Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2007

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Снегоход для воды

Превращение «лыжной собаки»

Когда пятнадцатилетний подросток Жозеф-Арман Бомбардье соорудил из старенького отцовского «Форда» первые в мире аэросани, папа не понял сына и страшно выругал его. Дело было в 1922 г. в Канаде. Но Жозеф оказался настойчивым парнем и в 1957 г. осуществил свою давнюю мечту об индивидуальном снегоходе – небольшом, удобном, недорогом. Экземпляр имел одну управляемую лыжу, был довольно неустойчив и не всегда слушался руля при повороте.

Так выглядели первые советские аэросани 1968 г.

Так выглядели первые советские аэросани 1968 г.

К концу 1958 г. путем проб и ошибок прошли первые дорожные испытания снегохода: кон­струкция имела уже две лыжи (по полтора метра!) и пружинную подвеску склиза. Гусеница была полностью резиновой, а сцепление – центробежным. Первый «Skidoo» развивал скорость 40 км/ч и довольно легко преодолевал полуметровые сугробы. Кстати, называться изобретение должно было «Skidog» – «Лыжная собака», – но по ошибке машинистки, печатавший патент на изобретение, получило другое имя. Первая партия насчитывала 255 «лыжных собак».

«Лыжная собака» учится плавать

В 1968 г. изобретатель Ллейтон Джекобсон решил создать нечто подобное для плавания по воде. Фирма «Bombardier», как раз специализировавшаяся на производстве снегоходов, не прогадала, решившись на выпуск водных мотоциклов и дав толчок целой индустрии. Тогда о крупных соревнованиях мало кто думал – первые аквабайки рассматривались как курортное развлечение и имели, помимо водительского сиденья, места для пассажиров, электрическое зажигание, рулевую колонку и плоское днище.

Однако к началу 80х гг. водные мотоциклы получили в Америке настолько широкое распространение, что идея выбирать лучших из лучших пришла сама. К началу 80х гг. прошлого века законодателем аквабайкерской моды стал японский концерн «Kawasaki». Именно эта фирма изобрела «стоячий» мотоцикл, не без претензии назвав его «Jet Ski» – «реактивные лыжи». Название оправдывало себя: первый «Jet Ski» имел двигатель объемом 400 куб. см и по мощности на порядок превосходил «предков».

Снег – это всего­навсего замерзшая вода

Снег – это всего­навсего замерзшая вода

В России водные мотоциклы появились лишь в середине 90х гг., а первый чемпионат по аквабайку был проведен только в 2002 г. Так что для нашей страны этот вид спорта – молодой и перспективный. Максимальные Скорости современных аквабайков превышают 120 км/ч, а цены зашкаливают за 16 тыс. долл. Цены на трехместные модели «Yamaha» доходят до 18 тыс. долл., но, по словам знатоков, они того стоят.

Вспоминая лето…

Кубок мира, проводившийся в Твери уже в третий раз, опять собрал лучших мастеров аквабайка с явным и пока неоспоримым лидерством неоднократного победителя Кубка мира бразильца Александра Лензи. В такой зрелищной дисциплине, как фристайл, Лензи продемонстрировал не только спортивные достижения, но и хорошее актерское мастерство. Он сразу стал любимцем зрителей, и его выход на воду непременно сопровождался шквалом аплодисментов. На своем алом аквабайке Лензи, игнорируя законы земного притяжения, буквально летал над поверхностью Волги, издавая победные крики. Он обошел неоднократного победителя Кубка мира Рока Флоранчича из Словении и английского спортсмена Ли Стоуна.

– О, я сейчас на седьмом небе, и это неописуемое ощущение! – сказал он после вручения ему кубка.

– Никогда не сбавляйте скорости – и вы обязательно будете первыми, – пожелал Лензи. – Российские спортсмены вполне конкурентоспособны, и их мастерство растет год от года. И я буду рад такому соперничеству.

Наш соотечественник Михаил Ершов в этом виде соревнований занял седьмое место – и это лучший результат, показанный среди четырех наших спортсменов. А самый юный участник и призер соревнований – 18летний Ли Стоун – признался, что рассчитывал на большее. Аквабайком он занимается с пяти лет, с одиннадцати участвует в серьезных соревнованиях. Довольно щуплый подросток внешне никак не подходит под определение опытного аквабайкера, но, как оказалось, накачанные мышцы в этом деле отнюдь не главное.

– Это довольно сложный вид спорта, особенно если обладаешь большой массой тела, – улыбается Ли. – Меня в спорт привели родители, я с детства на воде. Нужно уметь чув­ствовать технику, срастись с ней, чувствовать аквабайк, словно часть своего тела. Конечно, моим основным соперником уже который год остается Александр, но я надеюсь, что у меня все победы впереди.

В исполнении лучших спортсменов мира зрители увидели головокружительные трюки: «вокруг света», «субмарину» с полным погружением и «двойную бочку» с разворотом над водой, а также другие технически сложные в исполнении пируэты – такие, как сальто назад на волне, образованной двумя катерами.

Аквабайк на фоне сугробов

Президент Международной ассоциации аквабайка, главный судья соревнований и двукратный чемпион мира по аквабайку Ивс ван Хирс с удовлетворением отметил, что такого высокого уровня организации и проведения соревнований и зрительского интереса к ним он не видел больше нигде в Европе. Для ван Хирса это третий приезд в Россию.

– После того, что увидели и испытали ведущие пилоты мира во время этих соревнований, Россия для мирового аквабайксообщества стала весьма привлекательной страной с прекрасными перспективами развития одного из самых экстремальных видов спорта, – сказал он.

По словам ван Хирса, в Москве есть все условия для уникального аквабайка.

– Только представьте себе: сугробы, замерзшие реки и водно­моторная феерия! Аквабайк – это вид спорта, для которого не существует границ, – говорит Ивс ван Хирс. – Наш опыт сотрудничества с Россией только подтверждает этот факт.

Первый вицепрезидент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России и президент спортклуба «Новая Лига» Дмитрий Свищев добавил, что, вне всякого сомнения, Россия открыла для себя новый динамичный и зрелищный вид спорта.

Такого внимания к гонкам в нашей стране еще не наблюдалось. И если два года назад идея провести этап Кубка мира была инициирована российской стороной, то в прошлом году иностранцы сами горели желанием выступить перед российской аудиторией. А губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин официально заявил, что состязания лучших пилотов мира являются одним из главных спортивных мероприятий региона.

Татьяна БЕЛОНОЖКИНА