоимость коньков в два раза меньше стоимости лыжного инвентаря. Важным фактором оказалась и бурная реклама фигурного катания в средствах массовой информации. Проект «Звезды на льду», открытие новых ледовых дворцов в г. Казани и строительство дворовых ледовых площадок в нашем городе привели к еще большей популярности фигурного катания и хоккея на льду.
Директор предложила разработать программу обучения катанию на коньках. И хотя я по своей специализации конькобежка, я с удовольствием принялась за работу. Первыми в минувшем зимнем сезоне вышли на лед семиклассники. Программа была одобрена и включена в план уроков физической культуры на зимний период.

О программе

Программа обучения фигурному катанию на коньках в школе включает в себя исполнение тех или иных заранее определенных фигур, причем главными требованиями являются точность их вычерчивания на льду, правильность, красота, свобода движений и положений.

Развитие мускулатуры при занятиях фигурным катанием довольно незначительно вследствие слабой нагрузки и небольшой утомляемости. Но именно благодяря этим качествам фигурное катание подходит для учащихся в возрасте от 8 до 16 лет.

Данная программа рекомендована для учащихся основной школы (5–9-е классы) и рассчитана на 16 часов:

  • 1-й год обучения – знакомство с элементами фигурного катания;

  • 2-й год обучения – разучивание подводящих элементов;

  • 3-й год обучения – повторение и совершенствование ранее разученных фигур;

  • 4-й год обучения – соединение элементов в произвольную программу;

  • 5-й год обучения – совершенствование произвольной программы.

Цели и задачи курса

  • Развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование элементов фигурного катания.

  • Воспитание бережного отношения к собственному здоровью.

  • Формирование знаний о фигурном катании: о его связи с физическим и эстетическим воспитанием, его роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия.

  • Формирование знаний о физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий фигурным катанием.

  • Активное внедрение в быт учащихся зимних видов спорта с целью воспитания привычки к систематическим, самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

  • Воспитание у учащихся навыков по организации занятий по фигурному катанию с целью подготовки их к общественной работе.

  • Спортивное совершенствование учащихся в фигурном катании на коньках.

Формы проведения занятий: беседа, практикум, уроктренировка.

Форма контроля

Каждая обязательная фигура оценивается отметками, которые означают:

«2» – не исполнил фигуру;
«3» – исполнил удовлетворительно;
«4» – исполнил хорошо;
«5» – исполнил безукоризненно.

При выставлении отметки прежде всего принимается во внимание правильность рисунка на льду; вовторых – положение тела и правильность движений; в-третьих – величина фигуры и в-четвертых – покрытие следа при троекратном повторении фигуры. Эти четыре требования по возможности располагаются в указанном порядке.

Правильность рисунка

Для правильности рисунка необходимо соблюдение следующих условий: направление продольной и поперечной осей симметрии не должно изменяться при троекратном повторении фигуры. Продольной осью симметрии считается линия, проходящая через середину фигуры по ее длине и делящая ее на две равные части; поперечная ось проходит через середину фигуры под прямым углом к продольной оси.

Величина обеих половин фигуры (по ту и другую сторону от поперечной оси) должна быть приблизительно одинакова, расположение частей фигуры должно быть приблизительно симметричным относительно обеих осей.

Голландский шаг не должен иметь впадин и должен быть как можно полнее, т.е. конец должен находиться близко к началу.

Тройка своим острием должна лежать на продольной оси симметрии, и обе дуги должны иметь по возможности одинаковую величину.

Средняя дуга двойной тройки должна пересекать продольную ось фигуры под прямым углом; величина всех трех дуг должна быть приблизительно одинакова. Петля должна быть продолговатая, без заострения на конце; продольная ось петли должна совпадать с продольной осью симметрии, обе дуги должны иметь приблизительно одинаковую величину.

Параграф должен иметь плавную перетяжку с переменой ребра конька на продольной оси фигуры. При исполнении целой восьмерки на одной ноге перемена ребра должна происходить вблизи начальной точки первой дуги, а вторая дуга должна оканчиваться там же и иметь приблизительно тот же размер, что и первая.

При крюке и выкрюке не должно быть перемены ребра конька, повороты должны производиться поблизости продольной оси.

Скобка должна быть сделана на одном и том же ребре конька как до, так и после поворота 1); острие скобки должно лежать на продольной оси фигуры; обе дуги должны иметь одинаковую величину.

Фигурным катанием можно заниматься в любом возрасте. Ежедневные посещения катка, не требующие долгих сборов и поездок, оказывают, помимо удовольствия, большое гигиеническое влияние. В течение двух уроков физической культуры можно успеть побывать на катке, провентилировать легкие и освежиться движением на воздухе.

