Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2007

МЕТОДИКА. УРОК


Соревновательно-игровой метод

Успешное выполнение учебной программы по физическому воспитанию сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в том числе и соревновательно-игрового.

Гибкий вариативный характер этого метода позволяет рационально использовать различные средства физического воспитания. Значительно повышается заинтересованность учащихся, увеличиваются моторная плотность уроков и их эффективность. Эмоциональный характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств, например динамическую силу, прыжковую выносливость, гибкость, ловкость и т.д. Воспитание морально-волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительном физическом и эмоциональном напряжении. Личные интересы в играх или соревнованиях подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, к сопернику. Роль соревновательно-игровых упражнений возрастает, когда они тесным образом связаны с учебным материалом урока. Воспитываются смелость и настойчивость в достижении цели, коллективизм и товарищество, быстрота и ловкость, сила и гибкость, выносливость и воля к победе. Использовать эти задания можно во всех частях урока, особенно когда необходимо внести в него новизну эмоционального восприятия упражнений.

Сначала подбираются разнообразные упражнения и подвижные игры, отвечающие задачам урока. Сложные игровые упражнения чередуются с более простыми, не требующими концентрированного внимания.

Подвижные игры и соревновательные упражнения должны соответствовать той части урока, в которую они введены. Во вводной части урока используются упражнения, способствующие подготовке организма учащихся к предстоящей работе. Это различные комплексы общеразвивающих и специальных упражнений в движении и на месте в виде соревнований, проводимых в парах с элементами силовых единоборств. Принцип таков: кто быстрее и большее число раз добьется победы.

Примерный комплекс упражнений для уроков легкой атлетики

1. Ускорение на отрезках прямой 30 м с промежуточным финишем в середине дистанции.
2. Многоскоки. Преодолеть большее расстояние при помощи 15 прыжков.
3. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа. Кто раньше выполнит задание. Юноши – 20 раз, девушки – 10 раз.
4. Бег на отрезках прямой 60–100 м с гандикапом. При повторном выполнении участники меняются местами.
5. Передвижения в низком приседе. Кто быстрее преодолеет расстояние 25–30 м.
6. Передвижения спиной вперед на 20–30 м и т.д.

Примерный комплекс упражнений для уроков гимнастики

1. Ходьба с круговыми движениями рук и сменой направления вращения на каждый счет.
2. Бег по «кочкам». Как можно быстрее преодолеть дистанцию.
3. Ходьба широко расставленными ногами с вращением головы в левую и правую сторону, стараясь не сбиться с прямой.
4. Передвижение в упоре сидя ногами вперед.
5. Передвижение приставными шагами правым и левым боком.
6. Передвижение прыжками в приседе, руки на поясе и т.д.

Выполнять соревновательно-игровые задания в основной части урока можно как в ее начале, так и в середине либо в конце. Главное, чтобы соревновательно-игровая деятельность логически вытекала из потребности закрепить те или иные умения и навыки.

В заключительной части урока соревновательно-игровые задания используются для расслабления и успокоения организма после нагрузки или после эмоционального подъема.

При использовании соревновательно-игрового метода нужно помнить о следующих правилах:

1. Повышать заинтересованность учащихся путем применения гандикапа не только в беге, но и в других видах легкоатлетической подготовки.
2. Обеспечивать постоянное возрастание объема и интенсивности физической нагрузки.
3. Проводить соревнования в условиях, приближенных к реальным, с обязательной оценкой достигнутого уровня.
4. Поощрять инициативу учащихся в разнообразии применения технических приемов и способов выполнения заданий.

5. Регулярно поощрять не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших добиться улучшения своих личных результатов.

Игровые задания для уроков легкой атлетики

«Быстро по местам»

Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности, совершенствование умения ориентироваться.

Построение

Содержание

Правила

Методические указания

 

По первому сигналу игроки разбегаются, по второму – все должны построиться в указанном месте.
Варианты построения:

а) в общей или отдельной шеренгах;
б) в общем или отдельном круге;
в) квадрат

Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает

Заранее познакомить с сигналами, исходным положением, формой строя и местом

«Точно в цель»

Задачи: развитие скоростно-силовых качеств, закрепление техники метания малого мяча в соревновательных условиях.

