Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2007

МЕТОДИКА. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях [Текст]: монографияСеменов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях [Текст]: монография. – М.: Советский спорт, 2007. – 168 с.: ил.

Книга, с которой мы знакомим сегодня наших читателей, ориентирована на практиков: на тех, кто хочет в своем образовательном учреждении проводить тестирование кондиционной физической подготовленности учащихся. В книге описаны конкретные исследования, приводится анализ полученных результатов, дается подробное описание этапов мониторинга, рекомендации по его проведению. В книге приводится подробный библиографический список работ по теме мониторинга, выпущенных в последние годы.

Средства информационного обеспечения проведения мониторинга состояния физической подготовленности

Успешность проведения мониторинга состояния физической подготовленности зависит от ряда факторов. Один из главных – это обеспеченность необходимыми средствами. «Средство – орудие осуществления какой-либо деятельности». Не имея надежных орудий труда, невозможно достичь положительных результатов в любом виде деятельности. Таким образом, мониторинг физической подготовленности как деятельность, направленная на наблюдение, оценку и прогноз физического состояния, не является исключением и требует соответствующих «орудий».

Одно из ключевых средств, обеспечивающих проведение мониторинга, – это компьютерная программа. В последние годы разрабатывается достаточно много такого рода программ.

Можно выделить ряд характеристик, которые должны определять компьютерную программу, предназначенную для проведения мониторинга состояния физической подготовленности:

1) это содержательная и экспертная базы (какие тестовые методики и нормативные требования к ним предусмотрены для оценивания в программе). Этот аспект достаточно полно рассматривался нами в предыдущем разделе;

2) характеристики, обусловленные тем, для чего используется компьютерная программа при проведении мониторинга и кому предназначена получаемая информация.

Очевидно, что программа предназначена для занесения, хранения, обработки и анализа результатов тестирования физических качеств занимающихся. Получаемая же информация предназначена для всех субъектов процесса физического воспитания: учащихся (и их родителей), учителей физической культуры и директора школы. При условии выстраивания системы мониторинга на уровне муниципального образования информация о состоянии физической подготовленности нужна и для управления образованием.

Исходя из сказанного, конечными продуктами компьютерной программы, используемой в школе, являются:

  • база данных с результатами тестирования учащихся;

  • таблично-графические материалы, отражающие текущее состояние и динамику изменений в развитии кондиционных физических качеств;

  • списки учащихся, имеющих индивидуальные отклонения в развитии физических качеств и нуждающихся в проведении коррекционной работы;

  • списки учащихся, имеющих высокий уровень развития физических качеств.

Текущее состояние и динамика изменений в развитии кондиционных физических качеств, представляемые для облегчения восприятия в виде таблиц и диаграмм (что обеспечивает реализацию принципа доступности и простоты форм представления информации), оцениваются на следующих уровнях:

  • в целом по школе;

  • по каждой параллели классов;

  • по отдельным классам;

  • по каждому учителю физической культуры (с дифференцированным представлением результатов по классам, с которыми он занимается).

На основании полученных таблично-графических материалов готовится аналитический отчет по школе, включающий разделы, отражающие названные уровни.

При таком построении программы информацию, необходимую для оценивания физической подготовленности учащихся и принятия определенных управленческих решений, получает как директор школы, так и учитель физической культуры. Для последнего, кроме всего прочего, большое значение имеет представление списков учащихся, имеющих отклонения в развитии того или иного физического качества, на основании чего становится возможным проведение индивидуально направленной коррекционной работы (сведения об учащихся с высоким уровнем развития физических качеств могут использоваться для формирования сборных команд для выступления на межшкольных соревнованиях). Кроме того, информацию о своей подготовленности получает и сам учащийся.

Следует отметить, что предназначенная для использования в отдельной школе программа должна предусматривать возможность подготовки материала для анализа на уровне района, муниципального образования. В этом варианте функционирования программа обеспечивает получение обобщенной информации о состоянии развития физических качеств у мальчиков и девочек по каждой из школ и в целом по району (муниципальному образованию).

Именно такого рода программа была разработана нами и в настоящее время распространена для внедрения во все общеобразовательные школы Свердловской области.

Для работы с программой требуется персональный компьютер с процессором не ниже Pentium и пакет Ms Office. Ввод и обработку данных тестирования в состоянии осуществлять лаборант компьютерного класса школы.

Мы считаем, что наряду с компьютерной программой при проведении мониторинга для самостоятельного отслеживания учащимися динамики изменений показателей тестируемых физических качеств необходимо использовать и другое средство – своего рода паспорт физической подготовленности. Разновидностей такого рода паспортов достаточно много. Отличие предлагаемого нами «Паспорта физической подготовленности» (в разработке начального варианта паспорта физической подготовленности принимала участие аспирантка Н.Б. Серова) – в том, что его содержание непосредственно увязано с содержанием компьютерной программы и отражает, таким образом, результаты в тестовых методиках: бег на 30 м; бег на 1000 м; прыжок в длину с места; наклон вперед из положения сидя; подтягивание на высокой перекладине (мальчики); поднимание – опускание туловища из положения лежа на спине в течение 30 сек. (девочки).

Паспорт, таким образом, предназначен для отслеживания динамики изменения показателей развития кондиционных физических качеств на протяжении всего периода обучения в школе, причем, во-первых, в паспорт заносятся результаты осеннего (в начале учебного года) и весеннего (в конце учебного года) тестирований. Во-вторых, в паспорте фиксируются не только абсолютные результаты, но и уровни развития каждого физического качества исходя из нормативных требований, заложенных в компьютерную программу.

