Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся

Курс ведет Бейниш Хаймович ЛАНДА

Бейниш Хаймович ЛАНДА

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования.

18

Лекция № 2. Факторы, понятия и термины, определяющие качество образования в сфере физической культуры.

19

Лекция № 3. Методика мониторинговых исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках.

21

Лекция № 5. От тестирования практических умений и навыков – к тестированию уровня знаний по предмету «физическая культура».

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Различные методические подходы к оценке показателей здоровья.

23

Лекция № 7. Пример мониторинговых исследований с анализом результатов учебных достижений школьников по предмету «физическая культура».

24

Лекция № 8. Научно обоснованные управленческие решения, принимаемые органами системы образования по результатам мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников.

Итоговая контрольная работа

Лекция № 3

Методика мониторинговых исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся

«Самая трудная и благородная цель медицины –
не в лечении больных, а в стремлении научить людей сохранять здоровье».

А.Корнелий Целье

 

Эффективное управление процессом развития ребенка предполагает владение информацией о динамике показателей здоровья и уровня знаний. Предлагаемая методика простых и эффективных техник самоконтроля при их регулярном и систематическом использовании обеспечит отслеживание в мониторинге важнейших показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также уровня знаний по предмету «физическая культура». Она не требует отдельных пояснений для ее потенциальных адресатов (учителей, школьников, студентов, родителей, тренеров), несмотря на непохожесть их друг на друга по возрасту и образовательному уровню. Данная методика прошла апробацию в образовательных учреждениях г. Казани.

Вначале группа тестируемых знакомится с методикой и параметрами, характеризующими физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность. Объясняется выполнение проб и тестов, работа с используемыми приборами и инструментами. Подробно разъясняются расчетные формулы и оценочные критерии.

Для комплексной оценки показателей здоровья могут быть использованы: уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях и группах здоровья, дополнительный час в неделю на спортивно-оздоровительные занятия (впервые введен с сентября 1998 г. во всех школах Республики Татарстан), уроки «Основ безопасности жизнедеятельности» и «Основ военной подготовки», а также специально организованные Дни и часы здоровья, факультативные курсы или кружки внеклассной работы.

К исследованиям по комплексной оценке показателей здоровья, наряду с учителями физической культуры, тренерами, медработниками, могут быть привлечены учителя основ безопасности жизнедеятельности и основ военной подготовки, кураторы и классные руководители, учителя информатики (для внедрения компьютерных технологий) и учащиеся, имеющие склонность к активной творческой, экспериментально-исследовательской и научной работе.

Оценку показателей здоровья желательно начать с учета наследственности (генетический анамнез: история жизни, болезни родственников, первичная диагностика факторов риска), затем перейти к получению исходных данных путем фактических измерений, выполнения проб и тестов, характеризующих в том числе и адаптацию организма к физической нагрузке, и уровень физического состояния испытуемого, потом – к расчетам должных значений различных показателей, их качественной и количественной оценке. Измерения, тесты и пробы должны быть разнообразными и систематическими (например, 2–3 раза в год), что будет способствовать поддержанию и повышению интереса занимающихся к оценке собственного здоровья и отслеживанию динамики его показателей. Оптимальной может считаться оздоровительная программа, в которой предусмотрены режим и массаж, дыхательная гимнастика и двигательная нагрузка, закаливание и аутотренинг, а также упражнения на развитие гибкости, мышечной силы и выносливости.

Тестирование по физическому воспитанию является для учащихся увлекательной игрой, где можно посостязаться, используя простейшие приборы (динамометр, спирометр, мерную ленту, секундомер и др.), в силе, жизненной емкости легких, развитии грудной клетки, задержке дыхания, в развитии физических качеств и т.д., а главное, в мониторинге отслеживая динамику этих показателей в процессе обучения.

Физическую полноценность человека характеризуют:

  • гармоничность развития;

  • нормальное функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и других систем организма.

Оценка показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности поможет в профилактике заболеваемости средствами физической культуры, спорта, туризма и закаливания.

Таким представляется одно из направлений в решении проблемы оздоровления нации.

