Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2007

МЕТОДИКА. АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ


Физическая культура в малокомплектной школе

На протяжении шестнадцати лет мы работали над темой «Использование современных педагогических технологий для воспитания ловкости у школьников в условиях сельской малокомплектной школы». В ходе работы были изучены современные педагогические технологии, из их числа выявлены и обоснованы наиболее эффективные в воспитании ловкости на занятиях физкультурой в условиях сельской школы (игровые, для дифференциации и индивидуализации обучения). Обозначенные особенности сельской школы позволили нам определить их влияние на использование данных технологий в воспитании ловкости.
На основе отобранного материала мы дифференцируем задания при воспитании ловкости на занятиях с разновозрастными группами, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Использование уровневой дифференциации предполагает дифференцированные задания для усвоения материала на двух уровнях: базовом и повышенном, причем базовый уровень определяет и задает обязательные результаты обучения, а повышенный определяется глубиной овладения содержанием образования. В то же время, задания для повышенного уровня являются основой базового уровня обучения в следующем классе. Используя дифференцированные задания, мы считаем важным сообщить цель и план работы над ними, а в конце подвести итоги.
Дифференциация заданий в технологии уровневой дифференциации позволяет следить за усвоением знаний и выработкой соответствующих умений каждым учеником, что способствует своевременной помощи школьникам.

Урок разноуровневого обучения в 1-м и 3-м классах

Тема: «Ходьба, бег, ходьба в чередовании с бегом. Упражнения с малым мячом. Прыжковые упражнения. Игры “Мяч над головой”, “Удочка”».

Задачи:

а) образовательные: разучить упражнения с малым мячом, ознакомить с правилами игры «Мяч над головой», закрепить навыки построения в шеренгу;
б) оздоровительноразвивающие: развивать координацию движений в прыжках, ловкость и глазомер в упражнениях с малым мячом;
в) воспитательные: воспитывать чувство товарищества, интерес к уроку.

Место проведения: спортивная площадка.

Инвентарь: малые мячи и мешочки по количеству детей, два баскетбольных мяча.

Ход урока

Дозировка

Время, мин.

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

 

7

 

1. Построение в одну шеренгу

 

1

Проверить осанку, равнение, внешний вид

2. Повороты на месте

4

1

1-й кл. – переступанием;
3-й кл. – на одноименной пятке и разноименном носке

3. Ходьба в колонне по одному

 

1

Спина прямая, руки вдоль туловища, ноги ставить уверенно

4. Бег в колонне по одному

 

1,5–2

1-й кл. – 1,5 мин.;
3-й кл. – 2 мин.

5. Ходьба в чередовании с бегом

 

1,5–2

1-й кл. – 1,5 мин.;
3-й кл. – 2 мин.

Основная часть

 

30

 

1. ОРУ с малым мячом:

 

8

Спина прямая, потянуться за руками вверх

а) И.п. – о.с., ноги на ширине ступни (1-й кл.), мяч в правой руке (3-й кл.):

1–2 – руки через стороны вверх, передать мяч в другую руку;
3–4 – и.п.

1-й кл. – 6 раз;
3-й кл. – 8 раз

 

 

б) И.п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке.

1 – руки в стороны;
2 – передать мяч в другую руку за спиной;
3 – руки в стороны;
4 – и.п.

1-й кл. – 4 раза;
3-й кл. – 6 раз

 

 

в) И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке.

1–2 – поворот туловища вправо и удар мячом о пол, поймать мяч.
То же – влево

1-й кл. – 4 раза;
3-й кл. – 6 раз

 

Стараться поймать мяч

г) И.п. – стойка ноги врозь. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками (1-й кл.), одной рукой (3-й кл.)

10 раз

 

 

д) И.п. – о.с., мяч в двух руках внизу.

1 – присед, мяч у правой ноги;
2 – прокатить мяч от правой ноги к левой;
3 – прокатить мяч обратно к правой ноге;
4 – и.п.

1-й кл. – 6 раз;
3-й кл. – 8 раз

 

Стараться не терять мяч

е) И.п. – о.с., мяч в правой руке.