Построение

Содержание

Правила

Методические указания

 

Построение в колонну по одному. Игроки метают мяч в стену на дальность отскока, с попаданием в цель.
Варианты: метание проводится по различным кругам мишени

Кто попал большее число раз, тот победил. За дальность отскока добавляется очко

По мере освоения добиваться более точного броска, сильного отскока, используя разбег

Эстафетный бег

Задачи: развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности.

Построение

Содержание

Правила

Методические указания

 

Команды соревнуются в эстафетном беге.
Варианты:
а) построение в колонны по одному;
б) построение в шеренги, при перебежке команды меняются местами

Игроки стартуют раздельно или одновременно. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием

Четко разъяснить правила игры

Игровые задания для уроков лыжной подготовки

Применение соревновательно-игровых заданий является эффективным средством совершенствования лыжных ходов, а также развития физических качеств на уроках лыжной подготовки. С помощью игр и соревновательных заданий учащиеся приобретают необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъемы, а также закрепляют умение применять технику лыжных ходов с учетом рельефа местности.

Игровые и соревновательные задания можно разделить на группы:

1. Совершенствование техники лыжных ходов на учебной лыжне.
2. Повороты на месте и в движении.
3. Совершенствование техники спусков и подъемов на гористой местности.
4. Развитие физических и функциональных возможностей организма.
5. Приобретение умения соревноваться и тактически противостоять сопернику, ориентироваться на местности, рационально использовать лыжную технику.

«Скользи дальше»

Задачи: совершенствование техники одновременного бесшажного хода, развитие силы при отталкивании палками, выносливости.

Эстафета «елочкой»

Задачи: совершенствование техники подъема «елочкой», развитие силовой выносливости в игровых условиях.

Построение

Содержание

Правила

Методические указания

 

Со старта учащиеся преодолевают подъем «елочкой», затем спускаются вниз, после чего стартует следующая пара

В паре побеждает игрок, быстрее поднявшийся в гору. Побеждает команда, у которой больше побед

В конце подъема поставить флажки

Можно использовать также игры «Гонка с выбыванием», «Гонка за лидером», «К своим палкам», «Лучший гонщик» и др.

Игровые задания для уроков спортивных игр

Соревновательно-игровой метод особенно популярен на уроках со спортивными играми, когда он применяется для закрепления и совершенствования игрового навыка. Техника владения мячом успешно отрабатывается как в эстафетах, так и в подвижных играх. Для овладения техникой перемещения применяются следующие упражнения: разновидности бега с остановкой по сигналу, эстафеты с разновидностью прыжков, подвижные игры. При обработке и совершенствовании передачи и ловли мяча используются всевозможные передачи в парах, тройках, эстафеты во встречных и параллельных колоннах, кругах, шеренгах. Много игровых заданий выполняется для закрепления бросков мяча (с места, с шага, в прыжке, в движении, после остановки, после поворота, с сопротивлением).

«Подбрось – поймай»

Задачи: формирование навыка подбрасывания и ловли мяча, развитие координации движений.

Построение

Содержание

Правила

Методические указания

 

Построение в две шеренги. По сигналу учащиеся подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его и прокатывают партнерам, а те, в свою очередь, выполняют то же самое

Побеждает команда, у которой будет:
а) меньшее число падений;
б) более точное прокатывание

Ловлю и подбрасывание мяча можно выполнять с ударом о пол или стену, стоя на месте или в прыжке

«Обведи и передай»

Задачи: совершенствование навыка ведения мяча с изменением направления, закрепление навыков передачи и ловли мяча.

Построение

Содержание

Правила

Методические указания

 

Построение в колонны, впереди лежат мячи. Первый игрок обводит препятствие, в конце разворачивается и передает мяч другому игроку, а сам встает позади всех

При потере мяча начинать с того места, где произошла эта потеря

Ведение мяча выполняют правой и левой руками

«Снайперские броски»

Задачи: формирование навыка техники броска мяча в корзину, закрепление ловли мяча.

