Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2007

ОТ РЕДАКЦИИ
 

В конце августа 2007 г. на сайте http://www.mkset.ru/  появилась статья, которую мы печатаем с небольшими сокращениями. Предлагаем читателям обсудить на страницах нашей газеты проблему плохой дисциплины на уроках физической культуры, педагогической этики и мер, которые могли бы исключить подобные ситуации из жизни школы.

Учитель физкультуры приучал детей к спорту рукоприкладством и площадной бранью

Попал под суд учитель физкультуры, избивший 10-летнего мальчика. Педагог был недоволен спортивными успехами четвероклассника и не нашел ничего лучше, чем заставить постигать спортивные науки силой. Избитый школьник не стал ничего рассказывать родителям, однако мама заинтересовалась ушибом на темени сына и отправилась с ним в больницу. Парень был вынужден признаться врачам, что рана появилась после воспитательного процесса на уроке физкультуры. Учитель сначала постучал по голове подопечного железным ключом, а потом засадил ему в висок мячом. Потрясенные жестокостью воспитателя медики сообщили о происшедшем в милицию. Как рассказывают дети, педагог не чурался ненормативной лексики и часто разговаривал с ними только бранными словами. В день, когда мужчина побил четвероклассника, мальчишки без спросу взяли волейбольные мячи. Это так разгневало воспитателя, что он тут же начал ругаться и наказал самого беззащитного мальчика, ударив его мячом.

Как сообщила старший помощник прокурора, милиционеры сначала отказали в возбуждении уголовного дела против разнузданного педагога, но после вмешательства надзорного ведомства все-таки довели дело до суда. Физруку предъявили обвинение сразу по двум статьям Уголовного кодекса: ч. 1 ст. 156 («Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним») и ч. 1 ст. 116 («Нанесение побоев»). На следствии учитель признал свою вину, и Фемида приговорила его к штрафу в три тысячи рублей. Однако осуждение по «педагогической» статье должно сказаться на карьере воспитателя. Физкультурник теперь не имеет права работать с детьми. Правда, в лицее после вступления решения суда в законную силу не стали увольнять физкультурника, мотивируя тем, что на эту должность не просто найти педагога. В надзорном ведомстве же намереваются теперь привлечь к ответственности руководство учебного учреждения за нежелание расторгать трудовой договор с человеком, который травмировал ребят как физически, так и морально.

искуссия о том, чему и как нужно учить на уроках физической культуры, в последнее время разворачивается очень активно. Президент Российской Федерации сфокусировал на этой проблеме внимание министра образования и науки, а средства массовой информации дружно подхватили тему.

В основном обсуждается необходимость так называемой «спортизации» уроков: большинство людей, далеких от школьных проблем, уверены, что стоит только заменить уроки физической культуры на занятия в спортивных секциях по выбору, как все дети тут же полюбят тренировки и занятия физкультурой. Приведем выдержки из статьи, опубликованной 31 августа в газете «Время новостей» и поставленной на сайт Росспорта:

«…По данным Росстата, за последнее десятилетие доля здоровых детей снизилась с 45,5% до 32,1%. Не менее 60% учащихся в России имеют ту или иную патологию, у 80% выявлена низкая двигательная активность, которую не компенсируют уроки физкультуры… Специалисты Росспорта разработали и подготовили предложения по модернизации системы физического воспитания детей и развитию детско-юношеского спорта в образовательных учреждениях. Суть их сводится к тому, чтобы создавать на базе школ спортивные клубы со своей многоуровневой системой соревнований. В основе урока физкультуры должен возобладать игровой подход, а выполнение упражнений на шведской стенке, отжимания и бег останутся только в виде легкой разминки перед матчем. Речь идет о внедрении спортивно ориентированного воспитания, которое предполагает, что каждый ребенок сможет найти себе занятие по силам и интересам. Так, например, для девочек рекомендовано организовывать классы аэробики, а мальчиков обучать боевым искусствам. Дети с ослабленным здоровьем составят отдельную группу с пониженными нагрузками».

Вопрос о том, что в группу «детей с ослабленным здоровьем» войдут от 60% до 70% современных школьников, почему-то мало кого волнует. Главное – поиграть, посоревноваться, победить… А остальные, те, кому регулярная физическая нагрузка необходима, но занятия спортом противопоказаны по причине ослабленного здоровья, будут продолжать приносить справки, сидеть на скамейках в спортзале и от этого вряд ли станут здоровее.

В номере, который вы держите в руках, опубликовано интервью о новых образовательных стандартах, которые в настоящее время разрабатываются в Академии наук, а также выдержки из проекта стандартов, касающиеся физической культуры. Этими статьями мы приглашаем всех читателей к разговору о стандартах в образовании: до тех пор, пока они не приняты, учителя могут повлиять на их содержание, высказывая собственные суждения, задавая вопросы разработчикам.

А сразу после стандартов мы предлагаем вам познакомиться с книгой Виктора Лукьяненко «Концепция модернизации системы общего и среднего физкультурного образования в России», которая вышла в августе 2007 г. Эта концепция могла бы стать альтернативой «спортивно-ориентированному воспитанию», так как базируется на принципиально иных подходах к физкультурному образованию. Автор монографии готов вступить в дискуссию с нашими читателями, ответить на вопросы.