Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2007

МЕТОДИКА. УРОК


Авторские препятствия во время бега

Известно, что основным средством развития выносливости служит медленный бег. Одним из вариантов организации беговой разминки на наших занятиях является полоса препятствий.

Ученики бегут в колонне, преодолевая друг за другом различные препятствия на своем пути: перепрыгивают скамейки, гимнастические палки, подлезают под дугой и т.д.

Мы решили организовать бег так, чтобы «препятствиями» были сами дети и сами предлагали друг для друга свои «авторские препятствия».

На полу сделаем разметку с ориентирами, представленными различными фигурами: треугольниками, кружками, крестиками и т.д. Места-ориентиры расположены в разных частях зала, на расстоянии около 1 м друг от друга (нарисованные на полу фигуры сокращают время на распределение учащихся в пространстве зала).

Детей разделим на две подгруппы (мальчики и девочки). Итак, они бегут в колонне. По сигналу педагога одна из групп, по договоренности, встает на места-ориентиры и изображает препятствия («бревнышки», «скамейки», «дуги» и т.д.). Вторая группа в это время продолжает бег; увидев, что препятствия готовы, начинает преодолевать их, следуя за направляющим в своей группе.

Заметим, что на предыдущих занятиях мы вместе с детьми обсуждали, как преодолевать препятствия: перешагнуть или перепрыгнуть все «бревнышки», обежать «змейкой» «столбики» и т.д. Опять же по договоренности, как только задание выполнено, «препятствия» оживают и пристраиваются к бегущей группе. По следующему сигналу группы меняются ролями.

Во избежание затруднений в изображении детьми препятствий, что может повлиять на темп и слаженность бега, была проведена предварительная работа. На предыдущих занятиях школьникам предлагалось самостоятельно, опираясь на свою фантазию и воображение, а также на собственный личный опыт, изобразить спортивный инвентарь, преодоление которого представляет для них интерес.

Заранее с детьми мы договариваемся:

1) они изображают препятствия;
2) занимать можно любое место-ориентир;
3) начинать преодолевать препятствия можно тогда, когда будет полная готовность «живого препятствия»;
4) как только последний участник бегущей группы преодолевает последнее «препятствие», к нему пристраиваются дети, изображавшие препятствия.

На практике порой случалось, что два ребенка одновременно пытались занять одно место-ориентир. Это, конечно же, приводило к спорам, а также к сбою темпа бега. Чтобы не допускать этого, нами был введен ритмичный счет: 1–2–3. Счет ограничивает время построения на места-ориентиры. Дети не успевают вступить в прения друг с другом, а стараются выполнить задание быстрее. Также за счет введения ритмичного счета стали меняться направляющие в группах.

Более активные ученики, желая быть направляющими, стараются занять крайние места-ориентиры. А задача педагога заключается в том, чтобы каждый ребенок попробовал себя в роли направляющего. Для этого он старается подать сигнал так, чтобы предугадать расположение направляющего в группе.

Постепенно у детей появляется общая слаженность в действиях: умение договариваться, понимать друг друга, уважать мнение других. Появляется интерес к произведенному совместному движению.

В представленном выше задании взрослый для каждой группы предлагает свое содержание и свой способ преодоления препятствий. Со временем у школьников накапливается опыт в построении и преодолении препятствий во время бега. Этому также способствуют беседы, обсуждение вместе с детьми после выполнения заданий.

Как только педагог убеждается, что багаж знаний в этой области у учащихся достаточен, он предлагает разнообразить задание. Бег в этом случае приобретает более сложные формы.

Дети бегут в колонне. По сигналу члены одной из групп встают на места-ориентиры и изображают любые приходящие в голову препятствия, ведь времени на раздумье практически нет, идет ритмический счет. Ученики из другой группы, увидев готовность «препятствий», начинают преодолевать их. Но способ их преодоления предлагает направляющий в группе.

Вот одна из групп выстроила цепочку «живых препятствий». Здесь мы видим и «дуги», и «скамейки», и «стойки». Интересно, как в очередной раз группа будет преодолевать «препятствия»? Направляющий в группе – Саша. Смотрим, что же он придумает для своей группы.

Вот он подлезает под «дугу» (гимнастический «мост»), перепрыгивает через «скамейку» (упор лежа), на его пути снова «скамейка» (упор на предплечьях). Как на этот раз он предложит группе преодолеть это же «препятствие»? Саша выбрал следующий способ: бег ноги врозь, «скамейка» между ног. Вот на его пути «стойки» (основная стойка), он преодолевает их, обежав «змейкой». Остальные бегут за своим направляющим шаг в шаг, выполняя предложенные варианты движения без ошибок. Дети учитывают мнение своего товарища и соглашаются с ним.

Во время бега продолжается общение между учениками, бегущие сзади стараются подсказать направляющему, как лучше преодолеть это «препятствие», но он сам хочет выбрать способ, при этом не быть похожим на других.

Наблюдая за детьми, мы увидели, что между группами идет на первый взгляд невидимая борьба, какая из групп оригинальнее и сложнее выстроит собственную полосу препятствий. Огромное удовольствие доставляло ребятам столкновение с трудностями, предложенными ими в полосе препятствий для команды соперников. Неудача команды в преодолении «препятствия» давала стимул в создании такой же сложной полосы препятствий для другой команды. Обсуждение построения полосы выходило даже за рамки физкультурного занятия. Дети с нетерпением ждали следующего занятия, чтобы продолжить соревнования.

Татьяна СЮЗЕВА,
г. Красноярск