Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2007

МЕТОДИКА. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА


Физкультура для развития учебных навыков

Урок 1

Цель урока: развитие познавательных процессов учащихся 2-х классов (памяти, внимания, мышления).

Вводная часть (3 мин.)

Краткая беседа о познавательных процессах: о том, что такое память, внимание, мышление, о роли данных компонентов учебной деятельности в жизни взрослых и детей.

Разминка (3 мин.)

Ходьба по кругу на носках, пятках, внешней стороне стопы, с различными положениями рук (следить за осанкой, «бодростью шага»: голову держать высоко, подбородок приподнят, упражнения выполняются в умеренном темпе).

Бег правым и левым боком приставными шагами, «змейкой».

Переход на ходьбу с восстанавливающими дыхательными упражнениями (1 – руки поднять вверх, глубокий вдох через нос; 2 – руки опустить вниз, медленный выдох через рот. Повторить 3–4 раза).

ОРУ (4 мин.). «На лугу».

1. Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки:

Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой.
Руки вниз – хлопок другой.

2. Прыжки с ноги на ногу по «камешкам»:

Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем все смелее:
Раз-два, раз-два –
Позади уже вода.

3. Ходьба с подниманием рук:

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

4. Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх:

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.

5. Бег на носках:

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.

Основная часть (20 мин.)

1. Игра «Запомни движение» (цель – развитие моторно-слуховой памяти).

Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3–4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем наоборот.
Движение 1: присесть – встать – поднять руки – опустить руки.
Движение 2: отставить правую ногу вправо – приставить правую ногу – отставить левую ногу влево – приставить левую ногу.
Движение 3: присесть – встать – повернуть голову вправо – затем влево.

2. Игра «Лиса в курятнике» (развитие внимания, быстроты реакций, скоростных качеств).

Площадку ограничивают с четырех сторон гимнастическими скамейками, образуя «курятник». Выбирают водящего – «лису». Игроки изображают «кур», которые находятся в «курятнике». «Лиса» находится вне «курятника».
По сигналу «лиса» старается проникнуть в «курятник» и поймать «курицу». Чтобы спастись от «лисы», «куры» прыгают на «насесты» (гимнастические скамейки). Как только «лиса» удаляется, «куры» спрыгивают с них. «Лиса» в удобный момент пытается запятнать «курицу». «Запятнанный» меняется местами с «лисой». Игра продолжается 3–5 раз.

3. Игра «Послушаем» (цель – развитие концентрации внимания и удержания его длительное время на одном предмете).

Учитель. Сели! Послушаем, что творится на улице. Приготовились, слушаем! Кто что слышал? (Дети в быстром темпе отвечают.) А теперь послушаем, что творится в коридоре. И т.д.

4. Игра на развитие мышления (цель – развитие логического мышления, узнавание предметов по заданным признакам).
Учащиеся стоят в кругу. Ведущий дает задание: «Назовите мне предмет, который обладает одновременно следующими признаками: пушистый, ходит, мяукает»; «Гладкое, стеклянное, в него смотрятся».
Кто и что может быть: высоким или низким; большим или маленьким; холодным или горячим; коротким или длинным; твердым или жидким; узким или широким?
Назовите перечисленные предметы одним словом: арбуз, вишня, клубника, смородина – это ...; Россия, Германия, Франция – это ...; Норильск, Москва, Киев – это ...; судак, карась, щука – это ...

Заключительная часть (5 мин.)

1. Учащиеся построены в шеренгу по одному и выполняют дыхательные упражнения:

– произвести выдох и втянуть живот;
– произвести глубокий вдох – одновременно поднять руки вверх;
– продолжать глубокий вдох, грудная клетка расширяется, руки соединить вместе над головой, одновременно подняться на носках;
– оставаться в таком положении, стараясь сохранить равновесие;
– глубокий выдох.

2. Игра «Съедобное – несъедобное» (2 мин.).

Домашнее задание: рассказать родителям о том, что такое психические процессы, как они влияют на обучение. Придумать игру на развитие любого психического процесса (памяти, внимания, мышления).

Урок 2

Цель урока: развитие учебных навыков младших школьников.

Вводная часть (3 мин.)

Краткая беседа о том, что такое учебные навыки, как их развитие влияет на весь процесс обучения; что такое учебная мотивация и как можно овладеть умением учиться, используя специальные игры.

Разминка (3 мин.).

Ходьба по кругу на носках, пятках, внешней стороне стопы, с различными положениями рук (следить за осанкой, «бодростью шага»: голову держать высоко, подбородок приподнят, упражнения выполняются в умеренном темпе).
Бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени, с ускорением.
Переход на ходьбу с восстанавливающими дыхательными упражнениями (1 – руки поднять вверх, глубокий вдох через нос; 2 – руки опустить вниз, медленный выдох через рот; повторить 3–4 раза).

ОРУ (4 мин.).

1. «Вырастем большими».

И.п. – о.с. Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием в и.п.:

Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз!

2. «Клен».

И.п. – ноги на ширину плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево:

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, и два – наклон,
Зашумел листвою клен.

3. «Лесорубы».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху, пальцы в «замок». Наклоны вперед с глубоким выдохом (все хором произносят «Бах!»):

Лесорубами мы стали,
Топоры в руки взяли
И, руками сделав взмах,
По колену сильно – бах!

4. «Ванька-встанька».

И.п. – о.с. Присесть, руки положить на колени, голову опустить:

Ванька-встанька!
Приседай-ка!
Непослушный ты какой,
Нам не справиться с тобой!

Основная часть (20 мин.)

1. Дыхательные упражнения.

И.п.: лежа на спине. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик определенного цвета. Пауза (задержка внимания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза.
Вдох. При вдохе губы вытягиваются «трубочкой» и с шумом «пьют» воздух. Повторить 4–5 раз.

2. Игра «Тоннель».

Встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце. Повторить 2–3 раза.

3. Коммуникативное упражнение «Имя».

Дети садятся в один большой круг. Первый произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами, телом. Весь класс хором повторяет его имя и движение, показанное им. Затем инициатива передается соседу справа или слева.

4. Эстафеты с мячом «Гонка мячей по колоннам».

Учащиеся разделены на три команды, у каждой команды – по мячу. По сигналу учителя учащиеся поднимают руки вверх и передают мяч в конец колонны. Последний берет мяч и бежит вперед, встают первым, поднимает мяч вверх и передает его назад. Выполняется до тех пор, пока капитан опять не займет свое место впереди команды. Повторить 2–3 раза со сменой капитана.

5. Когнитивное упражнение «Моя рука, твоя рука» (формирование пространственных представлений). Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено, правое ухо и т.д.

Заключительная часть (5 мин.)

Спокойная ходьба по залу со сменой направления движения.

Игра «Цвета».

Учащиеся стоят в шеренге по одному. Ведущий предлагает всем по очереди назвать по 2–3 предмета одного цвета. Тот из участников игры, кто не сможет припомнить предметы названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы нельзя.

Домашнее задание: рассказать родителям, как надо развивать учебные навыки и как они важны для успешного обучения.

Марина СЛАСТЕН,
школа № 38,
г. Норильск