Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2007

МЕТОДИКА. ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА


Прикладная физическая подготовка

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов оборонноспортивного профиля

Пояснительная записка

Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. На практике это выражается в использовании физической культуры и спорта в формах профессионально­прикладной физической подготовки (ППФП) и военноприкладной физической подготовки (ВПФП).

Программой курса предусмотрены:

– ознакомление учащихся с теоретическими основами прикладной физической подготовки;
– обучение их некоторым профессионально­прикладным физическим упражнениям, способам воспитания и самовоспитания основных физических качеств, необходимых специалисту того или иного профиля;
– подготовка их к участию в простейших соревнованиях по прикладным видам спорта.

Цель курса – получение знаний о физической культуре, ее связи с трудовой и оборонной деятельностью людей.

Задачи курса:

1. Вооружить учащихся прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций и для высокоэффективного труда.
2. Сформировать у учащихся двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов.
3. Воспитывать у них физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности.
4. Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.

Учебный материал включает теоретические занятия (лекции), практические занятия и семинары. В содержание семинаров входит материал для углубления знаний, развития познавательных, творческих способностей учащихся, проверки их знаний. На этих занятиях также активно проводятся учебные дискуссии по проблемным вопросам, деловые обучающие игры, решаются учебнопознавательные задачи.

На практических занятиях происходит обучение школьников умениям и навыкам, необходимым специалисту того или иного профиля. Учащиеся овладевают методами обучения и тренировки, формами организации занятий, способами применения физических упражнений в целях направленного воздействия на функции отдельных органов, систем и организма в целом.

Содержание программы

Тема 1. Основные понятия физической культуры

Базовые понятия: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «спорт». Общая характеристика физической культуры. Функции физической культуры. Базовая физическая культура. Рекреативная физическая культура.

Тема 2. Назначение и задачи прикладной физической подготовки (ПФП)

Термин «прикладность». Основное назначение ПФП. Факторы профессиональной деятельности, обусловливающие требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека. Задачи ПФП.

Тема 3. Система физического воспитания в России

Представление о физическом воспитании как системе. Цель и задачи современной системы физического воспитания. Структура отечественной системы физического воспитания. Основные направления в физическом воспитании: общая физическая подготовка, профессионально­прикладная физическая подготовка, спортивная подготовка. Основы физического воспитания в России.
Принципы физического воспитания: принцип всестороннего развития личности, принцип связи физического воспитания с подготовкой к жизни и труду, с практикой трудовой и оборонной деятельности, принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Связь физического воспитания с образованием и воспитанием.
Организационные формы физического воспитания: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, вузы, учреждения дополнительного образования спортивной направленности, спортивные клубы и объединения. Физическое воспитание в армии и на флоте.

Тема 4. Средства физического воспитания

Общее понятие о средствах физического воспитания. Разновидности средств физического воспитания как целостной системы воздействия. Основные и вспомогательные средства физического воспитания. Средства прикладной физической подготовки.
Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания. Общая характеристика физических упражнений. Классификация физических упражнений. Игры, гимнастика и туризм как средства физического воспитания.
Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.

Учебно­тематический план изучения курса «Прикладная физическая подготовка»

Тема

Всего часов

Лекции

Семинары и практические занятия

1. Основные понятия физической культуры

2

2

2. Назначение и задачи прикладной физической подготовки

2

2

3. Система физического воспитания в России

4

2

2

4. Средства физического воспитания

4

2

2

5. Методы физического воспитания

4

2

2

6. Общая характеристика физического воспитания школьников

4

2

2

7. Основы обучения двигательным действиям

4

2

2

8. Физические качества. Воспитание двигательных способностей детей школьного возраста

6

2

4

9. Формы организации занятий по физической культуре

4

2

2

10. Урок физической культуры – основная форма организации физического воспитания школьников

2

2

11. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре

2

2

12. Планирование и контроль в прикладной физической подготовке

4

2

2

Итого часов

42

20

22

Тема 5. Методы физического воспитания

Общее понятие о методах физического воспитания и об их структурной основе. Классификация методов обучения: общепедагогические и практические методы. Метод использования слова. Метод наглядного восприятия: показ двигательного действия, демонстрация наглядных пособий, звуковая и световая сигнализация. Практические методы: метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод.
Методы обучения двигательным действиям и методы воспитания двигательных способностей.

Тема 6. Общая характеристика физического воспитания школьников

Значение и задачи физического воспитания школьников. Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы.
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Цель и задачи физического воспитания. Средства физического воспитания. Особенности методики.
Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Цель и задачи физического воспитания. Средства физического воспитания. Особенности методики.
Физическое воспитание детей старшего школьного возраста. Цель и задачи физического воспитания. Средства физического воспитания. Особенности методики.

