Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся

Курс ведет Бейниш Хаймович ЛАНДА

Бейниш Хаймович ЛАНДА

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования.

18

Лекция № 2. Факторы, понятия и термины, определяющие качество образования в сфере физической культуры.

19

Лекция № 3. Методика мониторинговых исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках.

21

Лекция № 5. От тестирования практических умений и навыков – к тестированию уровня знаний по предмету «физическая культура».

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Различные методические подходы к оценке показателей здоровья.

23

Лекция № 7. Пример мониторинговых исследований с анализом результатов учебных достижений школьников по предмету «физическая культура».

24

Лекция № 8. Научно обоснованные управленческие решения, принимаемые органами системы образования по результатам мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников.

Итоговая контрольная работа

Лекция № 5

От тестирования практических умений и навыков – к тестированию уровня знаний по предмету «физическая культура»

«Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения».

К.Д. Ушинский

Одним из основных путей радикального улучшения образования в области здоровья детей, мотивации их к двигательной активности, нормальному физическому развитию (особенно в условиях интенсивной компьютеризации, информатизации, интернетизации процесса обучения) должен стать ЕГЭ по предмету «физическая культура». Сегодня экзамен по физической культуре в ряде школ проводится по выбору, а в некоторых вузах стал обязательным.

В предыдущих лекциях мы познакомились с новым направлением развития Федеральной системы тестирования в образовании России методикой тестирования показателей здоровья. Это важнейшая часть работы учителя физической культуры, позволяющая ему оценить эффективность своего труда по сохранению и укреплению здоровья детей. В структуре экзамена она составляет практическую часть – демонстрацию умений и навыков, подтверждающих нормальное половозрастное развитие и физическую подготовленность учащихся.

Не менее важно сформировать у учащихся сознательное отношение к нашему предмету, физическому воспитанию, здоровому образу жизни. Этому посвящена теоретическая часть экзамена – контроль знаний по предмету с помощью тестовых заданий.

Предмет «физическая культура» не вошел в число 14 предметов, для контроля уровня знаний которых разработаны тестовые задания (централизованное тестирование, ЕГЭ).

Учителя-практики совместно со специалистами сферы физической культуры, спорта и туризма должны объединиться, чтобы восполнить этот пробел в знаниях учащихся.

Методические основы разработки тестовых заданий

Разработку тестовых заданий по предмету «физическая культура» (как и по любому другому предмету) рекомендуется начать со знакомства с научно-методическими основами их составления по работам В.С. Аванесова, А.Н. Майорова, по новым журналам «Педагогическая диагностика», «Педагогические измерения» и др. Слушателям поможет и материал из лекции № 2, посвященный тестированию, а также некоторые примеры тестовых заданий для различных возрастных групп учащихся, приведенные в данной лекции и в лекции № 7. При разработке и составлении тестовых заданий по предмету «физическая культура» предлагается использовать материалы Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (утвержден Министерством образования России от 5 марта 2004 г., приказ № 1089), журнал «Физическая культура в школе», публикующий экзаменационные вопросы и ответы на них, вопросы олимпиад по предмету «физическая культура» (см. список литературы в конце лекции).

Тестология (по В.С. Аванесову) – наука, занимающаяся изучением тестов. Она появилась в начале XX в. на стыке психологии, педагогики, социологии и других наук. Тестология представляет собой прикладное направление научной педагогики, которое занимается разработкой тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков, представлений. Сегодня тестовые задания по различным предметам, получившие название контрольно-измерительных материалов, составляют основу ЕГЭ и введены во всех учебных учреждениях России. Основной теоретической базой для разработки тестовых заданий является учебная программа по предмету «физическая культура» и материал, изложенный в моем учебном пособии. Сначала мы составляли тестовые задания в альтернативной форме для выпускников 9-х и 11-х классов. Основная цель – сформировать у учащихся сознательное отношение к своему здоровью и учебному предмету. Постепенно тестовые задания усложнялись и совершенствовались как по форме, так и по содержанию.

Все известные педагогические задания можно разделить на три группы:

  • тестовые – основанные на требованиях математической теории тестов, в основе которой лежит принцип статистической независимости тестовых заданий друг от друга;

  • псевдотестовые – когда для испытуемых одного уровня подготовленности правильный ответ на одно задание зависит от правильного ответа на другое задание, они выражают последовательность развертывания темы, сюжета, фактов, ситуаций;

  • нетестовые – это задачи, вопросы, примеры, упражнения и т.д., не имеющие отношения к тем тестам, которые составляются профессионалами для итогового контроля знаний, они могут быть тестовыми по форме и содержанию, но не соответствовать тестологическим требованиям.