Содержание курса

№ п/п

Тема

Учебное время

1

Голландский шаг

2 часа

2

Перетяжка (параграф)

2 часа

3

Тройка

2 часа

4

Петля

2 часа

5

Двойная (двукратная) тройка

2 часа

6

Скобка

2 часа

7

Крюк

2 часа

8

Выкрюк

2 часа

 Голландский шаг (Г)

Голландский шаг, будучи важнейшим элементом всех школьных фигур, является в то же время наиболее трудным для изучения. Добиться ровной кривизны на всем протяжении кольца, сделать оба кольца совершенно одинаковыми по величине – вот к чему следует стремиться. Оба кольца должны рассекаться пополам продольной осью симметрии и скрещиваться на поперечной.

В начале изучения Г рекомендуется наметить на льду обе оси. По правилам голландский шаг должен как можно больше приближаться к правильной окружности.

В данном случае – в голландском шаге – свободная нога описывает в воздухе путь, изображенный на рисунке пунктиром.

В начале кольца, когда скорость велика, свободная нога идет внутри следа, затем, по мере замедления хода, над следом и, наконец, во второй половине кольца – снаружи следа. Такое ведение свободной ноги позволяет описывать кривую, чрезвычайно близкую к правильной окружности.

В конце каждого кольца дуга несколько закривляется для более удобного отталкивания. Общие указания для Г со всех четырех ходов:

1. По мере убавления хода свободная нога переходит наружу следа.

2. После описания 2/3 кольца свободная нога, оставшаяся после отталкивания позади, идет по направлению движения, опережая несущую и тем самым усиливая ход.

3. Свободная нога никогда не должна быть рядом с несущей, а всегда позади или впереди.

4. Плечи равномерно поворачиваются по закривлению дуги. Руки следуют движениям плеч.

5. При переходе на другую ногу следует ставить свободную ногу на лед очень близко к несущей, почти касаясь пятками.

6. Несущая нога держится мягко согнутой в колене, без напряжения.

Голландский шаг впереднаружу (Г1) исполняется без всяких отступлений от общих правил. Колено несущей ноги держать мягко согнутым, взгляд – по направлению движения. Руки в начале кольца на правой ноге отнесены влево, в конце кольца – вправо.

Голландский шаг впередвнутрь (Г2). Свободная нога над следом. После описания половины кольца свободная нога идет вперед и опять держится над следом. «Плечо свободной ноги» (т.е. если свободная нога – правая, то правое плечо) выдвинуто вперед. Г2 является одной из самых красивых фигур.

Голландский шаг назад-наружу (Г3). В этой фигуре довольно большую трудность представляет момент отталкивания. Перед толчком плечи повернуты параллельно поперечной оси. Во время самого толчка плечи поворачиваются на 90° и в дальнейшем продолжают поворачиваться в сторону закривления, следуя общему правилу.

Свободная нога после половины круга идет назад и занимает то же положение, что и в начале Г1. Лицо и взор обращены наружу кольца.

Чтобы не оглядываться, рекомендуется наметить себе «ориентир» прямо перед глазами в моменты перехода. Перед самым переходом можно незаметно взглянуть назад, чтобы вернее попасть на след. Множители (коэффициенты) трудности каждой из указанных фигур – 1.

Голландский шаг назад-внутрь (Г4). Отталкивание в этой фигуре еще труднее, чем в предыдущей, вследствие неестественности движения. Резкий поворот плеч во время толчка (как в Г3, но в другую сторону) очень помогает толчку.

Со второй половины кольца свободная нога идет назад (и отчасти наружу) и занимает положение, как в начале Г.

Множитель трудности Г4 равен 2. Величина Г по продольной оси – 18–20 шагов. Во всех школьных фигурах, кроме тройки № 7, смена ног исполняется «простым переходом». Но во время изучения Г полезно ознакомиться с другими переходами, что, кстати, внесет разнообразие в работу.

Переходы, как простые, так и переменные, могут исполняться, кроме обычного, еще тремя способами: переступанием (как в беге по кругу), подкладкой и пересечкой. Переступание: свободная нога скрещивается с несущей спереди. Подкладка: то же, но сзади. Пересечка: следы обоих ног скрещиваются, пересекаются (на рисунке ясно показано различие).

Кроме этих переходов, существуют также ложные переходы (вексиры), получившие свое название потому, что они не могут дать должного отталкивания, которое является естественным при каждом шаге. Вексирами являются: переступание при передних ходах и подкладка при ходах назад.

 Вексиры очень красивы и часто используются в произвольном катании, в частности, в танцах.

Окончание следует

Елена МИРОНОВА,
учитель физкультуры,
г. Зеленодольск,
Республика Татарстан