Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2007

МЕТОДИКА. АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ


Гимнастика с основами акробатики

1-й класс

Общеразвивающие упражнения без предметов

Произвольное преодоление препятствий; передвижения с остановками, с изменением направлений, с заданными позами; ходьба по гимнастической скамейке, гимнастическому бревну; простые висы, упоры, прыжки.

Ходьба на носках, с предметами на голове (задание – удерживать правильную осанку).

Динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги.

Широкие стойки на ногах, ходьба с включением широкого шага.

Общеразвивающие упражнения с предметами

Скакалка

Перешагивание через вертикальную скакалку; бег через вращающуюся скакалку на месте и с продвижением вперед; прыжки в движении лицом спиной, боком вперед через вращающуюся (вперед, назад, перекрестно) скакалку; прыжки через горизонтальную скакалку способом перешагивания (вращение скакалки одной рукой внизу горизонтально относительно опоры).

Обруч

Наклоны туловища в сторону, вращая обруч по направлению движения часовой стрелки (обруч в руках вертикально перед собой); из о.с., придерживая сверху вертикально стоящий обруч, присесть и пролезть в обруч боком и встать с другой стороны; вращение обруча рукой (над головой, отведенной рукой в сторону); прыжки через вертикально вращающийся обруч на месте и в движении, ловля соперника обручем в игровых формах выполнения упражнений и подвижных играх – по сигналу (внешнему стимулу) из положения о.с., ноги вместе, врозь, упор присев, упор лежа, сидя, сед и др. – бег из основной стойки, поймать обручем соперника, двигающегося произвольно по площадке в группе детей, такими же способами действия (ловящий стоит вне площадки); пятнашки, салки, ловишки – подвижные игры по существующим правилам, но с изменением положения исходных условий для участников.

Гимнастическая палка

Прыжки со сменой ног (палка на полу) на незначительном возвышении; прыжки на месте через палку, находящуюся сбоку; то же самое, но с поворотом на 180° лежа на спине, палка внизу перед собой, поочередно перенести правую, левую ногу через палку; то же самое, но с одновременным переносом обеих ног; упражнения на преодоление сопротивления – в положении седа ноги согнуты, стопы на полу, хват сверху (снизу), поднять соперника, находящегося «зеркально» в том же положении, с пола на ноги.

Подвижные игры и игровые задания

Игровые задания с использованием строевых упражнений. Игры: «Бой петухов», «Тройка», «Раки», «Совушка».

2-й класс

Общеразвивающие упражнения без предметов

Передвижения с меняющимися темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; комплексы упражнений на координацию с ассиметричными движениями рук и ног, упражнения на равновесие.

Качество освоения навыков проверяется с помощью теста «Бег 3?10 м».

Динамические упражнения на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительного отягощения до 1 кг; комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп.

Глубокие выпады в приседе; наклоны вперед, назад, в сторону в стойке на ногах и в седе.

Степень освоения навыков проверяется с помощью тестов: «Поднимание туловища за 1 мин.», «Подтягивание в висе», «Сгибание – разгибание рук в упоре лежа».

Общеразвивающие упражнения с предметами

Скакалка

Перешагивание через скакалку вперед и назад (скакалка в руках натянута); лежа на спине (скакалка в руках, сложенная вчетверо, внизу перед собой), согнув ноги вперед, завести их между скакалкой руками и опустить вниз (обратно то же); бег через вращающуюся скакалку на ограниченной опоре; прыжки через вращающуюся скакалку в положении «стойка ноги врозь»; прыжки на месте через вращающуюся (назад, вперед) скакалку на двух ногах, на одной ноге, переходами с одной ноги на другую, с двух ног на одну и обратно; прыжки на скакалке с изменяющимся темпом ее вращения.

Обруч

Вращение обруча движением тела вокруг ног, туловища; вращение на опоре в вертикальной плоскости; перекаты обруча партнеру в парах; подбрасывание обруча вверх, вверх-вперед и ловля его одной рукой, двумя руками; то же самое, но вместе с партнером; прыжки через вертикально вращающийся обруч на месте и в движении вместе с партнером в расстановке лицом друг к другу, друг за другом; кувырки и перевороты (вперед, в сторону) с обручем (хват сверху, широкий), бег и ходьба в обручах по уменьшенной опоре: гимнастическому бревну, скамейке, кубам; в слаломном и челночном беге; бег и ходьба в обручах по двое (в различных игровых заданиях); бег из основной стойки – поймать обручем «своего» соперника, двигающегося произвольно по площадке в группе детей, но позиция ловящего персонифицируется не в начале действия, а в ходе уже самого действия, когда все участники имеют исходно одинаковую позицию; пятнашки, салки, ловишки – подвижные игры по существующим правилам, но с изменением исходных условий для участников.