1 – отвести правую ногу назад, на носок, руки в стороны;

2 – и.п.

То же – левой ногой

1-й кл. – 6 раз;
3-й кл. – 8 раз

 

Прогнуться, руки прямые

ж) И.п. – о.с., мяч в правой руке.

1–8 – прыжки под счет учителя: ноги врозь, ноги вместе

1-й кл. – 2 раза;
3-й кл. – 3 раза

 

Прыгать высоко, приземляться мягко

2. Построение в две шеренги (по классам)

 

1

 

3. Упражнения для развития ловкости с малым мячом:

 

7

 

Базовый уровень

1-й кл. – подбрасывание малого мяча вверх и ловля его двумя руками;

3-й кл. – подбрасывание малого мяча вверх с хлопками и приседанием перед ловлей его двумя руками

1-й кл. – 10–15 раз;
3-й кл. – 20 раз

 

Выполнять упражнения подряд, мяч подбрасывать на высоту 2 м от земли, слегка приседать при ловле мяча

Повышенный уровень

1-й кл. – подбрасывание малого мяча вверх и ловля его двумя руками с хлопком в ладоши, с хлопком и приседанием;

3-й кл. – подбрасывание малого мяча вверх и ловля его двумя руками с хлопком в ладоши и поворотом вокруг себя; с приседанием и поворотом вокруг себя

1-й кл. –15 раз;
3-й кл. – 20 раз

 

Задания повышенного уровня предлагаются более подготовленным детям

4. Прыжковые упражнения

 

8

 

Базовый уровень

1-й кл. – прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед по прямой (на расстояние 6 м);
3-й кл. – прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед по прямой с мешочком, зажатым между коленями (на расстояние 10 м)

2 раза

 

 

 

Мягко приземляться, не терять мешочки и мячи, не придерживать их руками

Повышенный уровень

1-й кл. – прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед по прямой на расстояние 8 м на одной ноге;

3-й кл. – прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед по прямой с баскетбольным мячом, зажатым между коленями (на расстояние 15 м)

2 раза

 

Задания повышенного уровня предлагаются более подготовленным детям

5. Игра «Мяч над головой»

 

3

Играющие делятся на две команды (по классам). Один из играющих (водящий) находится в центре круга. Игроки, стоящие по кругу, перебрасывают мяч во всех направлениях друг другу, а водящий старается дотронуться до мяча. Если водящему удается коснуться мяча, то он меняется местами с тем игроком, в броске которого мяч был «осален»

6. Игра «Удочка»

 

3

Дети образуют круг. В центре располагается учитель (или ученик 3-го класса). Он держит в руках веревку, к концу которой привязан мешочек с песком. Учитель вращает веревку с мешочком по кругу по самой земле, а дети подпрыгивают, стараясь не задеть веревку и мешочек. Тот, кто заденет, считается проигравшим. Для старших учеников можно вращать веревку выше, чем для младших

Заключительная часть

 

3

 

1. Построение, подведение итогов урока

 

1,5

Обобщить, что делали дети на уроке, что им запомнилось больше всего

2. Упражнения на внимание

 

1,5

 

Спортивный час в разновозрастной группе с учащимися 1–4х классов

Тема: «Ходьба, бег, беговые упражнения. Упражнения с короткой скакалкой и большим мячом. Игры “Мяч – капитану”, “Тихо – громко”».

Задачи:

а) образовательные: закреплять умение правильно бегать, ловить мяч после отскока, прыгать через короткую скакалку; разучить правила игры «Тихо – громко»;
б) оздоровительноразвивающие: развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве, прыгучесть, быстроту реакции;
в) воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Место проведения: спортивная площадка.

Инвентарь: гимнастические скакалки, баскетбольные мячи.

Ход урока

Дозировка

Время, мин.

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

 

7

 

1. Построение

 

 

Сообщение темы занятия. Внешний вид учащихся должен соответствовать погодным условиям

2. Ходьба в колонне по одному с выпадами (1-й кл.,
2-й кл.), с захлестом рук вокруг туловища вправо и влево
(3-й кл., 4-й кл.)

