Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся

Курс ведет Бейниш Хаймович ЛАНДА

Бейниш Хаймович ЛАНДА

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования.

18

Лекция № 2. Факторы, понятия и термины, определяющие качество образования в сфере физической культуры.

19

Лекция № 3. Методика мониторинговых исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках.

21

Лекция № 5. От тестирования практических умений и навыков – к тестированию уровня знаний по предмету «физическая культура».

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Различные методические подходы к оценке показателей здоровья.

23

Лекция № 7. Пример мониторинговых исследований с анализом результатов учебных достижений школьников по предмету «физическая культура».

24

Лекция № 8. Научно обоснованные управленческие решения, принимаемые органами системы образования по результатам мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников.

Итоговая контрольная работа

Лекция № 4

Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках

«Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа»

В. Гюго

«Концепция федеральной системы тестирования в образовании», реализуемся в Российской Федерации в виде тестовых заданий для оценки и контроля за уровнем знаний, получила дальнейшее развитие в исследованиях проведенных в Казани. «Тестовые технологии признаны перспективными для разработки методики комплексного педагогического мониторинга показателей здоровья обучающихся» – таков результат выступлений автора на ежегодных Всероссийских научно-практических и научно-методических конференциях «Развитие системы тестирования в России» (2000–2006 гг.), проводимых Федеральным центром тестирования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Цель тестирования – мониторинг показателей здоровья учащихся, рассматриваемый как составная часть (наряду с тестированием уровня знаний) системы оценки качества образования.

Задача тестирования – ответить на вопрос: «Является ли организация учебного процесса в любом образовательном учреждении содействующей здоровью обучающихся?».

Подготовка к тестированию

1. Директор образовательного учреждения выпускает приказ о назначении ответственного за тестирования учителя физической культуры или основ безопасности жизнедеятельности и ответственного учителя информатики, обеспечивает распечатку карты тестирования (табл. 1) для всех классов и групп, используя электронный банк данных о каждом учащемся.

2. Ответственный за тестирование осуществляет со своими коллегами:

– знакомство с картой тестирования и методикой;
– знакомство с требованиями к выполнению тестовых упражнений и измерений;
– организацию тренировочных занятий.

3. Классный руководитель проверяет списочный состав, включающий 100% учащихся, в том числе имеющих освобождение от занятий по предмету «физическая культура».

Проведение тестирования

1. Время и место:

  • тестирование проводится для всех учащихся в начале и конце учебного года (третья декада сентября и мая) на открытых спортплощадках, стадионах, в спортзалах или в любых других помещениях;

  • учащиеся тестируются на уроках физической культуры и (или) основ безопасности жизнедеятельности, дополнительно используются часы и Дни здоровья, спортивно-оздоровительный час и другие массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, результаты «Президентских состязаний».

2. Начинать тестирование желательно утром, когда организм человека не утомлен. Замеры показателей физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, сила кисти, жизненной емкости легких) и функциональной подготовленности (частоты сердечных сокращений, артериального давления и др.) выполняются в покое всеми учащимися. Замеры с нагрузкой, а также тестирование физической подготовленности (бег, прыжки, подтягивание и др.), осуществляется для освобожденных от физической культуры и для учащихся спецмедгрупп с учетом рекомендаций врача.

3. Упражнения с нагрузкой выполняются после легкой разминки, когда организм разогрет, тонус мышц повышен, система дыхания и кровообращения активно работают.

Порядок заполнения карты тестирования

(лекция № 3, таблица 1)

1. Обязательны для заполнения все столбцы общей части. Они сохраняются в компьютере и переносятся в карту тестирования на протяжении всех лет учебы.

2. Столбцы разделов физического развития, физической и функциональной подготовленности заполняются в строгом соответствии с указанной размерностью (кг, см, сек. и т.д.);

Завершение тестирования

Карта тестирования показателей здоровья с результатами фактических измерений и титульный лист к ней (см. лекцию № 3, табл. 1), подписываются директором школы и другими ответственными исполнителями. В сроки до 14 октября и до 14 июня текущего учебного года вся эта информация в электронном виде передается для обработки.