На состояние и перспективы здоровья детей серьезнейшее влияние оказывают содержание и формы организации учебной деятельности. Предполагается отслеживание динамики развития морфофункциональных систем организма ребенка в рамках нормы и упреждающее профилактическое воздействие, повышающее адаптивный потенциал детей. Создание и внедрение технологии функционального тестирования, включающего периодическое измерение функционально значимых параметров, предполагает наличие методической поддержки и аппаратного комплекса. Методическая поддержка включает детальное описание процедуры проведения тестирования (порядок обследования отдельного школьника и принципы организации массового обследования класса и всей школы). Особый раздел методики – интерпретация результатов тестирования для вмешательств корригирующего характера. Аппаратный комплекс должен обеспечивать возможность измерения функциональных параметров, быть достаточно компактным, надежным и обладать приемлемой стоимостью. Компьютер – важный элемент аппаратного комплекса, позволяющий осуществить учет результатов обследования и сформировать рекомендации для школьника, учителя физической культуры, классного руководителя по поводу текущего физического состояния школьника и его динамики.

Цель методики – дать знания, умения и привить навыки, необходимые для оценки показателей здоровья как занимающихся физической культурой, спортом и туризмом, так и не занимающихся ими.

Задачи:

1. Освоение учащимися методики замеров, расчетов и тестирования.
2. Обучение анализу полученных результатов.
3. Внедрение информационно-диагностических компьютерных технологий для сбора, обработки и хранения данных по оценке показателей здоровья.

Фактические измерения

Измеряемые на первом этапе величины заносятся в карту тестирования показателей здоровья, состоящую из общей части и трех разделов. В Таблице 1 представлена примерная структура карты тестирования показателей здоровья. Индивидуальная карта тестирования является комплексной и универсальной. Ее можно использовать в широком возрастном диапазоне для различных групп населения. Нами методика применена на практике для дошкольников, школьников, студентов.

Таблица 1

Структура карты тестирования

Общая часть

Возраст

Фактические измерения показателей

№ п/п

ФИО

Класс

Литера

Пол (м/ж)

Физическое развитие

Физическая подготовленность

Функциональная подготовленность

Некоторые пояснения к заполнению карты тестирования. Первый столбец общей части содержит номер по порядку, либо код тестируемого, если требуется анонимность. Особенностью общей части таблицы является то, что столбцы «ФИО», «Пол», «Дата рождения», заполненные один раз, могут сопровождать человека на протяжении всей его жизни (с 1-го по 11-й класс и далее). Туда жзе можно внести столбец «Вид учреждения». Там указывается класс, литера (для школ), младшая, средняя, старшая группы (для дошкольных образовательных учреждений), курс, группа, факультет, специальность (для вуза). Информация этого столбца может быть показана в названии таблицы или непосредственно под ней. Продолжением общей части служат три автономных блока общеизвестных, стандартных, легко измеряемых показателей.

Программа компьютерной обработки исходной информации предусматривает автономное выполнение расчетов по показателям физического развития, физической и функциональной подготовленности, но не начнет работу без заполнения первых граф «ФИО», «Пол», «Дата рождения». Возраст тестируемого определяет компьютер по дате рождения. Например, 7 лет – возраст от 6,5 до 7,5, 8 лет – от 7,5 до 8,5 и т.д. Такая точность является непременным условием корректности сбора антропологического материала в исследованиях, содержащих биомедицинские методы. На Рис. 1 показаны некоторые из контрольных испытаний.

Рис. 1. Некоторые из контрольных испытаний

Рис. 1. Некоторые из контрольных испытаний

Физическое развитие. Исследования физического развития проводятся с использованием антропометрических методик:

1) соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;
2) физиометрических – жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук, становая сила;
3) соматоскопических – форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т. д.

Комплексная оценка физического развития включала для каждого протестированного:

  • определение с помощью центильных таблиц группы физического развития (I группа – здоровые дети, II группа – «группа риска», III группа – дети со значительными отклонениями физического развития);

  • определение по весоростовым индексам дефицита или избытка массы тела, массы тела, соответствующей норме.

Суммируя индивидуальные значения показателей, компьютерная программа вычисляет рейтинговые значения для класса, школы, группы или курса, отвечая на вопросы: «Сколько процентов учащихся относятся к I, II, III группам? Сколько процентов учащихся имеют дефицит массы тела?» и т.д.

Рост измеряют при помощи деревянного ростомера или складного металлического антропометра. Человек стоит спиной к цифровым обозначениям и межлопаточной областью, ягодицами, пятками прикасается к вертикальной стойке ростомера. Голова его находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены на одном уровне. Затылком к ростомеру не прикасаются. Подвижную планку ростомера опускают на голову испытуемого (без надавливания).