Гимнастическая палка

Прыжки со сменой ног (палка на полу, на незначительном возвышении), но с поворотом на 180–360°; прыжки с поворотом на 180–360° из о.с., ноги врозь, палка между ног (на полу, на возвышении, лежащая горизонтально, наклонно); лежа на груди, палка на вытянутых вперед руках, перевод палки за голову на лопатки в положении лежа на груди, прогнувшись; палка горизонтально – держать двумя руками, хватом снизу, подбросить и поймать палку; балансирование палкой (установленной на ладони или пальцах правой, левой руки) на месте; балансирование палкой в приседании, в переходе в положение стойки на коленях, присев, сед; поднять соперника с пола на ноги, но с опорой стоп в разноименные стопы соперника; в положении стоя лицом друг к другу, держа за концы (справа и слева от себя) две палки («паровоз»), выполнить при сопротивлении движение руками (одновременно, попеременно) вперед; то же самое, но на уменьшенной опоре; то же самое, но на наклонной поверхности.

Подвижные игры и игровые задания

«Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос?», «Что изменилось?», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч»; эстафеты «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручем».

3-й класс

Общеразвивающие упражнения без предметов

Игры на переключение внимания, концентрацию ощущений, расслабление мышц.

Комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений, на контроль осанки в движении тела и его звеньев, стоя, сидя, лежа; комплекс упражнений на укрепление и коррекцию мышечного корсета.

Выпады и полушпагаты на месте; высокие взмахи ногами, стоя у гимнастической стенки.

Степень освоения упражнения проверяется с помощью тестов: «Подтягивание в висе», «Поднимание туловища за 1 мин.», «Сгибание – разгибание рук в упоре лежа».

Общеразвивающие упражнения с предметами

Скакалка

Скакалка над головой, вращение скакалки над головой в сторону (вверх) и передача скакалки в другую руку перед собой (над головой), вращение на ограниченной опоре; прыжки на ограниченной опоре с вращением короткой скакалки рукой, вытянутой в сторону; то же самое, но с передачей скакалки в другую руку; прыжки с вращением лицом, спиной, боком через скакалку на ограниченной опоре (горизонтальной, наклонной); прыжки на месте через вращающуюся (назад, вперед) скакалку с двух ног на одну и обратно; прыжки через вращающуюся скакалку с перемещением на заранее определенные ориентиры; прыжки через вращающуюся скакалку в паре с партнером в положениях лицом, спиной, боком друг к другу, друг за другом, вбеганием и впрыгиванием в зону прыжков, пробеганием через вращающуюся скакалку; гимнастическая скамейка (бревно) между ног, на месте и с продвижением вперед; то же самое, но с чередованием прыжков в положениях «стойка ноги врозь», «скамейка (бревно) между ног», «стойка ноги вместе на скамейке (бревне)»; выкруты со скакалкой.

Обруч

Передача вращающегося обруча с одной руки на другую над головой, перед собой: на месте и в движении (вперед, назад, в сторону, перекрестными и приставными шагами); вращение обруча на руке, бросок вверх, вверх-вперед (назад) с последующей ловлей на руку во вращении; прыжки через вертикально вращающийся обруч на месте и в движении спиной друг к другу; каскадные прыжки в горизонтально расположенные на разной высоте обручи, кувырок через обруч и в обруч, расположенный в вертикальной и горизонтальной плоскости соответственно (обруч держит партнер) с места и с 5–6 беговых шагов.

