Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2007

МЕТОДИКА. ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ


Учебник по физкультуре – для ученика или для учителя?

Долгое время физическая культура в школе была единственным из предметов, по которому не существовало учебников. Весь теоретический раздел программы преподавался учителями на уроках, а при подготовке к уроку педагоги пользовались собственными знаниями, личной библиотекой и библиотеками спортивно-педагогических вузов.
В последние 10 лет ситуация резко изменилась. Не проходит и года, чтобы не появилось нового учебника. Их издают разные авторы, печатают разные издательства для работы с детьми самого разного возраста. Помогают ли современные учебники учителям физкультуры в их работе?

Все уже привыкли к тому, что учитель физкультуры в школе – это универсал-«многостаночник»: он и уроки проводит, и соревнования с праздниками организует, и детей возит на разные мероприятия, и родителей с другими учителями к здоровому образу жизни привлекает. Он и судья, и тренер, и врач, и менеджер, и психолог, и методист… да много еще кто – всего и не перечислишь. А теперь он еще и должен понять, как авторы учебников предполагали, чтобы с их учебниками работали…

Проведенный мною опрос среди учителей физкультуры (всего около 30 респондентов из трех субъектов Российской Федерации) показал, что никто из них не использует учебник в работе с детьми. При этом многие (но не все) учителя учебники по физкультуре видели, держали в руках, читали, но практического применения им не нашли. И основная причина – не в том, что нужно убедить руководство школы эти учебники в нужном количестве приобрести, а в том, что, к сожалению, учителя физкультуры не умеют с ними работать. Их просто этому не учили. А жаль. Ведь учебник нужен как ученику, так и учителю. И он должен содержать не только необходимую информацию по предмету, но и практические рекомендации, вопросы для контроля, которые учитель будет проверять. Так, по крайней мере, работают наши коллеги – учителя-предметники. И тому, как работать с тем или иным учебником, их учат со студенческой скамьи.

А нужен ли учебник по физкультуре вообще? Получается странная картина: наши коллеги – учителя-предметники – в своей работе все больше стараются перейти к практической работе, мы же, наоборот, уходим в теорию. Правильно ли это? Бесспорно, без теоретических основ физическая культура невозможна. Но не стоит из-за этого большую часть времени изучать теорию. Особенно в наше время, когда год от года падают и уровень физической подготовки детей, и их двигательная активность. Правы те учителя, которые утверждают, что двух уроков в неделю не хватает для того, чтобы освоить весь практический материал. А теория, как известно, без практики мертва…

Безусловно, учебник по физкультуре нужен. Он несет детям ту информацию, которую учителя порой дать забывают. Да и дети должны иметь возможность лишний раз прочитать то, о чем уже говорил учитель. То есть учебник становится как бы книгой для домашнего (или, как говорят, внеклассного) чтения. Но ведь кто-то же должен дать детям это задание, объяснить, на что обратить внимание, проверить, наконец! И поэтому учитель физкультуры должен знать о выходе учебника заранее, его должны обучить тому, где и на каких уроках стоит обращаться к учебнику, что задавать на дом, – и это тоже немаловажно, учитывая нынешнюю перегруженность детей. Пока же получается, что книга выпущена, а пользы она не приносит.

Выходит, что авторам нужно задуматься не над тем, чему учить, а над тем, как учить. К сожалению, теоретические уроки по физкультуре в современной школе (будь то основы знаний по предмету или подготовка к экзамену) в основном проходят как лекции. А ведь можно провести урок-диспут, дебаты, ролевую игру, урок-семинар или урок-конференцию. Тогда и теоретический урок по физкультуре станет интересным. Но и этим современным педагогическим технологиям учителей нужно обучить.

Конечно, 30 опрошенных мною коллег – это капля в море, и не стоит делать выводов о том, что все так плохо и никто с учебниками не работает. Уверен – это не так. И потому призываю вас, уважаемые коллеги, поделиться на страницах газеты своим опытом использования учебника по физкультуре в своей работе. Может быть, кто-то из вас сам создает такие учебники и они реально работают? А может, и без учебника по физкультуре у вас есть интересные разработки в виде теоретических занятий?

Николай РЯБИНИН,
г. Курск