Построение

Содержание

Правила

Методические указания

 

Построение в колонну к щитам. Игрок после ведения мяча бросает его в корзину, затем ловит и передает следующему игроку, а сам встает в колонну.
Варианты:
а) игрок бросает мяч, пока не попадет в цель;
б) броски с места или в прыжке

Побеждает тот, кто забросит больше мячей в корзину или раньше закончит эстафету

Необходимо следить за техникой движений и точностью попаданий в корзину

Игровые задания для уроков гимнастики

Для повышения заинтересованности учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений они выполняются в соревновательно-игровой обстановке. Соревнование может проходить в колоннах или шеренгах, как с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибку, так и без выбывания, но с получением штрафных очков, количество которых в итоге определит победителей игры (соревнований).

Для привлечения внимания в начале урока проводится игра, в которой участник должен выполнять строевые команды, если в начале команды присутствует слово «группа» или «класс». При выполнении общеразвивающих упражнений команды могут соревноваться на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени как на месте, так и в движении, например: кто раньше выполнит 10 наклонов, приседаний, отжиманий, различных прыжков и т.п. Общеразвивающие упражнения могут быть включены в эстафеты. Например, после передвижения на одной или двух ногах через определенное количество шагов ученики выполняют какие-либо упражнения, после чего передвигаются к своей команде, передавая эстафету следующему учащемуся.

В соревновательно-игровой обстановке хорошо выполняются акробатические упражнения: различные кувырки, стойки, «мостик», «домик» и т.д. Для разнообразия при проведении эстафет применяются дополнительные предметы: гимнастическая палка, скакалка, мячи, кегли и др.

«Построй мост»

Задачи: закрепление акробатических элементов в игровой форме, развитие ловкости.

Построение

Содержание

Правила

Методические указания

 

Первый игрок бежит до первой отметки и делает «мост». После этого выбегает второй игрок, пролезает под «мостом» и строит второй «мост» за первым. Затем под двумя «мостами» пролезает третий и т.д. Последний игрок пролезает под последним «мостом», подает команду: «Встать!», и все бегут на свои места

Побеждает команда, которая построится первой. «Мост» не должен падать

Необходимо следить, чтобы игроки правильно выполняли задание и хорошо держали «мост»

Эстафета с гимнастической палкой

Задачи: совершенствование навыка выполнения гимнастических упражнений с палкой, развитие прыгучести, координации движений, воспитание коллективизма.

Построение

Содержание

Правила

Методические указания

 

Построение встречных колонн.
Первая пара одной из сторон держит за концы гимнастическую палку. По сигналу пары бегут навстречу друг другу: одна – взявшись за палку, другая – за руки. При встрече вторая пара перепрыгивает через палку. Первая пара передает палку следующей.

Игра заканчивается, когда каждая пара сделает две перебежки – с палкой и без палки

Выполнение задания зависит от слаженности действий игроков

«Удержи равновесие»

Задачи: закрепление навыков выполнения упражнений в равновесии; развитие ловкости, точности, координации движений.

Построение

Содержание

Правила

Методические указания

 

На перевернутых скамейках находятся две команды. Соперники стараются вывести друг друга из равновесия. После падения одного игрока другому засчитывается очко. Затем выходит другая пара игроков.
Вариант: победитель продолжает бороться до тех пор, пока у него остаются соперники

Побеждает команда, набравшая большее количество очков

Участники могут состязаться одновременно на концах и на середине скамейки, а также на нескольких скамейках

Эстафета с кувырками

Задачи: совершенствование кувырка вперед, развитие ловкости, координации движений.

Построение

Содержание

Правила

Методические указания

 

Первый участник добегает до первого мата и делает кувырок, затем, взяв мяч, бежит ко второму мату. Прижав мяч к животу, делает кувырок, затем бежит обратно, мяч кладет у первого мата и передает эстафету второму игроку.
Вариант:
а) игрок подбрасывает мяч и делает кувырок, вставая, ловит его;
б) после кувырка игрок метает мяч в цель

Игрок должен выполнить все задания. За ошибку он получает штрафное очко. Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее и получит меньше штрафных очков

Маты положить на одинаковом расстоянии. Рядом с первым матом положить мяч

Игорь БАЛЫБЕРДИН,
г. Кирс,
Кировская обл.