Тестовые задания с содержательно-деятельностными показателями делятся на две группы:

1) задания закрытого типа – с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, задания на установление соответствия или правильной последовательности;
2) задания открытого типа – свободного изложения материала, или его дополнения.

В композиции тестовых заданий различают (по B.C. Аванесову) несколько форм и видов.

Первая форма

Вид 1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких готовых ответов.

Пример. Самый высокий ранг соревнований:

а) чемпионат мира;
б) Олимпийские игры.

Вид 2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

Пример. К показателям физического развития относятся:

а) масса тела;
б) рост;
в) частота сердечных сокращений.

Вид 3. Задания с выбором одного наиболее правильного ответа из некоторого числа ответов, правильных в разной степени.

Пример. Наилучшие показатели работоспособности человека характеризуются следующими значениями индекса Руффье:

а) 0,5;
б) 0,6;
в) 0,7;
г) 0,8.

Принципы композиции

Различают две группы логических и методических принципов при разработке тестовых заданий первой формы.

Первая группа принципов используется при разработке ответов к заданиям.

1. Принцип противоречия – используется отрицательная частица «не»: второй ответ отрицает первый.

Пример. Физическое развитие весоростовой индекс:

а) характеризует;
б) не характеризует.

2. Принцип противоположности – отличается от предыдущего по логическим свойствам и языковым тонкостям.

Пример. С увеличением значения индекса Руффье работоспособность:

а) возрастает;
б) снижается.

Из сравнения этих двух принципов и примеров к ним следует, что при противоречии используется отрицание, а при противоположности один содержательный ответ заменяется другим, антонимичным по смыслу. Ответов может быть два и более вариантов.

3. Принцип однородности – подбираются ответы, которые относятся к одному роду, виду или отражают основные стороны, грани явления.

Пример. Для развития общей выносливости используют бег:

а) спринтерский;
б) стайерский.

4. Принцип кумуляции – содержание второго ответа вбирает в себя (аккумулирует) содержание первого, содержание третьего — второго и т.д.

Пример. Для развития скоростных качеств используют бег:

а) спринтерский;
б) спринтерский и с ускорениями;
в) спринтерский, с ускорениями и повторный бег с максимальной скоростью.

5. Принцип сочетания – используется сочетание слов (знаков) по два, три и т.д. в каждом ответе. Предлагается три варианта сочетаний: 1) пары ответов однородны, похожи и правдоподобны; 2) одно слово (понятие) сочетается с несколькими; 3) сочетание слов в виде цепочки.

Пример 1. Физическое развитие человека может быть представлено показателями:

а) весовыми и ростовыми;
б) весоростовыми и силовыми.

Пример 2. Взрывную силу характеризуют тесты:

а) прыжки в длину и высоту;
б) прыжки в длину и через скакалку;
в) прыжки в длину и челночный бег.

Пример 3. К тестам функционального состояния относятся:

а) частота дыхания и сила;
б) сила и частота сердечных сокращений;
в) частота сердечных сокращений и время задержки дыхания.

6. Принцип градуирования – используется для заданий с тремя и большим числом ответов.

Пример. С увеличением значения весоростового индекса:

а) возрастает дефицит массы тела;
б) снижается избыток массы тела;
в) возрастает избыток массы тела;
г) снижается дефицит массы тела.

Вторая группа принципов используется при составлении тестовых заданий.

8. Принцип фасетности составления задания. Фасет – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Применение фасетности позволяет в процессе контроля знаний исключить списывание, создавать сразу несколько вариантов заданий.

Пример. К показателям физического развития относятся:

а) вес и рост;
б) артериальное давление и частота сердечных сокращений;
в) время задержки дыхания и окружность грудной клетки;
г) сила, выносливость, скорость.

К показателям функциональной подготовленности, характеризующим физическое состояние, относятся:

а) вес и рост;
б) артериальное давление и частота сердечных сокращений;
в) время задержки дыхания и окружность грудной клетки;
г) сила, выносливость, скорость.