Металлический антропометр ставится строго вертикально. Горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15–20 см и располагается на самой высокой точке головы. Положение головы такое же, как и при измерении ростомером.

Массу тела определяют путем взвешивания на медицинских весах. Перед работой весы необходимо проверить.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой, которая накладывается горизонтально спереди под сосками – у женщин, по соскам – у мужчин, а сзади – под углом лопатки. Замеры проводятся в покое (пауза между вдохом и выдохом), на вдохе и выдохе. Окружность талии (живота) измеряется в самом узком месте (обычно на уровне пупка) при спокойном дыхании. Окружность кисти измеряется в запястье.

Сила кисти правой и левой руки измеряется кистевым динамометром. Прямая рука отведена в сторону до уровня плеча, динамометр в кисти шкалой внутрь сжать без рывка с максимальным усилием. Рука к туловищу не прикасается. Это измерение повторяют с интервалом 30 сек. три раза, наибольшая величина соответствует силе кисти.

Жизненная емкость легких – наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха. Жизненная емкость легких является показателем подвижности легких и грудной клетки, сильно зависит от роста, возраста и пола.

Жизненная емкость легких измеряется в положении стоя спирометром ССП. Перед замером рекомендуется отдых в течение 3–5 мин. После максимального вдоха следует зажать нос пальцами, обхватить губами мундштук и делать равномерный, максимально глубокий выдох в спирометр, стараясь держаться прямо, не сутулясь. Из двух-трех измерений с паузами 15–20 сек. фиксируют наибольший результат.

Физическая подготовленность. Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:

1) скоростных (бег на 30 м или 100 м);
2) координационных (бег 3Ч10 м, прыжки через скакалку);
3) скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 сек.);
4) силовых (подтягивание, отжимание, вис на перекладине);
5) выносливости (бег на 1000 м, 2000 м, 3000 м);
6) гибкости (наклон туловища вперед характеризует способность гибкости в позвоночном столбе). Данное качество характеризует функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его звеньев и определяется максимальной амплитудой движений при наклоне вперед из положения стоя (ноги прямые) путем замера линейкой расстояния от опоры до кончиков пальцев рук, опущенных вниз. Если они ниже опоры, гибкость положительная (+), если выше опоры – отрицательная (–). Замер гибкости можно осуществлять из положения сидя (Рис. 1). Различают гибкость активную, когда движения выполняются за счет мышечных сокращений, и пассивную, когда движения выполняются с помощью отягощений.

Дополнительно с помощью простейших упражнений можно оценить прыгучесть (проба Абалакова), работу вестибулярного аппарата (проба Озерецкого), быстроту реакции (см. Рис. 1).

Создание единой универсальной формы для показателей физической подготовленности привело к увеличению количества тестовых физических упражнений с 6 (стандарт образования школьников) до 10. Теперь исходная информация по физической подготовленности соответствует, наряду со стандартом образования, требованиям Президентских состязаний школьников России. Кроме того, при увеличении количества тестов по физической подготовленности мы предоставляем возможность свободного выбора тех упражнений, которые лучше удаются занимающемуся, в выполнении которых он может достичь больших успехов. На это ориентированы контрольные нормативы по шести физическим качествам (см. Табл. 2), вошедшие в Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования.

Таблица 2

Требования по предмету «физическая культура» к индивидуальному уровню физической подготовленности школьников (по выбору обучающихся)

Из проекта федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (части 1 и 2) МО РФ (Москва, 2002)

Физические качества

Физические упражнения

Основная школа

Старшая школа

Мальчики

Девочки

Юноши

Девушки

Быстрота

Бег на 60 м (сек.)

9,2

10,4

9,1

10,2

Прыжки через скакалку за 30 сек. (раз)

60

70

70

80

Сила

Подтягивание туловища из виса на руках (раз)

6

1397059140

10

1397059140

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек. (раз)

1397059140

22

1397059140

26

Прыжок в длину с места (см)

180

160

195

165

Выносливость

Кроссовый бег на 2 км (мин., сек.)

8.50

11.20

8.20

11.00

Передвижение на лыжах 2 км (мин., сек.)

16.30

21.0

15.30

20.00

Плавание на 100 м (мин., сек.)
Кроль на спине
Кроль на груди
Брасс

без учета времени


1.45
2.00
2.05

без учета времени


2.05
2.25
2.40

Ловкость

Челночный бег 3x10 м (сек.)