Представление заполненных карт тестирования в электронном виде

1. Ответственные за тестирование показателей здоровья от районов города представляют результаты своих образовательных учреждений в лабораторию мониторинга показателей здоровья на электронных носителях в программе Microsoft Office Excel, в одном файле (например, с 1-го по 11-й классы) сплошным списком. Информация может быть передана по электронной почте.

2. Microsoft Office Excel необходим для обработки результатов, выполнения расчетов.

3. После считывания носители информации возвращаются в образовательные учреждения и используются ими все учебные годы, освобождая учителя физической культуры от трудоемких работ по составлению списков и других многих расчетов, позволяя больше времени уделить физическому воспитанию учащихся.

Результаты компьютерной обработки карт тестирования

1. По результатам фактических измерений и расчетов для каждого учащегося, класса, группы и т.д. в мониторинге отслеживается динамика качественных и количественных характеристик. Каждый из разделов физического развития, физической и функциональной подготовленности компьютерная программа рассчитывает автономно.

Например: по показателям физического развития – дефицит массы тела, масса тела в норме, избыток массы тела (качественные характеристики); величины весо-ростового, силового, жизненного индексов (количественные характеристики).

По показателям физической подготовленности – ниже нормы, норма, выше нормы (качественные характеристики); расчетные величины отдельных физических качеств и общего уровня физической подготовленности (количественные характеристики) и т.д.

2. Положительная динамика показателей свидетельствует об организации учебного процесса, содействующего здоровью учащихся. Ее отсутствие требует анализа полученных результатов на уровне ученика, класса и т.д. для выработки научно обоснованных управленческих решений.

Материально-техническое обеспечение тестирования

Перечень измерительных приборов, инструментов и оборудования для тестирования показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности регламентирован действующими нормативными документами по оснащению занятий физической культуры и медкабинетов образовательных учреждений.

Управление образованием может называться таковым, если оно владеет информацией об усвоении полученных учащимися знаний. Однако этого недостаточно. Ведь нельзя оценивать эффективность работы любого учреждения без отслеживания динамики показателей здоровья занимающихся.

Базой для построения организационно-управленческой модели комплексного педагогического мониторинга показателей здоровья послужила методика комплексной оценки физического развития, физической и функциональной подготовленности. На рис. 1 представлена структурная схема модели.

Организационно-управленческая и балльно-рейтинговая модели в оценке процесса физического воспитания
Организационно-управленческая модель комплексной оценки показателей здоровья

Рис. 1. Структурная схема организационно-управленческой модели комплексной оценки показателей здоровья

Рис. 1. Структурная схема организационно-управленческой модели комплексной оценки показателей здоровья

Методика оценки физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности является составной частью комплексного педагогического мониторинга, осуществляемого во всех школах г. Казани, реализующих республиканскую программу «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан».

Мониторинговые исследования уровня знаний по всем предметам общеобразовательного цикла и показателей здоровья учащихся начаты в Казани в 1998–1999 гг. Их цель – выявить с помощью тестирования уровень усвоения знаний, мотивацию к обучению и влияние учебного процесса на показатели здоровья. Ведь если уровень знаний растет, а показатели здоровья падают, то такое образовательное учреждение не является содействующим здоровью учащихся.

Балльно-рейтинговая модель оценки учебных достижений по предмету «физическая культура»

Предлагаемая нами рейтинговая система основана на опыте внедрения методики комплексного мониторинга результатов широкомасштабного тестирования показателей здоровья и уровня знаний предмета «физическая культура». К сожалению, предмет «физическая культура» не включен Министерством образования и науки и РФ в число 14 общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ и разработаны контрольно-измерительные материалы. Перед преподавателями всегда стояли и стоят вопросы: как сформировать у учащихся мотивацию к занятиям физической культурой и спортом? Как не только сделать эти занятия привлекательными, но и показать их необходимость для обеспечения безопасной жизнедеятельности и укрепления здоровья? Одним из вариантов решения может стать балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений, структурная схема которой представлена на рис. 2.

32.gif (24878 bytes)

Рис. 2. Балльно-рейтинговая модель оценки учебных достижений по предмету «физическая культура»

Модель отвечает Болонской декларации, в которой развитие европейского сотрудничества в области контроля качества полученных знаний направлено на использование системы ясных и сопоставимых оценок, критериев и методологии.