К показателям физической подготовленности относятся:

а) вес и рост;
б) артериальное давление и частота сердечных сокращений;
в) время задержки дыхания и окружность грудной клетки;
г) сила, выносливость, скорость.

9. Принцип импликации относится, как и принцип фасетности, к формулировке содержания теста. Он позволяет проверить знание причинно-следственных связей и исключить примитивизм, за который критикуют тестовый контроль.

Пример. Если в полдень стать спиной к солнцу, то (впереди, сзади, справа, слева) будет:

а) юг;
б) север;
в) запад;
г) восток.

10. Принцип формулирования заданий с ответами, правильными в различной мере, ориентирует на проверку сопоставительных знаний, а ответы формулируются так, чтобы был реальный выбор между ответами, правильными в разной степени.

Пример. Физическое здоровье человека определяют:

а) сила и выносливость;
б) волевые, духовные и нравственные качества;
в) функциональная и физическая подготовленность.

Правильное применение принципов зависит от знания основных элементов композиции тестовых заданий. Такими элементами являются: инструкции для испытуемых, содержание заданий, форма, число ответов, рейтинговые оценки.

Первый элемент – инструкция для испытуемых

Первый вариант инструкции – когда имеется только один правильный ответ.
При проведении тестового контроля с помощью бланков испытуемый отмечает крестом правильный ответ.
При проведении компьютерного тестирования следует машинная версия инструкции: «Отвечая на задание теста, нажмите на клавишу с буквой или номером правильного ответа».

Второй вариант инструкции – когда все ответы правильные, но в разной мере. Тогда рекомендуется отметить крестом в бланке наиболее правильный ответ. В этом случае испытуемым проводится сравнительная оценка ответов и самый правильный должен быть оценен более высоким баллом.
Тестовые задания, сформулированные в разных формах, требуют изменения инструкций.

Третий вариант инструкции – когда в заданиях имеется несколько правильных ответов. Тогда в бланке отмечаются крестом два или три ответа.

Второй элемент – содержательная основа заданий

Варьирование содержания заданий достигается использованием фасета (форма записи нескольких вариантов одного и того же задания). Всегда интересны задания, начинающиеся с сильных слов «самый», «наибольший», «наименьший», «наилучший». Это обеспечивает быстрое понимание смысла задания.

Пример. Самый быстрый бег:

а) стайерский;
б) марафонский;
в) спринтерский;
г) трусцой.

Краткость содержания задания – привлекательная сторона тестирования. Такое задание понятно испытуемым.

Пример. Число семь: четное? нечетное?

Шрифтовое оформление задания. Текст задания – прописные буквы, ответы – строчные. Это позволяет с первого взгляда отделить содержание задания от содержания ответов, влияет на восприятие задания и быстроту ответов испытуемых. В условиях дефицита времени этот фактор является значимым.

Третий элемент – ответы к заданиям

Ответы должны быть содержательными и, по возможности, короткими. Короткие ответы хорошо смотрятся с короткими заданиями.

Пример. Металл

Формула озона

1) Hg
2) Р
3) S

Оксид калия

1) SO
2) О3
3) SО2

 

1) К2О
2) КО3
3) КО2

Ответы могут кодироваться как цифрами, так и буквами (предпочтительно строчными). Цифровые коды в тестовых бланках удобнее для проверки качества ответов. При формулировании заданий особое внимание уделяется подбору неправильных ответов (неправильный, но правдоподобный ответ – дистрактор, от англ. to distract – «отвлекать»).

Пример. Температуру и влажность воздуха измеряют:

1) гигрометром;
2) психрометром.

Чем лучше дистракторы, тем лучше задание. Талант разработчика проявляется в подборе дистракторов.
Ответ должен привлекать к себе испытуемых. Правильный привлекает знающих, неправильный – незнающих.
Считается, что чем выше доля выбора неправильных ответов, тем лучше сформулировано задание.
Для усиления эффекта дистракторов прибегают к некоторым хитростям.

Пример 1. В слесарном деле резьбу нарезают:

1) плашками и метчиками;
2) нарезным резцом и плашками;
3) метчиками и резьбонакатыванием;
4) резьбофрезерованием и резьбонакатыванием.

Пример 2. Закалка эффективна для сталей:

1) доэвтектоидных;
2) эвтектоидных;
3) заэвтектоидных.

