Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2007

МЕТОДИКА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Организация открытого тренировочного занятия

Волейбол, 1–3-е классы

Открытый урок – всегда событие и для учителя, и для ребят. Провести его сложно не только потому, что за 45 минут хочется продемонстрировать то, чему научились ребята. Открытый урок – это совместное детско-взрослое действие, во время которого от слаженности работы всех зависит общий успех.
Мы надеемся, что пример открытого тренировочного занятия, с которым мы сегодня знакомим наших читателей, поможет при разработке аналогичных авторских мероприятий: интересных, динамичных, увлекательных. Продолжительность предлагаемых упражнений может варьироваться в зависимости от уровня подготовки группы.

1. Подготовка предметных точек: обруч, скакалка, игровой и набивной (1 кг) мячи, гимнастические палки для парных прыжков. Точки готовят сами дети по периметру зала, на правильном расстоянии друг от друга.

2. Разминка:

1) свободный бег без предметов до 1 мин.;

2) индивидуальная работа с предметами (очередность объявляет тренер):

а) с игровыми мячами – бег по малому кругу, поочередно каждой рукой подкидывая мяч, чередуя обычный бег с бегом приставными шагами и сменой направления после каждого круга;

б) с обручами – все входят в площадку и вращают обруч по 20 раз, а затем, продолжая вращать обруч, пробегают по малому кругу;

в) со скакалкой – прыжки на месте, все стоят свободно друг от друга. Подскоки проводить в ритме вращения скакалки одним толчком. Ноги прямые, прыгать невысоко на носках. После 20 прыжков все переходят на приставные движения.

3. Работа в парах

1) С набивным мячом в 2 м друг от друга (пары составляют игроки соседних точек). Наброс снизу прямыми руками, ловить мяч – так же внизу. В движении парами продвигаться приставными шагами (друг напротив друга), набрасывая мяч в сторону от игрока. Расстояние – от сетки до лицевой линии и обратно.

2) Прыжки через гимнастические палки. Один партнер держит палку на произвольной высоте, второй с расстояния 2 м выполняет разбег, толчок одной ногой и прыжок с приземлением на одну ногу. После приземления – разворот и вновь прыжок. Смена – через 4 прыжка (по 2 с каждой стороны).

3) Партнеры стоят спиной друг другу в пределах 1 м. Передача мяча партнеру прямыми руками через стороны, не отрывая пятки от пола, только с поворотом корпуса.

4) Игроки стоят в той же позиции, но в широкой стойке. Один передает мяч между ногами, другой принимает за головой, прогнувшись назад.

5) Упражнение «мостик» – на три счета: 1 – все пары сидят; 2 – первые номера опускаются на спину, разворачивают руки за голову и сгибают ноги; 3 – встают на «мостик» и держат его до счета «три». В это время их партнеры проползают под «мостиком». Затем первые опускаются спиной на мат и возвращаются в и.п. Через 3–4 подъема «мостика» – смена.

6) Один игрок лежит на спине, руки вытянуты за голову. В 2–3 м напротив него стоит второй игрок с мячом. Бросок выполняется точно в руки за голову. Обратная передача – без отрыва корпуса от пола.

7)* Две колонны в зонах 5 и 2. Тот, кто начинает, стоит внутри обруча. Тренер в центре держит на вытянутых руках по мячу. Игроки из каждой колонны одновременно бегут к тренеру, берут свои мячи и бросают первым стоящим в своих колоннах, занявшим место в обруче. Получив мяч, игроки, ударяя мяч о пол, добегают до тренера, кладут мяч на его руку, быстро забирают обратно и делают бросок следующему игроку своей колонны. Все движения – с правой стороны.

8) Один партнер стоит у сетки на полу (или на скамейке) и крутит обруч, второй – с мячом в поле, в 3–4 м напротив него около стула или легкой стойки. Сделав пас партнеру с обручем, обегает стул, с другой стороны принимает мяч от партнера у сетки, крутящего обруч, и возвращает обратно. Затем – рывок вокруг стула в другую сторону, вновь прием и бросок. Главное – точность передач.

9) На пару игроков – один мяч. Партнеры находятся по обе стороны сетки. Игрок с одной стороны перебрасывает мяч двумя руками через сетку сверху. Игрок на другой стороне, поймав мяч, делает наклон и быстро двумя руками катит мяч под сетку, возвращая его партнеру. Смена – через 5 повторений.

10) То же упражнение, но с двумя мячами. Главное – быстрота переключений и качество исполнения.

4. Работа в тройках

1) Один игрок на лицевой линии – со скакалкой, двое других с обручами – у боковой линии. По сигналу тренера первый игрок начинает прыжки, второй и третий – крутят обручи. По второму сигналу первый игрок оставляет скакалку и бежит, обегая каждого из партнеров, не касаясь обручей. Как только он обошел ближнего к нему игрока, этот игрок бежит к лицевой линии, берет скакалку и начинает прыгать. Второй игрок на боковой линии переходит в первый обруч и начинает его крутить. Как только первый партнер, обегавший обручи, занял место третьего во втором обруче и начал вращения, второй оставляет скакалку и повторяет движения первого партнера.

2) Один игрок стоит у сетки, второй – в поле в центре, между ними на стуле стоит тренер (или третий игрок) и держит высоко на вытянутой руке обруч. Передачи идут через обруч.

3) По одному игроку – на противоположных боковых линиях, спиной к одной лицевой. По центру лицом к ним, в 3–4 м, – колонна игроков. Каждый поочередно выходит на прием-передачу от одного игрока и сразу – от другого.

5. Упражнения для всей группы одновременно

1) Тренер стоит в центре площадки и держит скакалку. Вдоль боковых линий игроки выполняют любые упражнения с разными предметами (мячи, гимнастические палки, обручи и т.д.). По сигналу оставляют предметы, вбегают в круг и прыгают через скакалку, которую по кругу вращает тренер. После каждого повторения участники берут другой предмет.

2) Наклоны вниз, стоя на полу, и вперед – лежа на спине (по возможности достать колени) по 7–10 раз.

3) Упражнение на расслабление, лежа на полу по кругу. В центре круга – тренер, к которому направлены стопы ног, как радиусы, а руки вытянуты за головой по направлению из круга.

Сергей БЕЛИЧ,
педагог дополнительного образования
Центра образования «Школа здоровья» № 2000,
Москва


* Упражнения №№ 7–10 – на развитие ловкости и быстроты при работе с предметами