 

2

Выпад глубокий, сзади нога прямая, спина прямая. Соблюдать дистанцию

3. Бег в среднем темпе

1–2-е кл. – 400 м;
3 -й кл. – 500 м;
4 -й кл. – 600 м

 

 

Основная часть

 

30

 

1. ОРУ в парах:

 

10

 

а) И.п. – о.с. лицом друг к другу, держась за руки.

1 – руки в стороны;
2 – руки вверх (1–2-е кл.), поднимаясь на носки (3–4-е кл.);
3 – руки в стороны;
4 – и.п.

1–2-е кл. – 6 раз;
3–4-е кл. – 8 раз

 

Прогнуться, потянуться

б) И.п. – о.с. лицом друг к другу.

1–2 – поочередно приседать, не отпуская рук партнера;
3–4 – и.п.

1–2-е кл. – 6 раз;
3–4-е кл. – 8 раз

 

Приседания, спина прямая

в) И.п. – стойка – ноги на ширине плеч, руки скрестно.

1–2 – повороты туловища вправо и влево;
3–4 – и.п.

1–2-е кл. – 6 раз;
3–4-е кл. – 8 раз

 

Дальше – поворот, стопы прижаты к земле

г) И.п. – о.с. лицом друг к другу, держась за руки.

1 – выпад вправо (влево) (1–2-е кл.); на носок (3–4-е кл.), руки в стороны;
2 – и.п.

1–2-е кл. – 4 раза;
3–4-е кл. – 6 раз

 

Спина прямая; стараться удерживать друг друга

д) И.п. – о.с. лицом друг к другу, держась за руки.

1–2 – поднимание правой (левой) ноги назад вверх, руки в стороны – «ласточка»;
3–4 – и.п.

1–2-е кл. – 6 раз;
3–4-е кл. – 8 раз

 

Мах высокий, выполняется поочередно

е) И.п. – о.с. лицом друг к другу, держась за руки.

1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны;
2 – и.п.

1–2-е кл. – 8 раз;
3–4-е кл. – 10 раз

 

Прыжок высокий, приземление мягкое

2. Прыжки через короткую скакалку:

 

7

 

а) на месте

1–2-е кл. – на двух ногах;
3–4-е кл. – с одной ноги на другую;
2–4-е кл. – с промежуточным подскоком

 

 

Следить за работой рук, за мягким приземлением

б) продвигаясь вперед:

1-й кл. – шагом;
2–4-е кл. – бегом

 

 

Скакалку вращать свободно, не наклоняться вперед

3. Переброска мячей в шеренге (в парах):

1–2-е кл. – на расстоянии 4 м;
3–4-е кл. – на расстоянии 5 м

 

8

Мяч внизу в прямых руках, ноги согнуты; бросить – потянуться за мячом; мяч ловить на прямые руки

а) 1–2-е кл. перебрасывают мяч двумя руками снизу;

3–4-е кл. перебрасывают мяч одной рукой от плеча с высокой траекторией полета

 

 

После броска рука тянется за мячом. Мяч ловить двумя руками, пальцы расставлены

б) Игровое упражнение «Пас на ходу»:

1-й кл. – шагом;
2-й кл. – бегом;
3–4-е кл. – перемещаться с ведением мяча

 

 

Больше двух шагов с мячом в руках делать нельзя. Мяч вести одной рукой

4. Игра «Мяч – капитану»

 

5

Составить три разновозрастные команды (младшие стоят впереди). Старшие ученики напоминают младшим правила игры

Заключительная часть

 

3

 

1. Игра малой подвижности «Тихо – громко»

 

 

Водящий встает спиной к играющим, а учитель дает кому-либо из детей предмет, который можно спрятать.

Все ученики знают, у кого предмет. Когда водящий приближается к тому, у кого спрятан предмет, дети начинают хлопать в ладоши, по мере удаления от него хлопки становятся тише. Если водящему долго не удается угадать, у кого предмет, его сменяет другой игрок

2. Домашнее задание

 

 

Выполнять упражнения, разученные на спортивном часе

Светлана МАЛКОВА,
учитель средней школы № 5,
г. Углич,
Ярославская обл.