Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2007

МЕТОДИКА. УРОК С КОММЕНТАРИЕМ


Как вырастить самостоятельных учеников?

Образование в области физической культуры предусматривает проведение детьми самостоятельных занятий по формированию телосложения, по коррекции осанки, развитию физических качеств и совершенствованию техники двигательных действий. Но как научить этому наших учеников? Лекции и отметки тут не помогут: постоянно подчиняясь командам и требованиям, самостоятельным не станешь.
Для приучения школьников к самостоятельности следует использовать различные виды самостоятельных работ, например самообслуживание, самонаблюдение, самооценку, саморегулирование физической нагрузки, самостоятельный поиск правильного практического решения поставленных задач.

Помогаем организовать место для занятий в школе и дома

Урок физической культуры, как правило, начинается с того, что учитель знакомит детей с темой урока, рассказывает об инвентаре, которым они будут пользоваться. Но простого рассказа или демонстрации недостаточно для развития самостоятельности: надо показать ребятам, где находится спортивный инвентарь, объяснить, как его надо приготовить к уроку.

Уже с начальной школы учащиеся должны знать, как подготовить место для безопасного выполнения физических упражнений.

Чтобы дети действительно научились этому, им можно предлагать самим подготовить место для занятий физической культурой, выбрать необходимый спортивный инвентарь и соответствующую одежду.

Важное значение имеют и домашние задания по физической культуре. Они могут быть разными: подготовка «спортивных самоделок», графических работ, отражающих жизнь школьного или классного коллектива, проведение спортивно­оздоровительных мероприятий.

Главное – домашние задания должны быть краткими, интересными, доступными, посильными и безопасными.

Придумываем упражнения вместе с детьми

В основе физического и духовного развития человека лежит потребность в самосовершенствовании. А она может возникнуть, лишь если учащийся имеет достаточно высокий уровень понимания того, чем он занимается и для чего ему это нужно.

Задания, выполняемые по образцу, обязательно должны чередоваться с заданиями творческого характера, направленными на побуждение каждого ребенка к активной деятельности. Именно в творческой деятельности развивается самостоятельность: полученная информация обрабатывается, идет поиск ответов на возникающие вопросы, используются уже сложившиеся навыки и умения, конструируются новые тактиче­ские игровые варианты.

В чем же может состоять творчество на уроках физической культуры? В самостоятельном принятии решений, придумывании новых упражнений. Даже задание по образцу можно сделать творческим, если вместо жесткой команды:

– рассказать школьникам об упражнении как можно подробнее;
– объяснить, почему в данный момент важно выполнить именно это упражнение;
– ответить на возникшие вопросы;
– продемонстрировать выполнение данного упражнения (самому или попросить одного из учеников);
– дать детям возможность самим выполнить упражнение;
– в качестве альтернативы предложить желающим придумать собственное упражнение, например на ту же самую группу мышц, и объяснить учителю и одноклассникам, в чем смысл и польза придуманного упражнения.

Итак, чтобы приучить ребят к творческой работе на уроках физической культуры, учитель сначала показывает и называет какое­либо упражнение или двигательное действие, объясняет его назначение, говорит о его воздействии на организм занимающихся. После этого ребятам предлагается подобрать похожие упражнения, то есть упражнения, развивающие те же группы мышц или те же физические качества.

Этот простой прием даже ученикам 1го класса позволяет понять, что есть такие упражнения, которые способствуют развитию мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног и т.п., что для развития тех или иных мышечных групп можно подобрать множество различных упражнений.

Когда дети научатся выполнять эту задачу, им можно предложить подобрать небольшие комплексы упражнений для развития мышц рук или ног, туловища или плечевого пояса. Большая часть школьников
1–2х классов легко справляются и с этим заданием. После такой работы дети начинают понимать, какие упражнения надо делать, чтобы развивать те или иные мышцы, те или иные физические качества. Они с удовольствием выполняют упражнения, которые придумали сами, одновременно совершенствуя свои двигательные и функциональные возможности.

В средней и старшей школе, чтобы сохранить высокую моторную плотность урока, можно во время разминки лишь называть упражнения, не показывая их.

Дискуссии, диспуты, беседы и викторины по проблемам физической культуры помогают ученикам не только овладевать двигательными навыками, но и учиться использовать понятия, употребляемые на уроках физической культуры, постоянно увеличивая их запас.

Приучаем детей наблюдать за собственными движениями

Свои движения нельзя увидеть – их можно только почувствовать. Однако для того чтобы корректировать свои действия, надо уметь описывать их вербально. Но как свои чувства, мышечные ощущения описать словами?

Для того чтобы научить ребят описывать свои движения, сначала можно предложить им внимательно понаблюдать за выполнением тех или иных упражнений одноклассниками и попробовать описать их (не выставлять отметку, а именно описать, рассказать о том, как упражнение выполнялось, что нужно исправить, чтобы оно было выполнено более совершенно).

Сначала такой анализ осуществляется с помощью учителя, задающего некоторые рамки, критерии описания двигательных действий. Постепенно возможность анализа полностью отдается ученикам, которые, взаимно контролируя и описывая действия друг друга, приобретают опыт анализа и совершенствуют свои умения. И только после того как будет освоен групповой контроль, можно переходить к индивидуальной работе.

