Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2007

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

На пути к Олимпиаде-2008

Олимпийские награды

Венки лавровые, сосновые и из сельдерея

Традиция награждать победителей спортивных состязаний особыми призами пришла к нам из Древней Греции. Современные олимпийские медали – почетный знак, а материальное вознаграждение их обладатели получают на родине, как это было 2 500 лет назад. На спортивных играх в Элладе впервые появился олимпийский оливковый венок. Он стал знаком особого покровительства Зевса, и это покровительство олимпионик переносил на родину, посвящая свой венок местному божеству.

Среди множества игр самые знаменитые и престижные – Олимпийские на Пелопоннесе, Пифийские, Истмийские и Немейские. В них выступали только мужчины — граждане греческих государств.

Победителей награждали венками. Олимпийский был оливковым, пифийский — лавровым, истмийский — сосновым, а немейский — из сельдерея. Ветви для венков брали со священных растений, например, в Олимпии с дикой оливы, росшей у храма Зевса, ветви срезал золотым ножом мальчик из знатной семьи.

Глашатай провозглашал имя награжденного и его родину. При выходе со стадиона поклонники окружали своего кумира, кричали и прыгали от радости, бросали ему цветы, несли до дома на руках.

На родине победителей торжественно встречали, оказывали всевозможные почести и вручали материальное вознаграждение. Сохранился афинский закон, по которому за победу на Олимпийских играх полагалось 500 драхм, а на других общегреческих играх — по 100 драхм. Вот как Элиан описывает прибытие в Афины олимпийского чемпиона Диоксиппа: «…Он торжественно, как это полагалось, въезжал в родной город; стеклось большое количество народу, и люди карабкались, куда попало, чтобы посмотреть на него».

Чествование победителя сопровождалось пением хора, который исполнял хвалебную оду. Тогда поэты писали не только стихи, но и музыку к ним.

Самым желанным для атлета было завоевание наград на всех четырех главных панэллинских играх. Таких чемпионов называли периодониками, то есть победителями во всем цикле игр. Нам известны имена 46 периодоников. Самым знаменитым среди них, ставшим надолго легендой для всех эллинов, был Милон из греческой колонии Кротон в Южной Италии. Будучи юношей, он впервые стал олимпийским чемпионом по борьбе в 536 г. до н. э., потом еще пять раз завоевывал это звание в Олимпии и несколько раз на – других играх.

Поставь себе статую

Одна из форм почестей олимпийского чемпиона состояла в праве поставить свою статую в священном округе Олимпии. Средства для заказа статуи выделялись либо родным городом победителя, либо богатым меценатом, а иногда и самим чемпионом, если он был из состоятельной семьи.

На постаментах статуй писали прославляющие чемпиона стихи. Вот одна такая надпись IV в. до н. э.:

Дважды в Олимпии в чистой борьбе один на один я
Между мужей победил, в Дельфах столько же раз;
Три я в Немее, четыре победы взял в Истме, который
Около моря лежит, Хилон, Хилона сын,
В Патрах. Когда ж на войне я погиб, всенародно ахейцы
С славой меня погребли доблести ради моей.

Почетная амфора с оливковым маслом

Чемпионы панэллинских игр принимали участие и в других праздниках, где завоевывали иные призы. Так, с середины VI в. до н. э. победители на Панафинеях получали в награду амфоры, наполненные оливковым маслом из плодов деревьев священной рощи Афины. Роспись этих амфор с надписью «Приз из Афин» исполнялась по веками сохранявшейся схеме: на одной стороне – сцена состязания, за которое получена награда, на другой — фигура Афины в нарядном одеянии, со щитом и копьем в руках и шлемом на голове. Богиня исполняет воинственный танец пиррихий в честь своей победы над гигантами. В программу Панафиней входило соревнование на лучшее исполнение этого танца. На вазах VI—V вв. до н. э. фигуру Афины обрамляли высокие колонны со стоящими на них петухами. Для греков, увлекавшихся петушиными боями, эти птицы символизировали неукротимый дух борьбы до победы.

На каждые Великие Панафинеи лучшие художники по государственному заказу расписывали более 1000 амфор. В IV в. до н. э. вместо петухов на колоннах появились иные фигуры, а в надписи стали указывать архонта – правителя, при котором получена амфора.

Победители получали не по одной амфоре. В одной афинской надписи сказано, что за первое место в беге среди юношей полагалось 60, а за второе место — 12 амфор; взрослые получали еще больше. Призерам разрешалось продавать свои амфоры, которые пользовались спросом во всей греческой ойкумене. Часть этих амфор была приобретена эллинизированными варварами и попала в их могилы.

Лучше быть первым в Ольвии, чем последним в Олимпии

В Северном Причерноморье под патронатом Ольвии (недалеко от современного города Николаева) устраивались праздники в честь Ахилла, главного героя гомеровской «Илиады». Судя по найденным археологами монетам, прибывали атлеты главным образом из городов, лежавших по берегам Черного моря. Лежавшая в ольвийском некрополе амфора IV в. до н. э., возможно, была призом на этих играх. На вазе изображен возница, правящий четверкой лошадей, а гирлянды из лавра, украшающие амфору, указывают на то, что она служила наградой на каких-то состязаниях. Победа в беге колесниц оценивалась на всех соревнованиях как самая главная.

Итак, мы увидели большое разнообразие спортивных наград в древней Элладе и ее колониях на северных берегах Черного моря. Одни награды были лишь почетными знаками, другие представляли материальные ценности и денежные вознаграждения, третьи давали почетные права, например, поставить около стадиона или в гимнасии статую с собственным изображением, сидеть в театре и на стадионе на передних местах, предназначенных для первых лиц государства.

Фото с сайта: www.amovia.org