Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2007

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Реформа образования так затянулась, что многие учителя уже перестали следить за новыми проектами, о которых заявляется с высоких трибун. Мы, вместе с читателями нашей газеты, продолжаем внимательно следить за всеми идеями, методиками преподавания физической культуры, которые появляются в российской системе образования. Этому посвящена первая статья номера: своими размышлениями с нами поделился Анатолий Матвеев.
Одна часть реформы уже введена: повсеместно открываются профильные школы. Учителя вынуждены самостоятельно разрабатывать элективные курсы и программы, и это вовсе не плохо: благодаря этому возникло настоящее разнообразие курсов, которое можно использовать с выгодой для детей. Но учителю трудно самому разработать необходимое количество элективных курсов, поэтому педагоги делятся своим опытом на страницах нашей газеты: второй номер следующего года мы посвятим именно им. А один элективный курс мы предлагаем сегодня вашему вниманию в рубрике «Профильная школа».
Авторский проект «Стрельба из пневматической винтовки» тоже может быть использован как элективный курс для школ с военнопатриотическим профилем: он именно так и создавался, но важен еще и для тех учителей, которые впервые получили возможность у себя в школе открыть секцию стрельбы из пневматического ружья. Вполне вероятно, что после введения норм ГТЗО эта программа может понадобиться во всех, а не только в профильных школах.

Когда в товарищах согласья нет…

Александр КОНДАКОВ, один из руководителей проекта государственного образовательного стандарта (ГОС) второго поколения, рассказал об особенностях разрабатываемого стандарта (№ 19/2007); в № 22 был опубликован проект нормативной части спортивно­технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества», разработанный специалистами Агентства по физической культуре и спорту Российской Федерации. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с Анатолием МАТВЕЕВЫМ, доктором педагогических наук, руководителем Центра образования по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Института содержания и методов обучения Российской академии образования, заведующим кафедрой теории и методики физического воспитания Педагогического института физической культуры Московского городского педагогического университета.

– Анатолий Петрович, объясните, пожалуйста, планируется ли изменение содержания образования в связи с введением новых ГОС? Что это могут быть за изменения?

– На сегодняшний день нам известно очень немного о будущих образовательных стандартах. Нас информировали, что они будут довольно краткими: цели и задачи образования, базовые требования к уровню подготовки учащихся по окончании начальной, основной и старшей школы. При этом в качестве требований ГОС будут выступать общеучебные компетенции, которые отражают единство учебных знаний и умений.
После предварительного рассмотрения проекта стандарта Госдумой начнется его широкое обсуждение с последующей доработкой и согласованием. В этот период мы приступим к разработке проекта Примерных программ по учебным дисциплинам, которые войдут в федеральный компонент базисного учебного плана (БУП): каждая дисциплина через специфику своего предметного содержания должна обеспечить формирование у учащихся учебных компетенций, устанавливаемых требованиями ГОС. Например, если в стандарте будет требование «уметь анализировать и обобщать», то все примерные программы (по математике, биологии, физической культуре) должны обеспечить формирование этого умения (компетенции) у школьников, опираясь на собственное учебное содержание. Например, в физической культуре это может быть умение анализировать технику выполнения того или иного движения или особенности техники выполнения одного и того же упражнения разными учениками.
По стилю изложения стандарты нового поколения, скорее всего, будут достаточно простыми и доступными, лаконичными и краткими, и получат одобрение как в Думе, так и в педагогическом сообществе.
Что касается учебного содержания школьного образования по физической культуре, то на сегодняшний день существует как минимум три точки зрения на дальнейшее его развитие.
Агентство по физической культуре и спорту считает необходимым усиливать спортивную направленность образования, в связи с чем настоятельно рекомендует заменить уроки физической культуры тренировочными занятиями по одному из видов спорта, а учителей физической культуры заменить на тренеров. Однако по этому поводу можно сослаться на международный опыт. Например, в США недавно факультативные занятия в спортивных секциях были заменены на обязательные уроки физической культуры, а учебный материал для этих уроков оказался весьма схожим с содержанием наших отечественных программ. Многие ведущие страны мира увеличивают количество обязательных часов для занятий физической культурой (в том числе Япония, Франция, США и др.), тогда как рекомендации Агентства по физической культуре и спорту, напротив, ориентируют на их упразднение.
Вторая точка зрения принадлежит разработчикам проекта нового стандарта. Они предлагают не убирать физическую культуру из базисного учебного плана, но вместе с некоторыми другими общеразвивающими предметами вывести во вторую половину дня. Это, по мнению разработчиков, становится возможным, если общеобразовательные школы перейдут на модель так называемой школы полного дня. Возможно ли это на современном этапе? Такое нововведение потребует не только большого вложения средств, но и включения в первую половину дня особых пауз, разгрузочных моментов, которые должны защитить детей от учебных перегрузок.
Я уверен: на сегодняшний день уроки физической культуры – это единственная гарантированная бесплатная форма занятий физическими упражнениями для наших детей. Если ее лишить своего статуса, последствия могут быть опасны – многие дети лишатся даже минимальной физической нагрузки.
Третья точка зрения, которой придерживаемся мы, базируется на усилении познавательной и самостоятельной деятельности детей на уроках физической культуры – на познании ребенком своих физических особенностей и возможностей. Наша экспериментальная и исследовательская деятельность показала, что это направление должно быть наиболее емко представлено в образовании, потому что оно дает возможность более предметно решать проблемы здоровья современных школьников, вооружает их организационными умениями, знаниями об индивидуальных показателях здоровья, оздоровительных формах занятий физической культурой в условиях активного отдыха и досуга. Единство решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в условиях целостного педагогического процесса выступает гарантом эффективного формирования основ здорового образа жизни современных школьников, осознанной потребности в активных занятиях физической культурой по укреплению здоровья на протяжении всей своей жизни.