Гимнастическая палка

Сед в группировке, палка зажата под коленями, перекаты назад на лопатки и вперед в положение сед; кувырки вперед, палка в руках (широкий, средний хват); палка горизонтально – хватом сверху поднять руки, выпустить палку и поймать ее внизу; палка горизонтально – хватом снизу за середину одной рукой подбросить ее и поймать двумя руками, одной рукой (правой, левой) хватом снизу (сверху). Балансирование в движении. Броски палки двумя руками замахом из-за головы вперед на заданное расстояние или в предметы: кегли, городки, мячи, на маты и т.д. В положении стоя, лицом друг к другу, держа палку сбоку (справа, слева) смешанным хватом, перетянуть к себе соперника; то же самое, но палку держать горизонтально перед собой разными хватами; лежа на животе с опорой на предплечье в «зеркальном» расположении друг к другу, захватить лежащую горизонтально палку (хват снизу, средний) и сгибанием рук в предплечье переместить соперника на свою сторону. Выкруты с гимнастической палкой.

Подвижные игры и игровые задания

«Парашютисты», «Уворачивайся от мяча», «Гонка мячей по кругу», «Догонялки на марше».

4-й класс

Общеразвивающие упражнения без предметов

Жонглирование предметами, преодоление гимнастической полосы препятствий.

Комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений, на контроль осанки в движении тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплекс упражнений на укрепление и коррекцию мышечного корсета.

Переноска партнера в парах; комплексы упражнений с дополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательной направленности на отдельные мышечные группы.

Комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища.

Степень освоения навыков проверяется с помощью тестов: «Подтягивание в висе», «Поднимание туловища за 1 мин.», «Сгибание – разгибание рук в упоре лежа».

Общеразвивающие упражнения с предметами

Скакалка

Вращение укороченной скакалки рукой с последующим ее броском вверх и ловлей определенной рукой; прыжки через скакалку на месте в определенном сочетании ритма (ритмического рисунка) движений рук и ног (ритм движений рук и ног один, ритм движений рук выше ритма движений ног, «двойное вращение» и, наоборот, с «прокруткой» прыжком); прыжки через длинную вращающуюся скакалку с попеременным вбеганием и выбеганием, впрыгиванием и выпрыгиванием в зону и из зоны прыжков следующим способом: на одной ноге, на двух ногах, со скрещиванием ног, с поворотом на 90–180°, в приседе, в полуприседе, в упоре лежа, в сочетании двух и более способов; то же самое, но совместно с одним или более партнерами (попарно, в тройках, в других схемах, расстановках).

Обруч

Передача вращающегося обруча с одной руки на другую над головой, перед собой в положении «мост» и в движении (вперед, назад, в сторону, перекрестными и приставными шагами) на уменьшенной опоре (гимнастической скамейке, бревне); броски обруча одной рукой (отведенной в сторону) вверх по дуге над головой и ловля его другой рукой; броски обруча вперед-вверх, придавая ему вращение «на себя» с последующей ловлей; сед углом, упор сзади, удержание обруча между ног, вращение обруча на одной ноге, другая согнута в колене; прыжок через вертикально расположенный обруч (обруч держит партнер) способом перешагивания с места и выполнение
5–6 беговых шагов; кувырки и перевороты (вперед, в сторону) с обручем (хват сверху, широкий).

Гимнастическая палка

Кувырки вперед, палочка зажата под коленями; палка вертикально, хватом за середину одной рукой подбросить и поймать палку одноименной (разноименной) рукой за середину, конец (верхний, нижний) палки; передача палки из руки в руку перед собой, за спиной, вверху над головой, под ногой (приподнятой), за спиной – вперед (через плечо), перед собой – назад (через плечо); балансирование палкой в движении, но с поворотами на 180–360°; подбрасывание и ловля попеременно двух палок (жонглирование); подбрасывание палки (удерживаемой вертикально, горизонтально) ногой и ловля рукой в положении стоя, лежа на спине, сед, согнув ноги; броски палки одной рукой из-за головы с места и с 5–6 беговых шагов на дальность; броски палки замахом сбоку на точность приземления (попадание в цель); перебрасывание палки партнеру одной рукой хватом снизу, сверху (палка горизонтально), хватом за середину, конец палки (палка вертикально), ловля партнером одной рукой, двумя руками указанными выше способами; встречное перебрасывание двух палок по схеме «бросить правой – поймать левой» или наоборот; переброска партнеру двух палок одновременно.

Подвижные игры и задания

Задания на координацию: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением определенных мышц тела). Развитие координации проверяется с помощью теста «Челночный бег 3?10 м».

Владимир ВЫСОЦКИЙ,
г. Красноярск