С увеличением числа ответов вероятность угадывания снижается. Однако громоздкость задания растет, и весь тест противоречит его сущности, а именно – компактное задание, позволяющее за короткое время объективно оценить большое количество испытуемых. Поэтому надо стремиться к улучшению качества ответов и оптимизации их числа.

Четвертый элемент – оценка, выставляемая за правильное выполнение задания

Обычно за правильный ответ ставится один балл, за неправильный – ноль баллов. Сумма набранных баллов (число правильных ответов) ассоциируется с уровнем знаний и с понятием «тестовый балл испытуемого». У нас при трехуровневой системе оценки тестовые задания шкалируются в соответствии с элементарным (3 балла), базовым (7 баллов) и инновационным (10 баллов) уровнями. Разработчик теста вправе устанавливать систему оценки за выполнение задания, если она тестологически и педагогически, т.е. научно, обоснована. Задания возрастающей от уровня к уровню трудности позволяют качественно оценить структуру знаний и эффективно количественно измерить их уровень.

В заданиях с выбором одного наиболее правильного ответа шкала может быть другой. За самый правильный ответ – 3 балла, за наиболее правильный – 2 балла и за менее правильный ответ – 1 балл. Или, соответственно, 1 балл, 0 баллов, –1 балл. Получаемая при этом сумма имеет педагогический смысл и, соответственно, педагогическое обоснование, во втором случае – особое.

Для предотвращения угадывания правильных ответов испытуемые предупреждаются о вычитании одного балла за неправильный ответ. Тогда рекомендуется лучше не выбирать никакой ответ. За отсутствие ответа – 0 баллов, а за неправильный – вычитание 1 балла (штраф).

Типичные ошибки в тестовых заданиях

Пример. Зависимость уровня физической подготовки от времени тренировочных занятий:

1) прямо пропорциональная;
2) обратно пропорциональная;
3) зависимости нет.

Задание и ответ находятся в противоречии.

Вторая форма

Это задания открытой формы, в которых ответ надо вписать самому в отведенном для этого месте. Формулируется задание в виде утверждений, которые превращаются в истинное высказывание, если ответ правильный, и в ложное – если ответ неправильный.

Пример 1. Страна первых Олимпийских игр ...

Пример 2. Первые Олимпийские игры проведены в ...

Пример 3. Первым Президентом США был…

Принципы композиции

Основной принцип композиции в заданиях второй формы – логическая определенность содержания заданий.
В примерах 2 и 3 этот принцип нарушен.
Пример 3 после исправления. Фамилия первого президента США ...
Принципы фасетности, обратимости, неотрицательности, краткости и др. также используются при формулировании заданий второй формы.

Составление заданий

Текстовые задания – совокупность заданий открытой формы, созданных для контроля знаний каждого непрерывного целого учебного текста (литературное произведение, теорема в математике, закон в физике и т.д.).

Пример.

Зима. Крестьянин, ...(1)...
На ... (2)... обновляет путь.
Его лошадка .. .(3)... почуя
Плетется ...(4)... как-нибудь.

(1) торжествуя
(2) на дровнях
(3) снег
(4) рысью

Цифры в скобках обозначают номер дополнительного слова. По этому номеру компьютерная программа может контролировать ответ.

Ситуационные задания – разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических, экстремальных и других ситуациях.

Пример ситуации. Самолет совершил вынужденную аварийную посадку среди болот и тайги зимой. Пилоты погибли. До населенного пункта 100 км.

Задача. Принять решение о рейтинге снаряжения (список прилагается), которое поможет пассажирам самолета спасти себя и всю группу.

Задания второй формы применяются там, где надо исключить вероятность получения правильного ответа посредством угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения.

Третья форма

К третьей форме относятся задания на установление соответствия. Элементы одного множества требуется поставить в соответствие с элементами другого множества.

Пример.

Показатели

1. Физического развития;
2. Физической подготовленности;
3. Функциональной подготовленности.

Параметры

а. Выносливость;
б. Артериальное давление;
в. Масса тела;
г. Частота сердечных сокращений.

Ответы: 1 в, 2 а, 3 б, г.

Основной принцип композиции в заданиях третьей формы – вариативность (фасетность).

Основные элементы композиции

1. Инструкция для испытуемых состоит из слов: «Установить соответствие».
2. Четкое написание названий двух столбцов.
3. Элементы столбцов выражают содержание задания и ограничены учебным планом и программой курса.