Тема 7. Основы обучения двигательным действиям

Обучение двигательным действиям. Двигательные умения и навыки. Значение двигательных навыков. Закономерности формирования двигательного умения и двигательного навыка. Структура обучения. Этапы обучения двигательным действиям: этап ознакомления с двигательным действием, этап разучивания, этап совершенствования. Использование методов обучения на различных этапах обучения двигательным действиям. Особенности обучения двигательным действиям в соответствии с решением образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Тема 8. Физические качества. Воспитание двигательных способностей детей школьного возраста

Определение понятия «физические качества». Классификация физических качеств, их характеристика. Сила как физическое качество. Быстрота как физическое качество. Гибкость как физическое качество. Выносливость как физическое качество. Возрастное развитие физических качеств. Понятие о сенситивных (чувствительных) периодах развития. Развитие физических качеств при помощи двигательных действий.
Силовые способности детей и методика воспитания. Задачи, средства и методы воспитания скоростных способностей. Особенности воспитания гибкости у детей школьного возраста. Выносливость и методика ее воспитания. Основные компоненты нагрузок при воспитании выносливости. Координационные способности школьников и методика совершенствования.
Особенности методики воспитания двигательных способностей у детей школьного возраста.

Тема 9. Формы организации занятий по прикладной физической подготовке

Академические учебные занятия (комплексные и специализированные). Внеклассные занятия физическими упражнениями. Спортивноприкладные соревнования. Самостоятельные тренировочные занятия. Гимнастика до занятий. Организация и проведение туристических походов с учащимися.

Тема 10. Урок физической культуры – основная форма организации физического воспитания школьников

Урок физической культуры – основная форма организации физического воспитания школьников. Единство образовательной, воспитательной и оздоровительной направленности урока физической культуры. Характерные черты урока физической культуры и общие требования к нему. Структура и содержание урока физической культуры. Определение задач урока. Организация деятельности учащихся на уроке. Подготовка учителя к уроку. Организация и проведение урока. Дозирование нагрузки на уроке. Общая и моторная плотность урока. Оценка деятельности учащихся на уроке. Домашние задания по физической культуре.

Тема 11. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре

Понятие о самостоятельной деятельности. Методика обучения школьников самостоятельным занятиям. Содержание самостоятельных занятий. Обучение школьников на уроке физической культуры самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Домашние задания. Особенности планирования и содержания самостоятельных занятий по общефизической и прикладной подготовке.

Тема 12. Планирование и контроль в прикладной физической подготовке

Сущность и значение планирования. Требования к составлению планов. Формы и этапы планирования. Планирование учебной работы. Планирование внеурочной работы по прикладной физической подготовке. Требования к организации внеклассной работы.

Вопросы для контроля знаний учащихся

1. Дайте определение понятия «физическая культура». Расскажите о ее связи с культурой человека и общества.
2. Раскройте содержание понятий «физическое воспитание» и «физическая подготовка».
3. Назовите разновидности и структуру физической культуры.
4. Каково основное назначение прикладной физической подготовки?
5. Назовите специфические задачи прикладной физической подготовки.
6. Раскройте сущность системы физического воспитания в России.
7. Назовите цель и основные задачи физического воспитания.
8. Назовите общие социально­педагогические принципы физического воспитания.
9. Что понимается под физическими упражнениями?
10. Укажите существенные отличия физических упражнений от других форм двигательной активности (трудовой, повседневно­бытовой и др.).
11. Расскажите об основных средствах прикладной физической подготовки.
12. Назовите методы физического воспитания.
13. Что такое методика обучения? Назовите методы обучения.
14. В чем сущность игрового и соревновательного методов?
15. Расскажите о построении и основах методики прикладной физической подготовки.
16. Раскройте сущность и основные задачи физического воспитания школьников.
17. Как осуществляется физическое воспитание в школе?
18. Перечислите основные средства и методы, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни школьников.
19. Что понимается под понятиями «двигательное умение» и «двигательный навык»?
20. Назовите этапы обучения двигательным дей­ствиям.
21. Перечислите основные правила самостоятельного освоения двигательных действий.
22. Дайте определения понятиям «физическое качество» и «двигательные способности».
23. Перечислите основные физические качества.
24. В чем особенность методики развития двигательных способностей школьников?
25. Назовите формы физического воспитания в школе.
26. Какова действенность спортивно­прикладных соревнований?
27. Почему урок физической культуры является основной формой физического воспитания школьников?
28. Раскройте структуру урока физической культуры.
29. Что такое общая и моторная плотность урока?
30. Раскройте содержание и направленность индивидуальных самостоятельных занятий физической культурой в режиме дня.
31. Назовите основные физические упражнения и режимы индивидуальных нагрузок для развития физических качеств при самостоятельных занятиях школьников.
32. В чем особенность домашних заданий по физической культуре?
33. Как планируется учебная работа учителя физической культуры?
34. Как осуществляется планирование внеклассной работы по прикладной физической подготовке?

Рекомендуемая литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Богословский В.П. и др. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры.– М.: Физкультура и спорт, 1991.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальностей физкультурных учебных заведений. – 3е изд. – СПб.: Лань, 2003.

5. Матвеев А.П. Экзамен по физической культуре: Вопросы и ответы. – М.: Владос­Пресс, 2003.

6. Мейксон Г.Б. и др. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. – М.: Просвещение, 1986.

7. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана; авт.сост. Г.И. Погадаев и др. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

8. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

9. Титов B.C. Профессиональноприкладная направленность физического воспитания. – М.: Владос­Пресс, 1997.

10. Шиян Б.М. и др. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пединститутов по специальности 2115 «Начальная военная подготовка и физическое воспитание». – М.: Просвещение, 1988.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2004.

Татьяна МАСЛЕННИКОВА,
учитель физической культуры
средней школы № 5,
г. Нарьян­Мар,
Ненецкий автономный округ