– Анатолий Петрович, не могли бы вы объяснить: почему же тогда во всех средствах массовой информации говорится только об одном возможном пути развития преподавания физической культуры в российских школах – о точке зрения, которая предлагается Росспортом?

– Идея спортизации физического воспитания, а точнее – расширения для детей возможности заниматься спортом, не нова. Несколько лет назад и мы предлагали на базе микрорайонов Москвы создавать систему спортивных клубов: если одна школа будет культивировать лыжи и легкую атлетику, вторая – спортивные игры, третья – гимнастику, то каждый ребенок после учебы в основной школе может выбрать спортивную секцию, в которой он хочет заниматься. Но мы хотели дать детям такую возможность параллельно с уроками физической культуры, а не вместо них.
Вадим Константинович Бальсевич, чья идея лежит в основе позиции Росспорта, в свое время открыл экспериментальную школу в Сургуте и воплотил в жизнь идею многопрофильной организации спортивной работы в рамках одной школы. Это стало возможным благодаря наличию в школе нескольких спортивных залов и спортивных площадок, необходимого штата тренеров и педагогов. В данной школе, работающей по модели школы полного дня, спортивные секции по видам спорта представлены во второй половине дня, что позволяет учащимся выбирать занятия наиболее привлекательным для них видом спорта из числа предоставляемых школой. Теперь эта школа, имеющая хорошую материально­техническую базу и соответствующую организацию образовательного процесса, преобразована в спортивную. Вместе с тем, мы не против такой модели организации спортивной работы в школе, внедрения спорта в жизнь современных школьников – мы против того, чтобы эта модель, являясь по сути моделью дополнительного образования, заменяла собой общеобразовательную дисциплину базисного учебного плана, а именно дисциплину «физическая культура». Здесь мы стоим на принципиальных позициях: предмет «физическая культура» – общеобразовательный, а спортивные секции – дополнение к нему. Занятия в спортивных секциях, спортивные школы курируются Агентством по физической культуре и спорту. Предмет «физическая культура» является обязательным для всех школьников Российской Федерации, входит в систему общего среднего образования, задается ГОС, курируется Министерством образования и науки и по своему статусу не может являться дополнительным, то есть стать частью системы дополнительного образования.

– Если можно, расскажите подробнее о той позиции, которую вы лично считаете на сегодняшний момент наиболее перспективной. В чем отличие предлагаемого сегодня вами подхода от того, который культивировался раньше?

– Наше направление – принципиально новое, основная идея – развитие творчества и мышления школьников, повышение их интереса к своему здоровью, занятиям физической культурой через освоение знаний, умений и способов самостоятельной деятельности, организацию своего отдыха и досуга, оздоровительных форм занятий. Пожалуй, именно этот подход является наиболее соответствующим тем идеям, которые закладываются в новых образовательных стандартах.
Раньше физическое воспитание, по сути своей, подменялось физической подготовкой. Было много нормативных требований, которые во многом сыграли негативную роль. Дело в том, что возможность сдать тот или иной норматив в меньшей мере зависит от количества тренировок, а преимущественно – от наследуемых врожденных программ индивидуального физического развития. В период полового созревания девочки полнеют и не понимают, почему у них падают скоростные качества и выносливость; через два­три года ситуация стабилизируется, но отметка уже не будет исправлена. А мальчики в этом возрасте растут вверх, у них при этом часто нарушается координация движений. Тестирование детей в парадигме физической подготовленности вполне приемлемо, а в парадигме физической культуры (как чегото искусственно приобретаемого) противоестественно. Мы считаем, что в рамках общеобразовательного предмета «физическая культура» можно оценивать только технику исполнения двигательных действий и умение их использовать в игровой и соревновательной деятельности. Кроме этого, оцениванию должны подлежать знания и способы самостоятельной деятельности.

– А как же нормативы ГТЗО? Сегодня уже на самом высоком уровне говорят о том, что эти нормативы могут стать основой для ЕГЭ по физической культуре.

– На наш взгляд, нормы ГТЗО должны использоваться только для мониторинга в системе дополнительного образования. Об этом, в частности, говорил и заместитель председателя Росспорта Сергей Король на встрече с президентом Российской академии образования Н.Д. Никандровым, на которой я присутствовал. В то же время, если восторжествует идея подготовки к сдаче нормативов ГТЗО на уроках физической культуры (а она уже озвучена), то говорить о каком­то содержании образования не придется. Состав физических упражнений в учебных программах будет минимизирован и отработан под развитие требуемых в ГТЗО физических качеств. Думаю, что если учительская общественность отстоит физическую культуру как образовательную дисциплину федерального компонента БУП, то оценки деятельности учителя физической культуры и оценки успеваемости учащихся по физической культуре на основе результатов сдачи ГТЗО можно будет избежать. В то же время, тестовые упражнения ГТЗО должны включаться в педагогический процесс, нести определенную дидактическую нагрузку, использоваться учителем в организации и планировании занятий. Такой подход позволил бы увидеть роль и значение ГТЗО в развитии предмета физической культуры и форм организации учебной деятельности школьников. При этом ГТЗО мог бы, с одной стороны, выполнять контролирующую функцию в определении эффективности учебного процесса (для учителя), а с другой, – стимулирующую функцию (для учащихся), если ГТЗО будет включен в школьные соревнования наряду с соревнованиями по отдельным видам спорта.

Интервью подготовила Ольга ЛЕОНТЬЕВА