Оценка

Существует несколько подходов. Первый: 1 балл дается за правильное выполнение всего задания, в противном случае – 0 баллов, даже за одну допущенную ошибку.

Другой подход: по одному баллу дается за каждое правильно установленное соответствие. В одном задании можно набрать несколько баллов.

Задания на соответствие удобно применять при текущем и тематическом контроле знаний, а также при самоконтроле. Реже их используют при входном и выходном контроле знаний и почти не используют при аттестации из-за их громоздкости.

Четвертая форма

Задания на установление правильной последовательности (алгоритм действий).

Пример. Проранжируйте этапы проведения тестирования:

1. Обработка информации. (3)
2. Нанесение на дискету. (2)
3. Фактические измерения. (1)
4. Получение результатов. (4)
5. Анализ и оценка итоговых рейтинговых значений. (5)

Пример содержания вариантов композиций тестовых заданий:

– последовательность исторических событий;
– последовательность технологических условий и операций;
– последовательность различных процессов;
– цепочка умственных действий, образующая систему знаний, умений, навыков и представлений.

В этих вариантах можно выразить содержание многих, если не всех, учебных дисциплин. Они формируют такую интеллектуальную способность, как алгоритмическое мышление (алгоритм – система четких правил упорядоченной деятельности).

Основные элементы композиции

1. Инструкция для испытуемого: «Установить правильную последовательность» сопровождается примером и пояснениями.
2. Из названия задания должно быть ясно, о чем спрашивают испытуемого и что он должен продемонстрировать.
3. Место для ответов – это прямоугольник слева напротив названия каждого элемента. В них проставляются соответствующие цифры (ранги).
4. Удачно или неудачно составлено задание, могут показать результаты эмпирического исследования.

Оценка

Оценка может варьироваться в зависимости от важности и трудности задания. Чаще всего используется дихотомическая оценка 1/0. Особенность заданий этой формы: если первый ответ определен неправильно, то неправильно определяются и другие ответы.
Гете: «Камзол не может правильно застегнуть тот, кто ошибается на первой пуговице».

Отсюда можно вывести правило:

  • безошибочное решение – 3 балла;

  • ошибка в конце задания – 2 балла;

  • ошибка в середине задания – 1 балл.

Задания четвертой формы применяются для реализации двух функций тестов: контролирующей и обучающей. Они удобны для создания автоматизированных контрольно-обучающих систем.

Заключение

Каждая из четырех форм проверяет определенные виды знаний. Их выбор зависит от учебной дисциплины, от цели применения тестов, от способов обработки данных, от приверженности разработчика тем или иным тестологическим требованиям, определенным теорией тестов. Поэтому выбор формы заданий – процесс творческий, так же как и культурное применение тестов.

О тестологических требованиях

Композицию тестовых заданий только тогда можно признать успешной, когда форма заданий органично соединяется с содержанием.

Форма устойчива (инвариантна) и не зависит от содержания, а содержание задания вариативно, часто меняется и нередко зависит от формы.

Содержание теста существует, сохраняется и передается в одной из четырех основных форм заданий. Вне тестовых форм ни тест, ни его содержание не существуют.

Педагог-эксперт вначале оценивает содержание, тестолог – форму и тестологические характеристики (меру трудности, эффективность, надежность и валидность теста в целом и другие).

Компетенция преподавателей – содержание задания и его анализ.

Анализ формы заданий относится к общей теории тестов. Прикладная наука педагогическая тестология – это наука о тестах, методах их разработки и эффективного применения.

В определении трудности задания различают два способа:

  • эмпирический – опробование задания с подсчетом доли неправильных ответов по каждому из них;

  • по числу и характеру умственных операций, необходимых для успешного выполнения задания.

Рекомендуемая литература

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: Адепт, 1998.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000.

3. Ланда Б.Х. ЕГЭ по физической культуре: структура и методика. – М.: Новости образования. – № 1 (53). – 2004. – С. 8.

4. Чесноков Н.Н., Кузин В.В., Красников А.А. Олимпиада по предмету «физическая культура». – М.: Физическая культура, 2005.

5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. / Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как различают тестовые задания по форме и видам?

2. Принципы построения тестовых заданий и ответов к ним?

3. Что такое дистракторы?

4. Начать разработку тестовых заданий для выбранного Вами контингента учащихся. Это подготовка к итоговой работе по курсу.