Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. ИНТЕРВЬЮ НА ВАЖНУЮ ТЕМУ


Из проекта
«Разработка компонентов стандарта общего образования второго поколения»

Разработка гигиенических требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ

Руководитель: д.м.н., проф. В.Р. КУЧМА
Ответственный исполнитель: д.м.н. М.И. СТЕПАНОВА

…Гигиеническая норма двигательной активности выражается общим числом суточных локомоций (шаги) и общей продолжительностью (в часах) двигательного компонента в режиме дня. Кроме того, суточная двигательная активность может быть измерена величиной энерготрат и количеством изменений частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Непременным условием рационально построенного двигательного режима школьников является качественное разнообразие движений. Занятия физическими упражнениями, виды мышечной деятельности должны быть разнообразными, но сбалансированными в количественном отношении с потребностями и возможностями растущего организма. В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьника в движении.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе должна обеспечивать дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности детей и подростков. Систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания – залог успешного сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Содержание физического воспитания школьниц должно строиться с учетом подготовки к предстоящей им детородной функции, особенно активно – в возрасте 7–9 лет и старше 14 лет, т.е. до и на этапе завершения полового созревания. Содержание программ физического воспитания, занятия в различных секциях – предусматривать развитие и тренировку мышц малого таза, брюшного пресса и др. (Куинджи Н.Н., 2000).

Современные методы диагностики (в том числе и экспресс-диагностика) функционального состояния организма, особенностей обменных процессов, психомоторного развития ребенка позволяют предложить индивидуальные рекомендации и регламенты двигательной активности школьников, учитывающие и состояние здоровья (Комаров Г.Д., Кучма В.Р., Носкин Л.А., 2001)…

…Соответствие воздействующих на организм факторов школьной среды и степени готовности к ним растущего организма достигается двумя основными путями: во-первых, формированием среды, ее гигиеническим нормированием; во-вторых, формированием организма, его целенаправленным воспитанием и тренировкой. Пластичность детского организма в отличие от взрослого позволяет гораздо шире использовать различные виды воспитания, в том числе физического, чтобы сделать его более крепким, приспособленным, а порой и более устойчивым по отношению к различным факторам среды. В таких случаях речь идет о «тренировке» не к заведомо вредным воздействиям, противоестественным для организма, а к факторам среды, механизмы приспособления к которым заложены в организме и поддаются совершенствованию. При этом под тренированностью и адаптацией к этим факторам следует понимать не снижение чувствительности (повышение порога возбуждения) к ним, а более быструю и экономную, т.е. более совершенную, реакцию на них. Воспитание таких реакций — одна из ступеней к физическому совершенству. Поэтому целесообразно использовать оба из вышеназванных путей, обеспечивающих уравновешивание организма со средой. Однако значение каждого из этих путей на разных возрастных этапах и по отношению к разным факторам различно…

Все материалы о разработке стандартов второго поколения, опубликованные на сегодняшний день, можно найти на сайте http://www.standart.edu.ru/