В зачетные требования по предмету «физическая культура» входит выполнение каждым обучающимся нормативов физической подготовленности, по которым оцениваются практические умения и навыки, а также контроль уровня теоретических знаний, полученных на лекционных и учебно-методических занятиях. Рейтинговая система направлена на побуждение к самостоятельной работе, к объективной ее оценке. Простота и прозрачность расчетов рейтинга, которые может выполнить каждый, служат хорошим стимулом для физического совершенствования. Немаловажное преимущество балльно-рейтинговой системы – в том, что она стимулирует к занятиям физической культурой физически слабых учащихся. Они при добросовестном отношении к занятиям, даже при невысоком результате, но положительной его динамике, могут получить достаточные для зачета баллы. Комплексное широкомасштабное тестирование с целью использования его результатов для балльно-рейтинговой оценки достижений по предмету «физическая культура» осуществляется в два этапа (рис. 2).

Рис. 3. Технологические этапы внедрения комплексного тестирования показателей здоровья (практика) и уровня знаний по предмету «физическая культура» (теория)

Рис. 3. Технологические этапы внедрения комплексного тестирования показателей здоровья (практика) и уровня знаний по предмету «физическая культура» (теория)

Чтобы достичь преемственности критериев комплексного тестирования знаний и показателей здоровья, сохранена трехуровневая оценка, использующая 100-балльную шкалу и три уровня сложности тестовых заданий. Первый уровень определяет мотивацию учащихся к несложным видам учебной деятельности (за правильные ответы на пять вопросов – до 15 баллов), второй – стремление овладеть знаниями стандартной программы (до 35 баллов), третий – решение более сложных задач (до 50 баллов). По аналогии при тестировании показателей здоровья определены: элементарный уровень – низкий и ниже среднего («неудовлетворительно», «удовлетворительно»); базовый – средний, соответствующий норме («хорошо»); инновационный – соответствующий выше среднего и высокому уровням физических и творческих достижений («отлично»).

Например, все протестированные учащиеся по такому важному параметру физического развития, как масса тела, отнесены к трем группам: с дефицитом массы тела, нормой и избытком массы. Также в соответствии с полученными таблицами (как и все другие нормативные данные, они заложены в базу данных) компьютер определяет сначала группу физического развития каждого учащегося, затем рейтинг класса, школы и т.д. по любому из тестируемых показателей.

Особенность оценки показателей физической подготовленности, также приведенных к трехуровневой системе, заключается в том, что пятибалльная шкала при оценке физических качеств сохранена.

Этапы исследования переходят от индивидуального к классному, от классного – к школьному и т.д. При этом последовательность операций на каждом этапе одна и та же. Фактические измерения на уровне каждого учащегося рассчитываются индивидуально. После обработки их количественная и качественная оценка определяют рейтинг класса, школы и т.д. Периодичность тестирования позволяет осуществлять мониторинг всех показателей как на уровне учащегося, так и на уровне класса и школы.

Коррекция педагогического процесса по результатам комплексного мониторинга проводится на уровне завуча, совместно с учителями и руководством учебного заведения. Она начинается с ученика. Например, у учащегося уровень знаний с каждым тестированием растет (имеется в виду рейтинг знаний не только по физической культуре, но и по всем остальным предметам образовательного цикла), а показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности падают. Такая тенденция требует корректировки на уровне ученика, класса, школы. Количественная и качественная оценка параметров, тенденций их изменения в процессе обучения служат основанием для принятия управленческих решений на каждом из уровней системы образования. На рис. 3 показаны основные этапы внедрения методики.

Рекомендуемая литература

1. Ланда Б.Х. Практические рекомендации по массовому широкомасштабному тестированию показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, характеризующих состояние физического здоровья обучающихся: Для педагогов и специалистов, отвечающих за здоровье молодого поколения в образовательных учреждениях любого вида (школа, ДОУ, вуз и т.д.). – Управление образования г. Казани, 2006. – С. 16.

2. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.

Контрольные вопросы к лекции № 4

1. Составьте алгоритм действий учителя при подготовке к тестированию показателей здоровья учащихся и при его проведении.

2. Проанализируйте значение организационно-управленческой и балльно-рейтинговой моделей для оценки качества физического воспитания и образования в целом.