Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2007

МЕТОДИКА. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА


Цветок здоровья

Урок в 3-м классе

Цель: способствовать принятию детьми правильных решений в отношении своего здоровья.

Вводная часть (10 мин.)

Учитель. Мне хочется подарить вам этот замечательный цветок – ромашку. «Что в нем особенного?» – спросите вы.
Давайте посчитаем, сколько у нашего цветка лепестков.
Первый лепесток мы назовем «Я и мой организм». Каждый человек дышит, слышит, видит. Очень важно уметь чувствовать, все ли нормально в нашем организме.
Второй лепесток – «Я и мой разум». Если вдруг ты почувствовал себя плохо, может быть, у тебя поднялась температура или заболела голова, – то очень важно выбрать правильное решение: не играть в шумные игры, а прилечь и спокойно отдохнуть.
Третий лепесток – «Я и мое настроение». Если мы погладим этот лепесток, то он нам подскажет, с каким настроением легче жить. Оказывается, что наши чувства могут даже принести вред нам и нашим близким. Давайте больше улыбаться и радоваться окружающему миру! А если случится какая-нибудь неприятность, то знайте: сегодняшняя большая неприятность через несколько дней будет нами забыта. Вот и не стоит из-за нее расстраиваться и огорчать своих друзей и близких, тех людей, которые нас любят.
Четвертый лепесток – «Я и окружающий мир». Мы каждый день играем, разговариваем, просто встречаемся со знакомыми и незнакомыми людьми. Запомните замечательное правило: «Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».
Пятый лепесток – «Это я сам». Этот лепесток напоминает нам, что мы сами играем главную роль в том, что с нами случается. Задумайтесь, какими мы хотим быть, кем мы хотим стать, – все зависит только от нас самих. Но очень важно, чтобы наши поступки не обижали тех людей, которые живут с нами рядом.
А вот и шестой лепесток – «Я и моя жизнь». Если прикоснуться к этому лепестку, то нам станет понятно то, что каждый лепесток учит нас по-своему, но важно суметь прислушаться ко всем лепесткам вместе, одновременно.
Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались только к одному из его лепестков.
Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости от того, что могут подсказать мальчикам и девочкам, что в жизни хорошо, а что плохо.
Когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые видят нас.
Давайте закроем глаза и увидим свой волшебный цветок, который поможет нам быть счастливыми и здоровыми.
А теперь возьмите в руки цветные карандаши, краски и нарисуйте свой цветок здоровья и счастья.

Основная часть (27 мин.)

Учитель. Рисуем первый лепесток – «Я и мой организм».

Игра «Это я!»

Ученики встают в круг (учитель – в центре) и повторяют за учителем слова, выполняя верные движения, например:

  • «Рука» – поднял вверх руку (верно).

  • «Нога» – согнул ногу (левую или правую) (верно).

  • «Живот» – взялся за плечо (неверно).

  • «Сердце» – взялся за живот (неверно).

  • «Спина» – держится руками за спину (верно).

Учитель. Рисуем второй лепесток – «Я и мой разум».

Игра «Правильно – неправильно»

Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и дает задание, которое нужно показать в движении. Если оно правильное, ученики хлопают в ладоши, а если задание неправильное, то приседают. Например:

Играем, если болит голова, – неправильно (приседаем).

Дети дружные – правильно (хлопаем в ладоши).

Прыгаем, если болит живот, – неправильно (приседаем).

Зимой выходим на улицу без шапки – неправильно (приседаем).

Учитель. Рисуем третий лепесток – «Я и мое настроение».

Игра «Комплименты»

Ученики выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу и говорят комплименты. С каждым комплиментом игрок делает один шаг.

Ученик. Я очень рад учиться в одном классе с такой прилежной девочкой.

Ученица. Мне приятно с тобой общаться.

Ученик. Ты очень веселый человек.

Ученица. Ты никогда никого не обижаешь… и т.д.

Побеждает та пара, участники которой оказались ближе всех друг к другу.

Учитель. Рисуем четвертый лепесток – «Я и окружающий мир».

Игра «Конфликт»

Ученики встают по парам, друг за другом, лицом в круг.
По выбору ведущего одна из пар делится на убегающего и догоняющего. Убегающий может «спастись», остановившись перед любой другой парой. Тогда замыкающий в этой колонне убегает вместо него.

Учитель. Научись владеть собой. Пятый лепесток называется «Это я сам».

Игра «Добрые слова»

Участники игры становятся в круг. В центре круга – ведущий с мячом.
Ведущий бросает мяч любому из игроков, который говорит одно из добрых слов и возвращает мяч ведущему.

Учитель. А шестой лепесток – «Я и моя жизнь» – мы нарисуем, когда поиграем в игру «Пишущая машинка».
Каждый игрок получает название буквы алфавита. Все дети двигаются под музыку по залу. Когда заканчивается музыка, водящий называет фразу: «В здоровом теле – здоровый дух». Дети начинают «печатать». Первая «буква» называет себя и хлопает в ладоши, к ней присоединяется следующая, и т.д. Когда фраза составлена, оставшиеся буквы прочитывают ее, и все вместе три раза хлопают в ладоши.

Заключительная часть (3 мин.)

Учитель. Какой замечательный цветок здоровья и счастья у вас получился! И, конечно же, помогли вам, дорогие мальчики и девочки, те игры и упражнения, которые вы выполняли. Я желаю вам расти крепкими, здоровыми и умными.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

(С.Я. Маршак)

Светлана МАЛКОВА,
средняя школа № 5,
г. Углич,
Ярославская обл.