8,2

9,2

8,1

9,1

6 бросков малого мяча в мишень 1x1 м с места на расстоянии:

– 12 м (кол-во попаданий в мишень);
– 10 м (кол-во непопаданий в мишень)

 

 

 

4

 

3

 

 

Профильный уровень

Быстрота,
выносливость

Бег на 100 м (сек.)
Бег на 1000 м (мин., сек.)
Бег на 500 м (мин., сек.)

 

 

13,0–14,3
3.20–4.15
1397059140

15,3–17,0

2.10–2.30

Сила

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

 

 

1397059140

16–10

Подтягивание туловища из виса на руках (раз)

 

 

14–8

1397059140

Прыжок в длину с места (см)

 

 

240–210

210–190

Особенностью новых требований к индивидуальному уровню физической подготовленности школьников является свободный выбор из предложенных физических упражнений, характеризующих те или иные физические качества. Это касается в первую очередь дошкольников и школьников, которых необходимо увлечь разнообразной двигательной активностью, проявляемой на физкультурно-оздоровительных, спортивных и других занятиях. Выполнение этих тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качеств в течение каждого учебного года.

Функциональная подготовленность. Частота сердечных сокращений измеряется за 15 сек., и результат умножается на 4. Для получения более точного результата замер частоты сердечных сокращений рекомендуется делать за 1 мин. Частота сердечных сокращений в покое измеряется после 5–7 мин. отдыха лежа на спине или сидя. Исходное положение для замера частоты сердечных сокращений стоя – опереться спиной о стену, чтобы ноги были на расстоянии ступни от стены, до замера постоять 1–2 мин. Частота сердечных сокращений после 30 приседаний за 30 сек. измеряется в положении стоя сразу после нагрузки. После этого сесть, полностью расслабиться, стараться восстановить дыхание. Замер частоты сердечных сокращений выполняется после 1 мин. восстановления.

Артериальное давление измеряется тонометром по методу Н.С. Короткова на правой руке в положении сидя после 5–10-минутного отдыха. Манжету накладывают на середину обнаженного плеча на 1–2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, а исчезновение их – диастолическому. Можно использовать современные тонометры полуавтоматического и автоматического типа.

Частота дыхания подсчитывается за 1 мин. в состоянии покоя сидя. При этом дыхание должно быть естественным, обычным, без задержек и учащения. Для подсчета частоты дыхания ладонь положить на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.

Время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) измеряют после 3–5-минутного отдыха. Тестируемый делает три глубоких вдоха и на неполном четвертом вдохе задерживает дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру определяют время задержки дыхания. Для определения времени задержки дыхания на выдохе технология замера аналогичная. Интервал между замерами времени задержки дыхания на вдохе и выдохе не менее 5–7 мин.

При проведении исследования используются следующие приборы и оборудование:

  • секундомер – для замера частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, задержки дыхания, времени выполнения проб, тестов и физических упражнений;

  • тонометр медицинский – для замера артериального давления (систолическое давление / диастолическое давление / пульсовое давление);

  • спирометр ССП – для замера жизненной емкости легких;

  • кистевой динамометр – для замера силы кисти правой и левой руки (шкала от 25 до 120 кг);

  • ростомер – для измерения роста;

  • сантиметровая лента – для измерения окружности грудной клетки, окружности талии, кисти, длины прыжка;

  • метрическая линейка – для замера гибкости, выполнения теста на быстроту;

  • весы – для определения массы тела;

  • маты, скамейка гимнастическая, перекладина, брусья, мини-степпер – для выполнения упражнений, характеризующих физическую подготовленность;

  • компьютер – для сбора, хранения и обработки полученных результатов.

Результаты фактических измерений заносятся в карту тестирования показателей здоровья (Табл. 3).

Таблица 4

Титульный лист к карте тестирования показателей здоровья

О методике расчета и оценки результатов фактических измерений будет рассказано в лекции 5.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какими параметрами характеризуется физическая полноценность человека?

2. С помощью каких тестов, проб, индексов можно измерить показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности?

3. Приведите примеры качественной и количественной оценки показателей здоровья.

Рекомендуемая литература

1. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика. – М.: Советский спорт, 2005.

2. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях. – М.: Советский спорт, 2007.

3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.

4. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (части 1 и 2) МО РФ. – М., 2002.