Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2007

МЕТОДИКА. МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕЛОЧИ


Улыбка учителя

Я прочитала статью Рифада Валиахметова («Спорт в школе», 2007, № 7), и мне очень понравилась идея открытия рубрики «Методические мелочи». Мне часто приходится искать, придумывать именно мелочи, которые помогают интересно провести урок. Также очень важно иметь в своем архиве такие стихотворения, басни, поговорки, которые помогут подбодрить ученика, предупредить недоразумение, избежать обидного замечания.

Например:

Не расти, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду.

(Сергей Михалков. «Про мимозу»)

Или:

Не умеешь драться – научись быстро бегать.

Зря, дружочек, ты скучаешь –
Так здоровье потеряешь.

«Ах, какое блаженство – знать, что ты совершенство, знать, что ты идеал!» Эта фраза Мэри Поппинс помогает детям стать более уверенными в себе.

Я решаю детские проблемы чаще всего на примерах из литературы, истории, мифологии и из собственного опыта.

Часто вижу, как дети выходят из класса: мальчики не пропускают девочек, толкают их. Как раз на такой случай у меня есть рассказ из жизни.

Однажды в общеобразовательную школу на игру в волейбол были приглашены мальчики из суворовского училища. В дверях они столкнулись с девочками, выбегающими из спортивного зала. Суворовцы мгновенно сделали шаг в сторону и вытянулись в струнку, пропустив выбегающих. Девочки немного опешили, засмущались и замедлили шаги. Мальчики, бежавшие за девочками, застыдились и, опустив головы, медленно вышли.

Дети всегда чувствуют доброе отношение и хорошо понимают шутки, рассказы, примеры из жизни. И это важно для учителя, потому что получаешь душевное удовлетворение, когда дети уходят с урока счастливые.

От того, как начать урок – с какого приветствия, какой фразой настроить детей на позитивное отношение к уроку, – зависит, как он пройдет. Психологами установлено, что доброжелательное отношение возбуждает центры положительных эмоций, помогает трудиться и жить. Человек с естественной приветливой улыбкой и сам обретает бодрость и жизнерадостность, и окружающим улучшает настроение. Улыбка и смех – возбудители положительных эмоций. По образному выражению Стендаля, ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость, украшенная приятной улыбкой.

От улыбки лучше стал урок,
От улыбки в школе ладится работа.
Улыбнись – ведь ты же педагог,
Улыбнись, когда кричать охота.
И тогда наверняка воспитать ученика
Сможешь ты, не совершив ошибку.
С голубого ручейка начинается река –
Воспитанье начинается с улыбки.

Радость – удивительное чувство, украшающее жизнь. Радость зависит от мироощущения и от состояния здоровья. Очень ценным для здоровья является и чувство юмора, которое вызывает радостный смех. Дети уважают и любят учителя с чувством юмора, а сам педагог уважает каждого ученика.

Представим себе учителя физической культуры – модную, подтянутую женщину в прекрасной физической форме, которая в ответ на грубость ученика по отношению к себе совершенно серьезно делает ему замечание: «Не обижай бабушку». Естественно, дети хохочут – они понимают смысл шутки.

Учитель должен уметь чутко, шутливо, осторожно, чтобы не обидеть ребенка, сглаживать острые углы.

В нашей школе дети углубленно изучают химию, биологию, математику, физику, а физкультура для них, тем не менее, – самый главный предмет. Каждый уважающий себя человек должен заниматься физическими упражнениями. А о человеке, который не занимался развивающими упражнениями, древние греки говорили: «Ни читать, ни плавать».

Дети так же относятся к уроку, как они чувствуют учителя, его любовь к ним и к своему предмету. Например, я сама себе никогда не позволю прийти к детям на урок в мятой куртке, с пузырями на коленях брюк. Моя одежда подобрана в соответствии с разделами программы, цветовая гамма продумана специально. Учитель – как актер на виду у молодого зрителя: как зрители подражают своему кумиру, так и ученики подражают учителю. Спортивный зал – не ярмарка, а храм физического развития и совершенствования человека и, так же как и театр, начинается с вешалки. Забыть форму – стыдно, и если у школьника есть любовь к уроку (мотивация), то форму он не забудет.

К ученикам я обращаюсь не только ласкательно, но и уважительно, а уж если сомневаюсь в их настроении, то употребляю такие обращения, как «принцы», «любимые», «господа», «дочка», «сыночек», «дружочек» и т.д.

Все эти мелочи помогают устранить такие отрицательные моменты, как «забыл форму», «проспал» и т.д., – ведь это все следствие неуважения к уроку, к педагогу, к самому себе. Это воспитательная часть, и если педагог еще и хороший психолог, то проблема с пропусками уроков вполне решаема.

А вот начинаю уроки я у всех классов по-разному. Это зависит и от темы урока, и от времени года, и от степени утомленности детей. Общее – улыбка на лице учителя, доброжелательная интонация голоса, шутки, скороговорки, летучие фразы.

Например:

Очень рада, что пришли,
Я соскучилась, а вы?

Сухо проводить зарядку, особенно с малышами, мне самой было бы скучно и некомфортно. Приведу пример общения с детьми при проведении зарядки.

Учитель.

Пастух в лесу трубит в рожок –
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем так!

(Дети выполняют прыжки.)

Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах,
На двух руках.

Дети.

Мы тоже можем так!

Учитель.

Сначала рысью, а потом
Сменили рысь на шаг –
Конь через мост идет шажком…

Дети.

Мы тоже можем так!

У каждого педагога есть секреты учительского поведения, мастерства общения с учениками разных классов. От авторитета учителя, его профессионализма, характера, от любви к детям и к своему предмету зависит, как относятся к физическому воспитанию его коллеги, дети, родители. А то только и слышно: «физ-ра» да «физ-рук».

Физическая культура – самая важная часть нашей жизни. И педагог – не физрук, а учитель физической культуры.

А это уже не мелочь.

Зинаида ГРИГОРЬЕВА,
учитель физической культуры
школы № 192,
Москва