Хорошо, если ученики будут вести дневник самоконтроля, отмечать в нем свои результаты, пытаться их осмыслить, проанализировать свои успехи и неудачи, найти их причину.

Результатом выработки умения наблюдать за своими действиями, анализировать и описывать их становится самооценка. Но чтобы научиться самооценке, дети должны, прежде всего, овладеть умением ставить перед собой ясную цель, планировать свою деятельность соответственно поставленной цели, контролировать ее, оценивать и вносить необходимые поправки.

Для этого учитель должен:

– постоянно обращать внимание детей на способы освоения двигательного действия, которые применяются на уроках физической культуры;
– воспроизводить и проговаривать в обсуждении с учениками ход освоения двигательных действий, напоминать о методах, которые применялись, выделять этапы обучения и их последовательность;
– выбирать вместе с учащимися способы освоения разучиваемых двигательных действий и обосновывать принимаемые решения;
– использовать на занятиях парную и групповую работу, во время которой одни ученики могли бы обучать других. Этот прием требует от учащихся проявления самостоятельности, позволяет формировать умение контролировать и собственные, и чужие действия: подмечать неточности и ошибки, исправлять их, оценивать качество выполнения упражнений;
– приглашать для проведения уроков в младшей школе наиболее подготовленных учащихся старших классов. Каждый такой помощник занимается с отделением (особенно на уроках гимнастики), показывая и разъясняя выполнение упражнений и страхуя при их выполнении учащихся младших классов.

Учим осваивать новые упражнения

Для того чтобы учащийся был готов самостоятельно осваивать новые двигательные действия, он должен уметь:

– описывать двигательное действие по всем его операциям;
– выделять главную двигательную задачу, которую надо решить, чтобы выполнить двигательное действие;
– знать, что он умеет, а что не умеет по отношению к разучиваемому двигательному действию;
– планировать учебные дей­ствия по освоению движения;
– контролировать и корректировать свои действия.

Для этого необходимо:

– учить детей выделять основания для сравнения и сравнивать выполнение отдельных движений и двигательных действий разными учащимися с образцовым выполнением предложенного двигательного действия;
– устанавливать сходства и различия в двигательном действии, а именно:

а) по воздействию на учеников и по направленности двигательного действия;
б) по результату;
в) по способу выполнения;

– выделять главные и второстепенные моменты в разучиваемом движении;
– сравнивать движения по элементам техники или по каким­либо признакам;
– разделять двигательные действия на составные части;
– находить простое движение в сложных двигательных действиях;
– составлять из простых движений и упражнений более сложные двигательные действия;
– выбирать наиболее подходящий (оптимальный) для данных условий способ выполнения двигательного действия.

Для того чтобы учащиеся могли сопоставить свои умения с новым двигательным действием, надо научить их:

– оценивать сложность незнакомого двигательного действия;
– выявлять уровень подготовленности, необходимый для выполнения данного двигательного действия;
– уметь оценивать и проверять собственную подготовленность;
– сопоставлять свою подготовленность с той, которая требуется для освоения выполняемого двигательного действия.

«Необходимо приучать ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, – писал П.Ф. Лесгафт, – чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял основание своих действий».

Приучаем следить за физической нагрузкой

Уже в начальной школе учащиеся узнают, что физическая нагрузка на уроках физической культуры определяется частотой сердечных сокращений (ЧСС). Чтобы определить физическую нагрузку, можно у одного ученика измерять пульс через 5–10 мин. на протяжении всего урока (он измеряется и в начале урока как исходный показатель), а затем построить пульсовую кривую, которая будет показывать физическую нагрузку на протяжении всего урока. По пульсовой кривой можно судить о результатах на разных этапах урока.

В старших классах учитель физической культуры должен научить каждого ученика определять воздействие физической нагрузки на организм. При ЧСС 120–130 уд./мин. нагрузка считается восстанавливающей, а при ЧСС 130–160 уд./мин. более всего способствует повышению функциональных возможностей организма.

Надо всегда повторять учащимся, что физическая нагрузка обязательно должна соответствовать возможностям растущего организма. Например, ученик самостоятельно захотел работать над развитием своей мышечной силы. Для этого ему не надо увлекаться тяжелыми снарядами, которые вызывают сильное воздействие на организм, чтобы не произошло срыва и чрезмерного перенапряжения. Не обязательно стремиться к быстрым результатам в силовых упражнениях и достижениям максимального показателя. При самостоятельном выполнении силовых упражнений необходим отдых до 3–5 мин. после каждого силового упражнения, выполняемого на пределе физических возможностей.

Физическая нагрузка по ЧСС (по М.Я. Набатниковой) составляет:

– при нагрузках низкой интенсивности – до 130–135 уд./мин.;
– при нагрузках средней интенсивности – 131–160 уд./мин.;
– при нагрузках большой интенсивности – 156–180 уд./мин.;
– при нагрузках высокой интенсивности – 176–181 уд./мин. и выше.

Эти знания помогут учащимся при подборе упражнений и определении физической нагрузки для самостоятельных занятий.

Евгений ЛИТВИНОВ,
к.п.н.,
Москва