Объем паспорта – 16 страниц формата А6. На первой странице отпечатано: «Паспорт физической подготовленности», далее указываются фамилия и имя учащегося, класс, в котором заполняется паспорт, и номер школы. На обратной стороне данной страницы указывается дата рождения учащегося и помещается его фотография в год, когда заполняется паспорт (в идеальном варианте – в 1-м классе). Также по мере заполнения паспорта указываются вес и рост ребенка. Аналогичные данные вносятся в паспорт и в 11-м классе (фотография; вес, рост). Далее на 11 страницах (на каждый год обучения – одна страница) размещается однотипная таблица, определяющая, по сути, основное содержание паспорта (см. табл. 1).

Таблица 1

Содержание страницы «Паспорта физической подготовленности»

1-й класс

Физическое качество

Время года

Уровень физической подготовленности

низкий

средний

высокий

Быстрота, сек.

О
В

     

Сила, раз

О
В

     

Скоростная сила, см

О
В

     

Гибкость, см

О
В

     

Выносливость, мин., сек.

О
В

     

О – осень
В – весна
Группа для занятий физической культурой
Подпись учителя _______________ Подпись родителей ______________

Каждый учебный год эта таблица заполняется с указанием абсолютного показателя и показателя уровня развития каждого физического качества. При этом на основании достигнутых по каждому физическому качеству уровней для наглядности рисуется два профиля разного цвета: один осенний – исходный, другой весенний – итоговый.

Кроме того, на каждой странице указывается медицинская группа для занятий физической культурой, а также в конце учебного года ставятся подписи учителя физической культуры и родителей.

На последних страницах паспорта приводятся нормативные требования по каждому оцениваемому физическому качеству с учетом возраста и пола учащегося. Именно эта информация является исходной для определения учащимся достигнутого им уровня физической подготовленности при заполнении таблицы.

Безусловно, важно, чтобы результаты тестирования, проводимого в начале и конце учебного года, доводились до сведения учащихся, и не голословно, а фиксировались самим учащимся в документе, ему принадлежащем. Но такого рода информации недостаточно. Важно, чтобы сведения о происходящих в результате занятий физической культурой изменениях поступали и отслеживались самим занимающимся чаще. Только при таком подходе становится возможным осознание своих достижений, а извне задаваемые нормативы становятся личностно значимыми.

И здесь надо подчеркнуть, что при проведении мониторинга физической подготовленности в образовательных учреждениях вариантов обеспечения учащихся регулярной информацией об их достижениях может быть немало (в частности, такой вариант представлен в работах В.С. Быкова, Ю.Н. Вавилова). Нами же для этой цели предлагается тетрадь «Оцени себя», особенностями которой являются возможность перенести внешне задаваемую учащемуся норму в плоскость личностно значимого результата, обеспечение постоянно (по крайней мере раз в месяц) функционирующей обратной связи.

Таким образом, тетрадь предназначена для контроля самим учащимся (а также его родителями) за показателями развития основных кондиционных физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы и скоростной силы) в течение одного учебного года. Каждая страница тетради (рис. 1) предназначена для отслеживания динамики изменения одного качества с выделением ценностно-смысловых оснований для учащихся: «Какой я есть», «Проверь себя», «Каким я хочу стать», «Каким я стал», «Как я изменяюсь».

Способ использования тетради следующий. На основании проведенного в начале учебного года тестирования заполняется блок «Какой я есть». Далее занимающийся планирует свой результат. Для этого он с помощью учителя физической культуры должен соотнести свой реально достигнутый результат в абсолютном выражении (в беге на 30 м – в секундах; в беге на 1000 м – в минутах, секундах; в наклоне вперед – в сантиметрах и т.д.) с нормативными требованиями, заложенными в основание мониторинга (блок «Проверь себя»), и определить свое достижение в конце года. Этот запланированный им результат фиксируется в блоке «Каким я хочу стать» и становится не задаваемым извне нормативом, а своим, значимым для учащегося ориентиром (целью) на занятиях физической культурой.

В конце каждого месяца на основании проведения тестирования на уроке физической культуры или самостоятельно заполняются графы в блоке «Как я меняюсь». Таким образом происходит отслеживание динамики изменения показателей, что обеспечивает постоянную обратную связь и является стимулирующим началом прежде всего для самого учащегося. Как показывают проведенные исследования и опыт, при таком подходе учащиеся более ответственно, с большей заинтересованностью выполняют физические упражнения, связанные с развитием физических качеств.

Следует заметить, что если паспорт физической подготовленности, безусловно, применим в том виде, в каком он описан нами, то в отношении тетради «Оцени себя» есть над чем подумать. Неудобство – в том, что каждый учебный год ее нужно менять. Видимо, следует сократить тетрадь за счет разделов «Методика выполнения» и «Проверь себя».

Наклон вперед из положения сидя

Методика выполнения: сидя на полу, ноги врозь (расстояние между пятками – 30 см), стопы вертикально, между ними проводятся прямая и перпендикулярная линии. Выполняется три наклона вперед. На четвертом фиксируется результат по перпендикулярной линии по кончикам пальцев рук. В этом положении испытуемый должен удержаться не менее 2 сек., при этом помощник учителя не допускает сгибания ног в коленях. За нулевую точку отсчета принимается прямая линия, находящаяся на уровне пяток. Если испытуемый не дотягивается до этой линии, то результат записывается со знаком «–», если касается этой линии, то записывается цифра «0», если пересекает, то результат считается со знаком «+».

Дается одна попытка.

Дата (число и месяц)

                       

Как я меняюсь

                       

Какой я есть

 

Каким я хочу стать

 

Каким я стал

 

 Проверь себя

Мальчики

Возраст, лет

Результат

средний

Высокий

13

5–7 см

9 см и выше

14

7–9 см

11 см и выше

 

Девочки

Возраст, лет

Результат

средний

высокий

13

10–12 см

18 см и выше

14

12–14 см

20 см и выше